Конспект занятия по развитию познавательных процессов "Путешествие за сокровищами"

Разделы: Внеклассная работа, Коррекционная педагогика, Дополнительное образование


Занятие по познавательному развитию ознакомлению с миром природы и формированию элементарных математических представлений в подготовительной группе для детей с задержкой психического развития, с использованием мультимедийной презентации по теме «Как прекрасен этот мир».

Цель: коррекция недостатков познавательной деятельности детей, путем целенаправленного обучения на занятиях по формированию элементарных математических представлений, ознакомление с окружающим миром, обучение грамоте.

1. Коррекционно-образовательные задачи:

  • формировать умение выявлять свойства в объектах и классифицировать их;
  • умение находить объекты, обладающие, сразу несколькими признаками, на основе сенсорных эталонов;
  • упражнять в сложении и вычитании групп предметов, взаимосвязи целого и частей;
  • развивать умение вести диалог, активизируя свой личностный опыт;
  • совершенствовать навыки работы с числовым отрезком;
  • закреплять прямой и обратный счёт от 1 до 20, порядковый счёт;
  • уточнить и систематизировать знания детей о числах;
  • закреплять в речи названия небесных тел, знания об их структуре, расположение в солнечной системе.

2. Коррекционно-развивающие задачи:

  • развивать логическое мышление, внимание, зрительную и слуховую память.
  • совершенствовать глагольный словарь, навыки словообразования;

3. Коррекционно-воспитательные задачи:

  • воспитывать гуманное отношение к окружающему миру.

Методические приёмы:

  1. Наглядные;
  2. Словесные (инструкции, задания, вопросы, оценка детских ответов);
  3. Игровой (сюрпризный момент);
  4. Поощрение, положительный анализ занятия.

Оборудование:

  • Мультимедийная техника.
  • Демонстрационный материал: карта мира для детей, карта солнечной системы, картинки с животными, иллюстрации природных зон.
  • Раздаточный: картинки с ребусами, отдельные слова для игры "Слово заблудилось" по количеству детей, карточки с цифрами.

Предварительная работа: Решение задач на занятиях по формированию элементарных математических представлений, изготовление вместе с детьми числовой лесенки. Рассматривание иллюстраций на тему природа разных поясов, достопримечательности мира, моря и океаны нашей планеты,  просмотр детского фильма «Солнечная система». Беседы о вселенной. Подборка и выставка в группе литературы, иллюстраций о нашей планете. Лепка «Космодрома» с использованием бросового материала. Проведение познавательных занятий, бесед о нашей земле. Наблюдение за солнцем в течение дня. Рисование на тему «Земля - наш общий дом».

«Путешествие за сокровищами»

I. Организационный момент

Дефектолог: Добрый день дорогие участники КВН, уважаемые гости, группа поддержки команды - родители, члены жюри. Мы рады приветствовать всех, кто собрался на КВН «Путешествие за сокровищами». Ребята, не один КВН не обходится без жюри. Жюри будет оценивать, как вы умеете отвечать на вопросы, а в конце объявит победителя соревнований, и, конечно, наградит   памятными медалями. Представляю Вам членов жюри: Попенкова Татьяна Сергеевна, учитель начальных классов - председатель жюри, члены жюри- Мосякина Наталья Юрьевна, учитель начальных классов, Фадеева Тамара Алексеевна, родительница. Поприветствуем…

Презентация

І тур игры

Дефектолог: Ребята! Я приглашаю Вас в незабываемое путешествие за сокровищами и приветствую на нашей шхуне, теперь, вы настоящие матросы!
Звучит музыкальная заставка "Пираты Карибского моря".

Вбегает пират.

Пират: Привет, морские волки! Покорители океанских просторов! Непобедимые корсары!

Хотите получить сокровища?! Ха-ха-ха! Я их давно уже прихватил! Но, если они уж вам так нужны  могу с Вами поделиться, при условии, что вы пройдёте все испытания.

Ведущий: Я думаю, что здесь собрались самые смелые, отважные и сообразительные матросы, и вам по плечу любые испытания! Вы готовы?

