Технология интерактивного обучения

Разделы: Начальная школа


Главной целью школьного процесса обучения является целостное развитие личности ученика при осуществлении самостоятельной мыслительной и познавательной деятельности. Этому содействуют интерактивные технологии. С их помощью передача информации проходит в активном режиме при создании проблемной ситуации.

Все это способствует достижению главной цели обучения – гармоничной и всесторонне развитой личности.

В педагогике различают несколько моделей обучения:

  1. Пассивная – ученик выступает в роли «объекта» т.е. обучения (слушает и смотрит).
  2. Активная – ученик выступает «субъектом» т.е. равноправным участником процесса обучения (самостоятельно выполняет данное учителем задание или творческую работу). В этой модели обучения используются методы, стимулирующие познавательную активность учащихся. Они строятся на диалоге, который предполагает свободный обмен мнениями о путях решения той или иной проблемы и характеризуются высоким уровнем активности учащихся.
  3. Интерактивная - от английского слова inter (взаимный), act (действовать).

Данная модель обучения осуществляется в условиях постоянного, активного взаимодействия всех участников образовательного процесса и направлена на развитие творческих способностей учащихся. Ученик и учитель являются равноправными субъектами обучения.

Вы спросите, в чем же принципиальная разница между активной и интерактивной моделью обучения, если в основе той и другой лежит познавательная деятельность учащихся? Активная модель обучения больше направлена на развитие коммуникативных способностей учащихся, а именно интерактивная - на развитие творческих способностей.

Что же стоит за термином ТИО? Это такая система способов организации взаимодействия педагога и учащихся, которая гарантирует эффективное познавательное общение, в результате которого создается ситуация успеха в учебной деятельности для каждого учащегося.

Под технологией интерактивного обучения (ТИО) следует понимать систему способов организации взаимодействия педагога и учащегося, гарантирующую педагогически эффективное познавательное общение, в результате которого создаются условия для переживания учащимися ситуации успеха в учебной деятельности, взаимообогащения их мотивационной, интеллектуальной деятельности, эмоциональной и др. сфер. То есть иными словами: интерактивные технологии обучения – это такая организация процесса обучения, в котором невозможно неучастие ученика в коллективном взаимодействии всех учеников обучающего процесса познания.

Использование интерактивной модели обучения предусматривает моделирование жизненных ситуации, использование ролевых игр, дискуссий, совместного решения проблем.

Исключается доминирование какого-либо участника учебного процесса или идеи.

Использование интерактивной модели дает учителю возможность реализовать гуманный, демократический подход к обучению.

При традиционном обучении учитель выполняет функцию «фильтра», который пропускает через себя всю учебную информацию. При интерактивном обучении учитель не дает готовых знаний, а побуждает учащихся к самостоятельному их поиску.

Виды активности при интерактивном обучении

Различают физическую, социальную и познавательную активность обучающихся.

  • При физической активности учащиеся: меняют рабочее место, пересаживаются, конструируют, вырезают и т.д.
  • При социальной активности учащиеся: задают вопросы, отвечают на вопросы, обмениваются мнениями и пр.
  • Познавательная активность – это качество, характеризующее интеллектуальные способности учащихся к учению. Как и другие способности, она проявляется и развивается в деятельности.
    При познавательной активности учащиеся: вносят дополнения или поправки, используют личностный опыт, самостоятельно находят пути решения проблемы. Все три вида активности взаимозависимы и в обязательном порядке должны быть использованы на уроке.

В педагогической науке выделяют 4 уровня познавательной активности учащихся:

  1. Нулевой уровень.
    Учащиеся пассивны и ожидают давление со стороны учителя.
  2. Относительно-активный уровень.
    Характеризуется отсутствием у учащихся интереса к углублению знаний. Заинтересованность появляется только тогда, когда учитель использует интересный учебный материал или необычные приемы обучения. Учащиеся не умеют самостоятельно выделять задачу.
  3. Исполнительно-активный уровень познавательной активности.
    Учащиеся выполняют учебное задание от «сих» и до «сих», под руководством учителя выделяют учебную задачу, не стремятся работать самостоятельно.
  4. Творческий уровень развития познавательной активности.
    Учащиеся проявляют глубокий и устойчивый познавательный процесс и настойчивость, полностью выделяют учебную задачу. Они стремятся не только глубже проникнуть в решение проблемы, но и найти свои способы ее решения.

Перед учителем стоит задача: активизировать и развивать познавательную активность через специально организованную систему стимулов, целенаправленно вести учащихся от одного уровня познавательной активности к другому, более высокому. Ученые отмечают, что познавательный интерес начинается с элементарного любопытства. В дальнейшем он может перерасти в любознательность, а на высшей ступени развития – в привычку к систематическому умственному труду, умственному поиску.

