Проект "Оригами". 5–6-е классы

Разделы: Математика, Внеклассная работа


Исполнители проекта:
ученицы 5б класса
Крыгина Н.,
Площенко Е.

Руководители проекта:
Карташова И.В.,
Нестеренко К.З.,
Торсуков А.М

Обоснование темы

Нам очень нравится делать и складывать различные фигурки из бумаги. В начальной школе мы узнали, что такая техника называется «Оригами». В пятом классе у нас появился кружок «Оригами». На этом кружке наш учитель математики Карташова Ирина Викторовна показывает нам различные фигуры, сделанные из бумаги, учит нас их делать самостоятельно. Нам с одноклассниками очень нравится этот кружок и мы с удовольствием выступаем в роли учителя, показывая друг другу новое оригами («Лягушка», «Кузнечик», «Мордочки животных», «Кораблик», «Слон», «Ворона» и другие).

После одного из занятий оригами мы задумались, откуда к нам пришла эта техника? Какие виды оригами существуют? И могут ли поделки из бумаги найти свое применение? Может ли оригами пригодится в жизни, например, на уроке математики?

Приложение 1

Презентация

Гипотеза

  • Занятия Оригами помогают изучить геометрические фигуры, развивает логику и интеллект.

Цель работы

  • Узнать историю возникновения и пользу Оригами.

Задачи

  • найти необходимую информацию в книгах и Интернете.
  • установить пользу Оригами в математике.
  • узнать, как используют Оригами в жизни.

Содержание

1. Введение
2. История возникновения Оригами:
2.1. Виды Оригами;
2.2 Использование Оригами в жизни человека;
2.3 Исследование бумаги для Оригами.
3. Вариативность:
3.1. Основная часть (схема);
3.2. Техника безопасности;
3.3. Экономическое обоснование;
3.4 Экологическое обоснование.
4. Применение Оригами в математике.
5. Вывод.
6. Заключение.
7. Список использованной литературы.
8. Приложение (фотографии занятий кружка).

Введение

Под рукой оживает бумага,
Под рукой оживают цветы,
Будто волей искусного мага,
Оригами — бумага — мечты...

Оригами — удивительное, загадочное слово. Практически каждый человек знаком с оригами, хотя не каждый из нас слышал это иностранное слово. Оригами буквально означает «бумажные поделки». Еще наши бабушки и дедушки делали из бумаги и картона самые различные вещицы. Это были и бумажные игрушки: кораблики, самолетики, бумажные шляпы и кепки, защищающие голову от солнечных лучей, и оригинальные сувениры из бумаги.

Нам очень нравится делать и складывать различные фигурки из бумаги. В начальной школе мы узнали, что такая техника называется «Оригами». В пятом классе у нас появился кружок «Оригами». На этом кружке наш учитель математики Карташова Ирина Викторовна показывает нам различные фигуры, сделанные из бумаги, учит нас их делать самостоятельно. Нам с одноклассниками очень нравится этот кружок и мы с удовольствием показываем друг другу что-то новое, выступая в роли учителя, показывая друг другу новое оригами («Лягушка», «Мордочки животных», «Кораблик», «Слон», «Ворона» и другие).
.
После одного из занятий оригами мы задумались, откуда к нам пришла эта техника? Какие виды оригами существуют? И могут ли поделки из бумаги найти свое применение? Может ли оригами пригодится в жизни, например, на уроке математики?

История возникновения оригами

Свою исследовательскую работу мы начали с изучения истории возникновения Оригами. Нужную мне информацию мы нашли в Интернете.

Оригами — это искусство складывания бумаги в различные формы и фигуры. Название этого вида творчества происходит от японского «ori» - складывать и «kami» - бумага.

В переводе с японского «Оригами» означает «сложенная бумага», в стране восходящего солнца искусство Оригами называют искусством целого листа. Это одно из самых главных правил Оригами — не прибавлять и не вычитать ничего лишнего. Это закон, которому следуют уже многие века все художники оригами. Благодаря этому данный вид искусства уже тысячелетия считается самым необычным и оригинальным.

Появилось Оригами почти сразу после появления бумаги в Японии. Именно японцы, а не первооткрыватели нового писчего материала — китайцы, догадались использовать бумагу в качестве сырья для декоративных украшений и изделий. Сначала новый изысканный и ценный материал использовали в проведении различных религиозных церемоний.

Слово «бумага» и «Бог» на японском языке созвучны. Поэтому всем бумажным изделиям стал придаваться религиозный смысл. В храмах стены были украшены бумагой с изображениями богов и записанными их заповедями. С помощью листов разжигались жертвенные костры. В особых бумажных коробочках было принято приносить дары в храмы.

Виды Оригами

К настоящему времени единое русло Оригами распалось на множество ответвлений, школ и техник, в которых разрешается использование не только клея и ножниц, но и самых разнообразных материалов.