Дети: Да.

Дефектолог: У всех людей есть один большой общий дом - наша прекрасная планета  Земля. Очень давно, много-много лет назад, люди совсем ничего не знали про нашу планету. Они думали, что Земля похожа на большой блин и лежит на спинах трёх китов или на трёх слонах, которые стоят на гигантской черепахе. Когда животные начинали шевелиться - на Земле случались землетрясения.

Вселенная – это весь необъятный мир, который находится за пределами Земли. Ученые – астрономы считают, что она появилась в результате Большого взрыва. Это случилось 15 миллиардов лет назад. Галактики бывают разных размеров и форм. Слайд – 3 (Вселенная)

Галактика – это скопление звезд в космосе. Они видны в телескопы, как светлые небольшие туманные пятна. Наша галактика – Млечный путь – спиральная. Если взглянуть на нее сверху, то она будет выглядеть, как огромный звездный водоворот.  Слайд – 4 (Галактика)

Солнечная система – это небесные тела, которые двигаются вокруг Солнца.

Солнечная система - это звёздная система, состоящая из Солнца и планетной системы, включающей в себя все естественные космические объекты, обращающиеся вокруг Солнца: 9 планет, их спутники, карликовые планеты и их спутники, а также малые тела — астероиды, метеороиды, кометы, космическую пыль. Согласно современным представлениям, Солнечная система сформировалась приблизительно 5 миллиардов лет назад в результате сжатия газопылевого облака.

Солнечная система, система космических тел, включающая, помимо центрального светила Солнца восемь больших планет: Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун. Названия этим планетам дали древние римляне. Каждая планета названа в честь одного из римских богов.

Солнечная система еще не освоена человеком даже на миллионную часть. Она скрывает в себе много не известного, интересного и не опознанного.

Слайд – 5 ( Солнечная система)

Ведущий: Давайте расскажем Пирату стих о планетах:

Дети хором:

По порядку все планеты
Назовёт любой из нас:
Раз — Меркурий,
Два — Венера,
Три — Земля,
Четыре — Марс.
Пять — Юпитер,
Шесть — Сатурн,
Семь — Уран,
За ним — Нептун.
Он восьмым идёт по счёту.
А за ним уже, потом,
Идет планета под названием Девятая.

Ведущий: Солнце – это самая близкая к Земле звезда, громаднейший раскаленный газовый шар. Солнце – самое сильное по притяжению тело во всей Солнечной системе, поэтому планеты вращаются вокруг него. Солнце настолько больше Земли, что если представить его в виде футбольного мяча, то Земля будет размером с песчинку.

Солнце очень горячее, без него в нашем космическом доме – Солнечной системе – было бы темно и холодно. Без него на Земле не было бы жизни.

Солнце можно назвать главным осветителем, похожим на гигантскую лампочку. Благодаря ему, мы видим окружающий мир и друг друга. Не будь его, все погрузилось бы во мрак, и жизнь бы на Земле угасла.

Еще Солнце греет, «отапливает» всю планету. Солнечные лучи нагревают поверхность Земли, а уже от нее нагревается воздуха.

Есть звезды во много раз больше и горячее Солнца, но они светят так далеко от Земли, что кажутся нам всего лишь маленькими точками на ночном небе.

Орбитальное движение планет

Планеты – переводится, как блуждающие. Каждой планете древние римляне дали имя одного из своих богов. Все планеты обращаются вокруг Солнца по своему пути – орбите.

І тур игры  «Путешествие к планетам»

Пират:  А сейчас предлагаю матросам провести разминку, нужно разместить небесное тело на нашей карте звёздного неба.

Дети располагают девять планет по порядку каждую на своей орбите.

Пират: Загадка к картинке:

В небе виден желтый круг
И лучи, как нити.
Вертится Земля вокруг,
В небе виден желтый круг
И лучи, как нити.
Вертится Земля вокруг,
Словно на магните.
Хоть пока я и не стар,
Но уже ученый –
Знаю, то - не круг, а шар,
Сильно раскаленный.