Каковы же пути активизации познавательной деятельности, используемые в педагогическом процессе?

  • формирование положительной мотивации;
  • создание ситуации успеха;
  • использование проблемных ситуаций;
  • дифференцированный подход.

Формирование у школьников положительной мотивации учебной деятельности:

  • создание ситуации успеха;
  • интенсивное использование проблемных ситуаций, способствующих развитию мышления учащихся;
  • дифференцированный подход к каждому школьнику.

Основные характеристики «интерактива»

  • Комфортные условия обучения;
  • Высокая эффективность процесса обучения;
  • Переход познавательной деятельности учащегося на более высоком уровне:
    • создание комфортных условий обучения, при которых ученик чувствует свою успешность, интеллектуальную состоятельность, что делает продуктивным сам процесс обучения.
    • высокая продуктивность процесса обучения
      Чем же обусловлена высокая продуктивность процесса обучения с использованием интерактивных форм обучения?
      В природе человека заложена потребность в постоянной смене внешних воздействий. У него есть потребность обогащать других своей индивидуальностью и уникальностью, а также обогащаться самому в процессе общения с другими людьми.
      В ходе совместной деятельности на уроке усваивается учебный материал, каждый учащийся вносит свой особый индивидуальный вклад в процесс познания, идет обмен мнениями, идеями и способами действия.
    • развитие познавательной деятельности учащихся, ее переход на более высокие формы кооперации и сотрудничества.

Формы и методы ТИО

  • Работа в парах (удобно использовать, когда ученики учатся задавать друг другу вопросы и отвечать на них.
  • Сменные тройки;
  • Карусель (когда образуется 2 кольца: внутреннее и внешнее. Внутренне кольцо – это неподвижно сидящие ученики, а внешнее – ученики, меняющиеся каждые 30 секунд или 1 минуту.)
  • Аквариум (несколько учеников разыгрывают ситуацию в круге, а остальные наблюдают и анализируют)
  • Броуновское движение (предполагает движение учеников по классу с целью сбора информации, которая может служить основой для монологического взыскания и закрепления такой сложной грамматической темы, как глаголы в 3-м лице, когда глаголы единственного числа);
  • Эвристические беседы;
  • Дискуссии, семинары;
  • Конференции;
  • Средства мультимедиа;
  • Займи позицию (учителем зачитывается какое-либо утверждение и ученики должны подойти к плакату, прикрепив к нему слова «ДА» или «НЕТ». Желательно, что бы они объяснили.
  • Свеча (используется, как правило, на заключительно-обобщающих уроках. По кругу передается зажженная свеча, и учащиеся высказываются о разных аспектах обучения)

Каждый учитель может самостоятельно придумать новые формы работы с классом, интерактивное творчество учителя и учащихся безгранично. Важно только умело направить его для достижения образовательных целей решения дидактических задач.

В структуре процесса обучения с применением ТИО можно выделить следующие этапы:

  1. Ориентация. Этап подготовки участников игры и экспертов. Учитель предлагает режим работы, разрабатывает главные цели и задачи занятия, формирует учебную проблему. Далее он дает характеристику имитации и игровых правил, обзор общего хода игры, выдает пакеты необходимых материалов.
    Подготовка к проведению. Этот этап изучения учащимися инструкций, установок и других материалов. Учитель излагает процедуру игры, останавливается на правилах, ролях, игровых процедурах, составляется табло игры.
  2. Процесс игры. Роль учителя в процессе игры весьма многогранна. До игры он – инструктор, в процессе игры – консультант, по окончании игры – судья. И, наконец, руководитель дискуссии. Все это требует от учителя соответствующих знаний и умений. В то же самое время учитель не должен активно вмешиваться в игру. Нужно предоставить учащимся самостоятельность. Лишь только в тех случаях, когда игра заходит в тупик, можно дать совет или устранить неясность.
  3. Обсуждение. Это этап анализа, обсуждения и оценки результатов игры. Обмен мнениями, защита позиций, обсуждение трудностей, возникших по ходу игры.

Следует заметить, что деловая игра – это не напряженное соревнование конкурентов. Чрезмерная серьезность сковывает и утомляет учащихся. В такой обстановке они боятся ошибиться, подавляют в себе стремление к оригинальным нешаблонным действиям. Игра должна проходить в атмосфере творчества
и эмоционального подъема, что способствует лучшему усвоению учебного материала.

Применение ТИО позволяет учителю соединить учебную деятельность каждого школьника и межличностное познавательное общение, поскольку возникает целая система взаимодействий:

  • учитель–учащийся,
  • учитель–класс,
  • учащийся–учащийся,
  • группа–группа,
  • группа–учитель и др.

В этом заключается большое преимущество данной технологии перед другими.