Технологическая карта урока «Писатели и поэты о музыке и музыкантах (Свиридов, Моцарт, Шопен)». 5-й класс. УМК «Музыка», авторы: Е.Критская, Г.Сергеева

Разделы: Музыка, Общепедагогические технологии, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (4,6 МБ)

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.


Цель

Выяснить, каково значение музыки в творчестве писателей и поэтов, национальное своеобразие музыки в творчестве русского (Г.Свиридов), и западноевропейских (В.Моцарт, Ф.Шопен) композиторов.

Задачи

Образовательные:

  • Формирования навыков слушанья  музыки, умения передать свои впечатления об услышанном в высказывании, движении, рисунке.
  • Формирование вокально-интоноционных, элементарных инструментально-исполнительских навыков.

Развивающие:

  • Развитие процессов восприятия музыкальных произведений, развитие творческого и логического мышления, памяти воображения, слуха, совершенствование вокально- и инструментально-исполнительских навыков.

Воспитательные:

  • воспитывать эстетический вкус, любовь к искусству: музыке инструментальной и вокальной, народной и композиторской, живописи, литературе, пластическим видам искусства.

Планируемые результаты

Предметные:

Знать/понимать: взаимодействие музыки с другими видами искусства на основе специфики языка каждого из них.

Знать композиторов-классиков (Моцарт), романтиков (Шопен), современных отечественных (Свиридов), знать жанры инструментальной (симфония, соната, рондо, этюд, вальс, ноктюрн, прелюдия), вокально-хоровой (кантата, реквием) музыки.

Уметь: размышлять о знакомом музыкальном произведении, высказывать суждение об основной идее, о средствах и формах её воплощения, выявлять связь музыки с другими искусствами, историей, жизнью. Узнавать на слух изученные произведения, участвовать в коллективной исполнительской деятельности (пение, элементарное музицирование).

Личностные:

  • Усвоение  жизненного содержания музыкальных образов.
  • Реализация творческого потенциала, готовность выражать своё отношение к искусству.
  • Понимание значения музыкального искусства в жизни человека.

Регулятивные:

  • Ставить и решать новые учебные задачи, оценка собственной музыкально-творческой деятельности, выполнять учебные действия в качестве слушателя,
  • Планирование собственных действий в процессе восприятия и исполнения.

Коммуникативные:

  • Участвовать в обсуждении явлений жизни и искусства, умение учитывать разные  мнения, сотрудничество с учителем и сверстниками, умение слушать друг друга.

Познавательные:

  • Активация творческого мышления, выбор способов решения задач, умение проводить сравнение музыкальных произведений, владение музыкальным словарём в процессе размышлений о  музыке.

Основные понятия

Современная отечественная музыка, симфоническая музыка, инструменты оркестра, мажор-минор, русская народная песня, рондо, соната, симфония, венская классическая школа, романтизм, вальс, этюд, фортепианная музыка.

Технологии

Развитие процессов восприятия (симфоническая палмография и палмофония), историческая реконструкция (диалог культур), развитие вокально-интонационных навыков, метод проектов, элементарное музицирование, работа в группах, технология сотрудничества.

Межпредметные связи

Литература, история, изобразительное искусство, музыкальное движение, хор.

Оборудование

Фортепиано, доска, плакаты, карточки, раздаточный материал с терминами, 3 ноутбука, ватманы, клеящие карандаши, фломастеры,  исторические костюмы, аудио и видеозаписи музыкальных произведений, портреты композиторов, детские музыкальные инструменты.

 Ход урока

Задачи этапа урока (виды работ)

Содержание, деятельность учителя

Деятельность учащихся

Планируемые
результаты

Предметные

Формируемые
УУД

I этап. Организационный

Создать комфортные психологические условия для работы

Приветствие

«Здравствуйте, ребята!»

(поёт):

«Солныщко лучистое светит высоко.
А у нас от музыки
На душе легко.
Соберём по искорке
Ноты звёздных гамм
И подарим искренне
Всем своим друзьям.
Чтобы стало каждому веселее жить
С песней и улыбкою
Будем мы дружить!

Сопровождают пение «музыкальными движениями»

 

Л.: реализация творческого потенциала,
готовность выражать своё отношение к искусству

Р.: выполнять учебные действия в качестве исполнителя

К.: умение слушать друг друга

П.: активизация творческого мышления

II этап. Сообщение темы и постановка задач урока

 

- Ребята, сегодня мы будем говорить о трёх композиторах, имена которых Вам уже знакомы (раскрывает постепенно размещённые на доске портреты: Свиридова, Моцарта, Шопена).

- В каких странах и в какое время жили эти композиторы?

Называют имена композиторов.

 

 

Называют страны и века:
Свиридов – Россия 20 в.,
Моцарт – Австрия 18 в.,
Шопен – Польша 19 в.

Знать:
современных отечественных композиторов,
венских классиков и композиторов-романтиков

Л.: понимание значения музыкального искусства в жизни человека

Р.: ставить новые учебные задачи

К.: сотрудничество с учителем и сверстниками

П.: ориентироваться в разнообразии способов решения учебной задачи

 

Какова цель нашего урока?