Ответ: Солнце

ІІ тур игры  "Путешествие по материкам"

Дефектолог: Много лет назад немецкий учёный открыл, что на земле был один огромный материк Пангея, а затем Пангея развалилась на части и обломки отодвинулись друг от друга и из Пангеи получилось: шесть материков.

Пират: Ребята, каждый из вас должен расшифровать название континента и показать его на карте полушарий:

  1. Смевтернлая Адмегриква
  2. Австфралщия
  3. Екврагзия
  4. Южзнаъя Амсерипка
  5. Афнрикпа
  6. Ангтаркштиза

ІIІ тур "Необычные рассказы"

Дефектолог: Пират сейчас прочитает вам маленькие рассказы путешественников, а вы попробуете узнать о каких природных зонах рассказывали путешественники и какие ошибки они допустили.

РАССКАЗ БАРОНА МЮНХАУЗЕНА

Дорогие ребята! Я только что вернулся из Антарктиды. Немного я времени побыл там, но материк очаровал меня. Я не забуду красивого северного сияния и белых медведей. Особенно интересны пингвины-императоры. Здесь очень красивый Ниагарский  водопад, далее  мы направились к лесу, в котором нашли бруснику и клюкву.

РАССКАЗ ОХОТНИКА

Это было в пустыне Сахара. Три дня мы гонялись за тигром, изнемогая от жажды и полящего зноя. Верблюды не выдержали и пали. Поддерживая друг друга, обжигая ноги о раскаленные камни, мы едва добрели до большой реки в центре пустыни. Здесь мы утолили мучавшую нас жажду и, скинув пыльную одежду, бросились в воду. Долго плавали мы в тихой прозрачной воде, а затем укрылись от полящего зноя в тени леса, раскинувшегося у самой реки. Стали думать: что же нам делать дальше? Наконец сообразили: построили из сосновых бревен плот и благополучно достигли на нем ближайшего селения.

ІV тур игры  "Потерявшиеся животные"

Пират:- Теперь когда вы устранили ошибки наших горе путешественников мы можем отправиться дальше по природным зонам. Давайте попробуем правильно расселить животных по их месту обитания. Выбираете животного называете его и располагаете на природной карте нашей страны, не забудьте назвать природную зону, в которой живёт данное животное.

Арктическая пустыня: белый медведь.

Тундра: лемминг, олень.

Тайга: медведь, белка.

Пустыня: верблюд, змеи.

Тропические леса: обезьяны, попугаи.

V тур игры  Игра «Слово заблудилось»

Пират: Расшифруйте предложения, поставив слова на свои места.

1. (Антарктиде в медведи не белые живут)
Белые медведи не живут в Антарктиде.

2. (медведи на спят белые снегу)
Белые медведи спят на снегу.

3. (еда тюлени любимая белых медведей)
Любимая еда белых медведей - тюлени.

4. (белых нет врагов человека кроме медведей)
У белых медведей нет врагов кроме человека.

5. (впадают не в спячку медведи белые)
Белые медведи не впадают в спячку.

6. (отличные белые медведи пловцы)
Белые медведи отличные пловцы.

7. (мех спасает густой белых от сильных медведей морозов)
Густой мех спасает белых медведей от сильных морозов.

VІ тур игры  Игра  «Мимика»

Пират: - В конкурсе играют используя руки и ноги, один из вас  должен показать, а остальные дети отгадать:

1. Вулкан                                                                    
2. Водопад
3. Волна                                                                          
4. Кактус
5. Гора
6. Горилла
7. Ветер

VІІ тур игры "Водоёмы"

Дефектолог: Землю называют не "чёрной", не "жёлтой" или "зелёной" , а "голубой планетой" Это потому, что на Земле много воды. Там, где есть вода - есть жизнь. Люди условно разделили водоёмы на несколько видов: самый большой океан (их четыре), море, река, озеро, пруд, ручей.

Пират: Каждый водоём располагается на карте под определённым числом. Нужно угадать число, прочитать название водоёма и расположить его на карте.