За сотни лет существования искусство Оригами далеко ушло от своего классического метода, и сейчас существует множество альтернативных способов складывания фигурок из бумаги.

Модульное Оригами является одним из самых популярных и трудоемких техник складывания фигур из бумаги. Его используют при создании большой, объемной фигуры, состоящей из нескольких блоков или, так называемых, модулей. Вначале складываются несколько составляющих из одинакового или разного размера бумаги, а потом они просто вкладываются друг в друга, превращаясь в законченную композицию.

Простое Оригами — виды оригами, разработанные для новичков или для людей с ограниченными физическими возможностями. Впервые был разработан английским поклонником оригами Джоном Смитом. В данной системе можно использовать только складки горой и долиной.

Складывание по развертке. Это один из видов оригами, являющий собой чертеж, на котором уже видны все сгибы будущей модели. Складывание по развертке считается более сложным, но оно дает не только само представление о том, как сложить фигуру, но и показывает, как данная схема была разработана.

Мокрое складывание. Вид техники предусматривает использование смоченной с помощью воды бумаги. Мокрое складывание широко используется для создания фигурок представителей флоры и фауны. Смоченная бумага позволяет сделать линии более плавными и выразительными, а также придать им некую жесткость. Для данного вида творчества подходит специальная бумага, при изготовлении которой добавляется водорастворимый клей.

Киригами. Это единственный вид Оригами, при котором допускается использование ножниц. Его применяют для создания красивых открыток с объемными элементами.

Монигами. Вид искусства, который идеально подходит людям, которые уже не знают, куда девать свои деньги, или тем, кто, наоборот, пытается привлечь финансовый успех на свою сторону. Фигурки этого стиля выполняются из денежных купюр.

Квиллинг. Подходит для создания полноценных картин. Бумагу скручивают специальным образом, чтобы получилась нужная фигура. Затем ее приклеивают к основанию. Данная техника вовсе не сложная, но достаточно трудоемкая.

Использование Оригами в жизни человека

Оригами — искусство, которое дарит людям радость. Некоторые люди сделали изготовление бумажных фигурок своей профессией. Бумажные птицы и рыбы, звери и многогранники украшают витрины магазинов. Бумажные фигурки используются при создании рекламных роликов и плакатов. Оригами — и детская забава, и элемент дизайна, и атрибут народных праздников во многих странах мира. Существуют театры, где персонажами и декорациями являются бумажные фигурки.

Создавая разнообразные и сложные изделия из бумаги, мы делаем свои произведения частью повседневной жизни. Салфетки — искусство оригами можно использовать и в сервировке стола. Подарок, изготовленный своими руками — это оригинально и особенно приятно. Широкую известность в наши дни приобрело такое направление в оригами, как упаковка подарков. Коробочка может быть обычной квадратной, в форме звездочки, в форме спичечного коробка, необычной формы.

Цветы в нашей жизни занимают очень большое место. Их мы дарим в дни праздников. Ими же украшаем свои квартиры, наряды и подарки для близких. Цветы из бумаги можно сделать как объемными, так и плоскими. Объемные цветы можно поставить в любую декоративную или бумажную вазу. Плоские цветы используют в основном для изготовления панно, украшения подарочных коробок.

Исследование бумаги для Оригами

Любители Оригами среди всех предпочитают и используют такие виды бумаги, как писчая, газетная, оберточная, обойная, типографская, картон, бархатная и другие.

Мы решили исследовать бумагу и выбрать ту, которая лучше всего подходит для оригами. Бумагу мы выбирали по признакам: вид бумаги, преимущество, недостаток.

Вид бумаги

Преимущество

Недостатки

Бумага для Оригами

Легко складывается, хорошо держит складки

Нет

Салфетки

Подходит для специальных изделий

Сложно складывать, в процессе складывания рвется

Офисная бумага

Хорошо держит складки, прочная

Нет

Картон

Нет

Сгибается тяжело, поделка не получается

Цветная бумага

Сгибается легко, поделка получается яркая

Нет

Из проведенного нами исследования можно сделать вывод, что Оригами можно сделать из любой бумаги, кроме картона.

Вариативность

В начале выполнения проекта перед нами был выбор — какое изделие выполнить в технике Оригами?

№1 Самолеты. Нам показалось изделие слишком простым для проекта;

№2 Собака. Очень любим собак. Можно использовать как подарок близким в 2018 году (2018 год – год Собаки);

№3 Елочные украшения. Изделия могут использоваться только на Новый год.

Используя все возможные варианты, мы остановились на №2. Для выполнения Оригами нам помогли занятия на кружке «Оригами» (см. фото в приложении).

Основная часть (схема)

Технологическая карта изготовления собачки, качающей головой

№ п/п

Описание операции

Графическое изображение

Инструменты и материал

1

Положить лист бумаги вниз внешней стороной. Свести к центральной точке все четыре угла.


