Использование иллюстративного материала по УМК «Forward» при формировании коммуникативной компетенции в условиях системно-деятельностного подхода

Разделы: Иностранные языки


В процессе приобретения коммуникативной компетенции и учитель, и ученик проходят несколько ступеней, к которым мы можем отнести толерантность, понимание и принятие иностранного языка, а также способы поведения в проблемных коммуникативных ситуациях, знание грамматики и лексики. Из четырёх составляющих, на которых держится любое преподавание языку: чтение, письмо, разговорная речь и восприятие речи на слух: особое внимание уделяется именно двум последним.

Обучение детей английскому языку по УМК «Forward» строится на принципе опережающего развития устных видов речевой деятельности, аудирования и говорения. Большое внимание уделяется развитию разговорной речи и пополнению словарного запаса. Как работать нас учит книга для учителя данного УМК, а мы, учителя, в свою очередь  стараемся донести важные моменты до родителей, и часто сталкиваемся с их мнением, что … «Изначально книга вызывает исключительно приятные впечатления - она яркая, нескучная, в ней много иллюстраций. Я вспоминаю учебники, по которым изначально училась сама, а потом учила детей. В плане оформления - небо и земля. Притягательно, ничего сказать не могу. Однако, если честно, то, кроме развлекательной функции, по большому счёту картинки ничего не дают…»

Иллюстрации – это не украшение, они помогают вводить и закреплять новую лексику, способствуют обеспечению коммуникации, поддерживают интерес учащихся к языку. Иллюстративный материал дает развитие языковой догадки учащихся, т.к. сначала они видят только слова и картинки и могут сами предсказать, что будет изучаться на уроке, что слова обозначают на русском языке.

Иллюстрации в учебнике (от лат. illustratio - освещение, наглядное изображение) - изображения, объясняющие, истолковывающие или дополняющие текст с помощью наглядных образов; одно из самых распространённых средств применения наглядности в обучении. И имеются в учебниках по всем учебным предметам.

В обучении иллюстрации выполняют важные и разнообразные функции: 1) обогащают чувственный опыт уч-ся образами, которые нужны для формирования необходимых представлений и усвоения понятий. Дополняя созданный на основе текста образ, Иллюстрации

1) уточняют, делают его более зримым, играют большую роль в развитии мышления;

2) способствуют более прочному запоминанию и усвоению знаний;

3) способствуют формированию положительного отношения к учению, т. к. повышают интерес к содержанию учебника;

4) развивают воображение уч-ся, побуждают их находить в изучаемых явлениях новое;

В одном случае источником знаний является текст, а иллюстрации  дополняют и конкретизируют его, в другом - учащиеся черпают знания из иллюстрации, а текст помогает лишь глубже осознать их.

Иллюстрации учебников УМК «Forward» младших и средних классов обладают большей динамичностью; они являются убедительным изображением действительности. Они достаточно типичны, раскрывают существенные стороны изучаемого материала.

В УМК предусмотрены задания и упражнения, позволяющие использовать все каналы восприятия информации учащимися. Так, для детей-визуалов, предусмотрены разные виды наглядности: красочные иллюстрации учебника, тексты к этим  рисункам записаны на диски со звуковым и музыкальным оформлением, что отвечает потребностям детей- аудиалов и для детей-кинестетиков. Таким образом, у каждого учащегося есть шанс усвоить большую часть информации.  Как, говорят психологи, у современных детей развито так называемое клиповое мышление – это восприятие информации в усеченном виде: коротких сюжетов, ярких картинок, эмоциональных образов. Иллюстрациивоздействуют на эмоциональную сторону восприятия учеников, вызывают положительные эмоции, создают благоприятный климат на уроке.

Вниманию учащихся предлагаются иллюстрированные микротексты (рассказы, комиксы) в сопровождении аудиозаписей. Последовательность заданий типа «Слушай и повторяй за аудиозаписью», «Слушай, ответь на вопрос по рисунку» «Смотр, слушай, выскажи свое мнение», «Смотри, слушай и следи по тексту», свою очередь благоприятно сказывается на формировании фонетических навыков. Учение и обучение происходит путем погружения в языковую среду, идя последовательно от аудирования к говорению, чтению, письму и граммматике, и здесь тщательном соблюдается психофизиологическая специфика  возраста.
Комиксы позволяют обсудить важные темы. При обсуждении затронутых вопросов активизируется словарный запас учащихся, актуализируется их личный опыт. Активизации мышления будут способствовать вопросы и задания, направленные на выявление причинно-следственных и пространственно-временных связей.

Творческим ребятам предлагаю и такое задание: озвучьте комикс. Разыгранные диалоги способствуют развитию диалогической речи учащихся. На основе комиксов предлагаю  упражнение на развитие памяти: закройте комикс и после этого скажите, сколько персонажей на нем изображено? На всех ли рисунках количество персонажей одинаково? Перечислите всех героев слева направо и справа налево.

Условием коммуникативной компетенции является формирование мотивации. Практика показывает, что мотивации способствует наглядность и яркое оформление, и все иллюстрации являются смысловыми. Наглядные пособия, носящие содержательный характер, вызывает потребность в высказывании своих мыслей и восприятии устных сообщений товарищей.