Формы и виды работ по формированию связной устной речи учащихся

Разделы: Коррекционная педагогика


Одна из основных коррекционно-образовательных задач по развитию связной речи состоит в обучении учащихся навыкам создания текста. В частности, очень важно умение составлять описательные рассказы, что является условием совершенствования речи и мышления, облегчает процесс обмена информацией.
Работа по созданию текстов-описаний может быть разделена на три этапа: вводный, основной и итоговый.

Вводный этап посвящен знакомству с правилами речевого сообщения. Содержание этапа включает в себя сбор и систематизацию материала для будущего сочинения; специальную работу по предупреждению речевых ошибок.

На основном этапе ведется работа по развитию связного говорения по правилам смысловой и языковой организации, а также формируются речевые умения по созданию текстовых сообщений описательного характера.

Задача итогового этапа состоит в том, чтобы привлечь самих школьников к исправлению допущенных ошибок. Совершенствование культуры речи школьников предполагает формирование у них умений и навыков редактирования письменных текстов.

С целью предупреждения речевых ошибок в процессе работы над связной устной речью используются тексты-образцы и различные упражнения для активизации смысловой и языковой сторон связного текстового сообщения.

Упражнения на отбор и расположение материала текстового сообщения. Например, литература. Восстановить правильный порядок пунктов плана произведения или выбрать из произведения только тот материал, который подходит для представленной иллюстрации.

Упражнения эвристического характера.

Например, на уроке русского языка можно предложить детям «распутать» два описания различных предметов.  На уроке литература: убрать лишнее из описания к выбранному литературному герою.

В подобных упражнениях учащимся предъявляются разнообразные задания, стимулирующие поиск новых слов (например, «снег какой?»- холодный, белый, пушистый; «снег что делает?»- идет, падает, ложится, тает, кружится и т.д.), а также синонимов и антонимов к заданным словам. Например, на уроке русский язык в предложении «Гибкие ветки берез густо покрыты смолистыми почками» выделенное слово замените на другое, близкое ему по смыслу, т.е. синонимом (часто, обильно).

Можно провести это в виде игры «Волшебная палочка». «Волшебная палочка» (ручка, карандаш, указка) передается в классе из рук в руки и сопровождается речью по какому-то заказу-правилу. Н-р, подобрать синоним к данному слову, или назвать существительное, а учащиеся подбирают прилагательные или глаголы и т.п.

В целях улучшения связной устной речи учащихся с ЗПР на уроках русского языка можно проводить по тематическим группам. Каждая тематическая группа слов изучается в течение 5 уроков:

1 урок – организационный урок. Подготовка к развитию связной устной речи;

2 урок - учащимся предлагается задание - составить несколько словосочетаний;

3 урок -  составить простое предложение с новым словом;

4 урок - составить сложное предложение с новым словом;

5 урок -  коллективное составление небольшого текста с разными словами.

Такая система развития связной устной речи обеспечивает качественное усвоение основным норм и правил составления текста, используя как простые, так и сложные предложения.

Развитию правильной речи помогают и упражнения в составлении предложений по предложенной схеме. Например, предлагаю схему сложного предложения и задаю тему, а учащиеся составляют предложение. Или предлагаю схему и набор слов, из которых надо составить предложение.

В основе работы обучения детей пересказу лежит методика обучения детей пересказу с опорой на графические схемы.

Задачи развития связной речи:

1. Развитие умения воспринимать литературное произведение, осознавая наряду с содержанием и элементы художественной выразительности;

2. Целенаправленное воздействие на активизацию и развитие высших психических функций;

3. Закрепление и развитие у детей навыков речевой коммуникации;

4. Формирование планирования развернутых высказываний;

5. Формирование у детей навыков использования в связных высказываниях средств художественной выразительности;

6. Обучение оформлению высказываний с соблюдением лексико-грамматических и фонетико-фонематических норм;

7. Развитие навыков контроля и самоконтроля за построением связных высказываний.

При обучении детей пересказу применяются вспомогательные методические приемы, облегчающие составление связного последовательного сообщения, что особенно важно на начальных этапах работы. Упражнения  располагаются в порядке возрастающей сложности, с постепенным убыванием наглядности и «свёртыванием» плана высказывания.

Работа по обучению детей пересказу комплексная и включает в себя несколько этапов:

1. Этап развития фразовой речи.

Цель: совершенствование лексико-грамматического строя речи.

Упражнения:

− составление предложений по картинке, паре сюжетных картинок.