Квадратный лист двухцветной бумаги

2

Сложить модель по диагонали

 

 

 

Бумага

3

Завернуть правый уголок налево так, чтобы его нижний край совпадал с нижним краем модели.
Это будет тело собачки.


Бумага

4

Установить тело собачки на стол


 

5

Завернуть вниз верхние углы вдоль центральной вертикальной линии.


Квадратный лист двухцветной бумаги

6

Отвернуть нижние края.


Бумага

7

Завернуть нижний край модели


Бумага

8

Отогнуть вниз верхний уголок. Получится нос собачки.


Бумага

9

Сложить модель пополам так, чтобы глаза собачки оказались с внешней стороны модели. Получилась голова.


Бумага

10

Установить голову на первой заготовке, слегка нажать на нос, и собачка закивает головой.


 

Техника безопасности

При работе с ножницами

  • Хранить ножницы в определенном месте
  • Класть их сомкнутыми концами от себя
  • Передавать ножницы друг другу ручками (кольцами) вперед
  • По окончании работы убрать ножницы в отведенное для хранения место
  • Привести в порядок рабочее место

Экономическое обоснование

Себестоимость нашего изделия будет складываться из затрат на необходимые материалы, которые нам пришлось приобрести.

Материал

Расход

Стоимость

Всего

Двухсторонняя цветная бумага

2 листа

5 рублей

10 рублей

Ножницы

1 шт

25 рублей

25 рублей

Итого

35 рублей

Экологическое обоснование

Все используемые материалы при изготовлении фигурок Оригами экологически чистые, значит они не вызовут аллергии и могут находиться в детской комнате, так как бумага прошла тест по качеству.

Применение Оригами в математике

С точки зрения математики Оригами — это точное определение местоположения одной или более точек листа, задающих складки, необходимые для формирования окончательного объекта.

С помощью техники Оригами можно на практике освоить некоторые геометрические сведения. Например, возьмем бумажный квадрат. Сгибая бумагу по указанным линиям, можно проверить равенство треугольников, найти прямоугольные треугольники, равнобедренные треугольники, медианы, биссектрисы и высоты, параллельные и перпендикулярные прямые, углы при параллельных прямых, смежные и вертикальные углы. Также можно проверить правило сравнения и равенства геометрических фигур.

При помощи техники Оригами можно сделать многогранник. Многогранник — геометрическое тело, ограниченное со всех сторон плоскими многоугольниками — гранями. Стороны граней называются ребрами, а концы ребер — вершинами. Многогранник называется правильным, если его грани правильные многоугольники (у которых все стороны и углы равны).

Вывод

В ходе своей работы мы ознакомились с историей возникновения Оригами. Узнали, что существует несколько видов Оригами. Также научились выполнять фигурки в разной технике оригами. С помощью исследования бумаги для Оригами мы узнали, что картон не подходит для создания фигурок в этой технике. Нам удалось узнать, как можно использовать Оригами для усвоения некоторых геометрических сведений.

Нам было очень интересно работать над данной темой и  мы продолжим свою работу, так как это нам поможет находить новые способы решения некоторых задач, а также при изучении геометрии в 7 классе.

Некоторые ребята из нашего класса заинтересовались оригами, и мы провели для них мастер-класс. Мы вместе создали подарок нашим папам ко дню 23 февраля - модель «Танка». В дальнейшем мы будем продолжать использовать технику Оригами в жизни и в 6 классе на занятиях кружка вместе с учителем математики Ириной Викторовной разберем модульное оригами («Лебедь»). Подводя итог своей исследовательской работы, мы поняли, что складывание Оригами помогает усвоить геометрический материал, развивает технические навыки, память.

Гипотеза, которую мы ставили в начале работы - занятие оригами помогает изучить геометрические фигуры, развивает логику и интеллект, подтвердилась.

Заключение

В любом помещении неповторимую индивидуальность и оригинальность могут придать вещи, сделанные своими руками с любовью и фантазией. Процесс изготовления Оригами очень интересен и увлекателен. Такое занятие развивает эстетический вкус, прививает аккуратность, усидчивость, трудолюбие, творческое отношение к труду, формирует определенные навыки и умения, которые могут пригодиться в математике.

Литература

1. https://www.syl.ru/article/170897/new_istoriya-origami-istoriya-vozniknoveniya-origami

2. http://www.tvorim-sami.ru/48-origami-istoriya-vozniknoveniya.html

3. http://21vu.ru/publ/100-1-0-262

4. http://fb.ru/article/284212/vidyi-origami-iz-bumagi

5. Сержантова Т.Б.Оригами. Лучшие модели / Т.Б. Сержантова . – М.:Айрис-пресс, 2010.

6. Эм Г.Э. Путешествие в страну Оригами. Пособие для учителей и родителей.

7.11.2018