Водоём который я загадал, вы узнаете, если правильно ответите на вопрос:"Какое число я загадал, если соседи числа  2 и 4; 7 и 9; 9 и 11; 16 и 18; 13 и 15; 4 и 6; 8 и 10; 10 и 12)

(3 - Тихий океан, 8 - Северно-Ледовитый океан; 10 - Индийский океан, 17 - Атлантический океан; 14 - Лена; 5 - Енисей; 9 - Обь; 11 - Волга)

VI тур игры "Достопримечательности Европы"

Дефектолог: достопримечательности мира уникальны и разнообразны. Многие из них славятся своей многовековой историей и не имеют аналогов в мире.

Пират: Итак, последнее, самое сложное задание оно состоит из нескольких этапов:

I этап: - решив примеры вы разгадаете зашифрованную страну;

II этап: - вам нужно выбрать фотографию этой страны;

III этап: - на фотографии изображена достопримечательность данной страны, вы должны вспомнить её название и город в котором она находиться;

IV этап: - правильно расположить фотографию на географической карте Европы в соответствии с местонахождением данной страны.

Дефектолог: Наверно, одной из самых известных достопримечательностей является Московский Кремль. Мало кто знает, что на территории России насчитывается более пятидесяти кремлей, которые в царские времена создавались для обороны. В наши дни Московский Кремль является визитной карточкой российской столицы и представляет собой прекрасный архитектурный ансамбль, который складывается из башен, храмов и прочих сооружений.

Бесценным сокровищем России по праву можно назвать Санкт-Петербург – столицу русских монархов. Этот величественный город и ныне называют самым аристократичным городом России, в котором удивительным образом соединились европейский порядок и русская душевность.

Настоящей жемчужиной России является Петергоф – великолепный архитектурный ансамбль, построенный с легкой руки Петра I. Санкт-Петербург заслуженно называют одной из самых роскошных резиденций царской семьи и одним из самых посещаемых мест в России.

Колизей

Сердце Италии, Священный город, Врата Апостолов, Вечный город – величественный и гордый Рим имеет немало громких названий. Этот город, история которого насчитывает уже более трех тысяч лет, является колыбелью римской цивилизации. Легендарный, гордый и прекрасный Рим хранит бесценные культурные сокровища и имеет богатую историю.

Открывали арену Игры длившиеся 100 дней подряд. В течение многих лет Колизей являлся для римлян и гостей Рима источником зрелищ – на арене боролись гладиаторы, травились звери, проводились морские бои.

Храм Святого Семейства

«Визитной карточкой» Барселоны считаются архитектурные шедевры Антонио Гауди. Это самая впечатляющая архитектура, которая опередила время на столетия. Самым монументальным строением считается Собор Святого Семейства (Саграда Фамилия), начатый возводиться в 1883 году, Гауди посвятил строительству этого храма остаток своей жизни, и сейчас еще продолжаестся его строительство.

Эйфелева башня

Ее Высочество или Ее Величество – к этой достопримечательности нужно обращаться только так, ведь она - королева среди прочих, она – Эйфелева башня. Символ, который люди всего мира знают с самого детства, который будоражит мечты тысячи и тысячи романтиков.

Биг-Бен — главные куранты Европы

Точность — вежливость королей. В Лондоне эта поговорка особенно актуальна. В столице Великобритании из нескольких сотен городских циферблатов идут правильно лишь одни часы — на башне Биг-Бена, которая является частью архитектурного ансамбля Вестминстерского дворца.

Дефектолог:

- Вот и закончилось наше путешествие. Вы были внимательными, сообразительными и поэтому вам удалось решить все задания.

- Ребята, вам понравилось наше путешествие?

Варианты ответов:

А что вам больше всего запомнилось? (Ответы детей)

- Разгадывание загадок.

- Игра "Слово заблудилось" и т.д.

Дефектолог:

- Молодцы! Вы справились со всеми испытаниями и помогли найти сокровища я благодарю вас за правильные и грамотные ответы на задания.