− составление распространенных предложений;

− «Добавь словечко».

2. Обучение детей пересказу с помощью приемов мнемотехники.

Цель: Формирование целенаправленного восприятия и анализа текста.

− составление графических схем;

− рисование сюжетных фрагментов;

− совместное составление пересказа;

− пересказ рассказа с использованием фланелеграфа.

В этом виде рассказывания непосредственные действия с предметами и объектами заменяются действиями на фланелеграфе с предметными картинками; план рассказывания обеспечивается порядком картинок, последовательно выставляемых на фланелеграфе.

3. Самостоятельный пересказ рассказа ребенком.

Цель: Обучение связному последовательному пересказу с наглядной основой в виде графических схем, отражающих последовательность событий.

− пересказ фрагмента рассказа;

− пересказ рассказа, составленного по демонстрируемому действию.  Здесь наглядность представлена максимально: в виде предметов, объектов и действий с ними, непосредственно наблюдаемых детьми. Планом высказывания служит порядок действий, производимых на глазах детей. Необходимые речевые средства детям даёт рассказ педагога.

− составление рассказа по следам демонстрируемого действия. Наглядность и план высказывания аналогичны используемым на предыдущем этапе; усложнение достигается за счёт отсутствия образца рассказа, что, кроме того, позволяет разнообразить лексическое и грамматическое наполнение связной речи.

− пересказ по цепочке;

− пересказ по плану-схеме, опорным вопросам;

− иллюстрация пересказа одного ребенка другим (подбор схем, картинок);

− пересказ после восстановления деформированного текста;

4. Пересказ рассказа с элементами творчества.

Цель: закрепление умения связно и последовательно пересказать произведение, опираясь на наглядный материал.

− придумывание названия рассказа;

− придумывание фрагмента, части рассказа. На этом этапе создаются предпосылки и, возможно, начало работы над творческим рассказыванием.

Эффективным средством обучения детей связному воспроизведению прочитанного текста является также использование на уроках иллюстративного панно с красочным изображением общей обстановки и основных деталей, с которыми связано развитие всего сюжетного действия рассказа. Целесообразно располагать такие опорные объекты на картине-панно в линейном ряду, в соответствии с последовательностью фрагментов. Иллюстрирование проводится с помощью плоскостных фигурок персонажей и предметов, перемещаемых на панно. Возможно, использовать также компьютерные презентации. Это активизирует зрительное и слуховое восприятия, внимание детей, формирует навыки контроля и самоконтроля за построением высказываний; более точно воспроизводить последовательность событий.

Среди приемов можно использовать следующие:

− индивидуальная работа по выстраиванию графического плана, составления пересказа;

− лексические упражнения «Назови детеныша», «Кто, где спрятался? – употребление предлогов, глаголов, «Краски осени» - подбор прилагательных, «Кто, что лучше запомнил?»;

− дидактические игры «Чего не стало?» – изменение слов по падежам, «Один-много», «Кто, где живет?», «Наоборот», «Четвертый лишний», «Родственные слова» и др.

Языковые средства построения связных высказываний усваиваются детьми в ходе разбора текста, специальных упражнений, включаемых в урок, и закрепляются в процессе самого пересказа. Вопросы для разбора содержания и лексического разбора составляются так, чтобы ребёнку было необходимо в своих ответах употребить слово в нужной грамматической форме или дать ответ в виде предложения определённой структуры. При затруднении подсказывали начало фразы.

В урок можно включать:

- упражнения в словоизменении, в подборе лексем и словоформ, например определений к данному педагогом слову при характеристике персонажей;

- упражнения в дополнении предложения требуемым по смыслу словом; воспроизведение определённого лексического материала текста в форме игры - упражнения «Кто лучше запомнил?».

Так, у детей с ЗПР будут формироваться навыки практических действий с языковым материалом пересказываемых произведений. При подготовке к урокам следует проводить тщательное изучение текста для пересказа, определяя круг отрабатываемых на уроке языковых средств в соответствии с периодом обучения и планом последовательного усвоения детьми грамматических закономерностей родного языка.

Таким образом, на уроках языкового цикла с учащимися можно применять различные формы, методы изучения материала. При этом педагогу стоит учитывать специфические особенности детей с ЗПР. Коррекционно-педагогическая работа с младшими школьниками с ЗПР может проводиться по следующим направлениям:

- развитие смыслового программирования текста;

- овладение языковыми средствами оформления связного текста.