Послушать, сравнить и понять особенности музыки разных исторических эпох

Формулируют цель урока

Уметь: формулировать учебные задачи

 

III Этап. Слушанье музыки (новый материал)

Слушанье музыки

- Послушаем наш первый музыкальный пример.
1. Свиридов. «Весна» и «Осень».
Сначала слушаем «Весну».

Задание: опеределить характер, лад, темп, солирующий инструмент. Обратить внимание на мелодию.

На доске: перевернутые карточки на светлом фоне–мажор, светло, напевно, прозрачно, плавный, флейта (те же слова списком  в раздаточном материале у детей – после того как они всё назовут – сразу открываем и сравниваем.

Называют определения характера, лада музыки из раздаточного материала.

Знать: особенности музыкального языка русской музыки (напевность, широту, 

Уметь: выявлять из всей фактуры средства музыкальной выразительности:
мелодию, лад, тембр

Л.: готовность выражать своё отношение к искусству

Р.: оценка воздействия музыкального произведения на собственные чувства

К.: умение вести диалог

П.: владение музыкаль-ным словарём в процессе размышлений о музыке

Пение, элементрное музицирование

Историческая реконструкция:
Приход «деревенских» - заходит группа детей 5 чел. в русских костюмах с пением и игрой на  флейте и нар. инстр.-х, исполняют 2 куплета из р.н.п. «Берёзка». Припев «Люли…» подпевают все.
Учитель: - Ребята, а вы откуда?
Дети: «Мы ищем свою музыку, у нас в деревне Крюково сломалось радио, исчезла музыка и теперь мы её ищем… Она не у вас?
- Что ж, возможно, мы с ребятами сможем вам помочь. А о чём она, ваша музыка?
- отрывки из рассказов В.Белова, В.Астафьева (с. 36 - учебник).

Рассказывают о «своей» музыке»

Уметь: передать в исполнении
характер и интонационное своеобразие русской народной и композиторской песни.

Понимать: взаимодействие музыки и других видов
искусства (литературы, живописи)

 

Слушанье музыки

Учитель: - Давайте послушаем: «Осень». И снова обратите внимание на мелодию.
На доске перевернутый плакат или карточки с определениями на темном фоне (у детей то же в раздаточном материале – открывается после того, как дети назвали характеристики).

Деревенские: - «Это наша музыка!»

Учитель: - Мы очень рады, что помогли вам, это музыка Георгия Васильевича Свиридова.
Ребята, а что вы скажите о мелодии в двух фрагментах, меняется ли она?

Называют характеристики с раздаточного материала.
(минор, темный, грустный, тихий свет, солирует скрипка

Решают учебную задачу:
Мелодия в двух фрагментах не меняется, меняется лад и оркестровка.

 

 

Пение

Учитель:
- Ребята, а теперь пришло время спеть песню.
Песня «Красно солнышко» (1 куплет с припевом – солисты и хор).
Поют    

IV этап. Защита проекта «Мой Моцарт»  (2 подгруппа)

Элементарное музицирование Учитель, обращаясь к «деревенским»:
- ребята, наши артисты приготовили для вас музыкальный подарок Чтение стихотворение Б.Окуджавы о Моцарте.
– «Турецкое рондо» Моцарта с ударно-шумовыми инструментами (исполняет на ф-но).

Чтение стихотворения,

Исполнение,
слушанье

Знать: стилевые особенности
музыки венских классиков

Уметь: работать в инструментальном ансамбле

Л.: расширение ценностной сферы в процессе общения с музыкой

Р.: выполнять учебные действия в качестве исполнителя и слушателя

К.: умение учитывать разные мнения

П.: владение навыками интонационно образного анализа музыки

 

Учитель:
- Давайте охарактеризуем эту музыку (переворачивает плакат с характеристиками, висящий на доске):
легкая, стремительная, энергичная, изящная, жизнерадостная, гармоничная миноро-мажор).

Характеристика музыки (выбрать термины с раздаточного материала).

Понимать: композиционное
своеобразие формы рондо

  - Что значит форма «рондо» (показывает карточку-круг, тема рефрена повторяется по кругу, чередуясь с эпизодами)?
- В какую эпоху жил Моцарт?
(классицизм)
Определение эпохи
(венский классицизм)
 

V этап. Защита проекта «Мой Шопен» (3 подгруппа)

Музыкальное движение

Дети: Чтение стихотворение Л.Озерова «Вальс»

Учитель играет фрагмент вальса, дети исполняют танец (3 пары танцуют с веерами).

После музыки.

Учитель: - Давайте охарактеризуем эту музыку: карточки – воздушная, одухотворённая, трепетная, романтичная.

- Ребята, а почему музыка такая?
(она относится к эпохе «романтизма»).

 

 

Танцуют,

Слушают.

 

Дают определения музыке (с раздаточного материала).

Определяют историческую эпоху (романтизм)

Знать: жанровые признаки вальса

Уметь: передать характер музыки в музыкальном движении.

Понимать: художественное содержание романтической музыки.

Л.: наличие эмоцинального отношения к искусству

Р.: оценка собственной музыкально-творческой деятельности

К.: участвовать в обсуждении явлений искусства

П.: использовать общие приёмы решения задач

VI этап. Музыкальная викторина (подведение итогов). «Узнай музыку»

Работа в группах

Класс делится на 3 подгруппы  за 3 «столами» по 7-8 человек. На столах ноутбуки (3) с наушниками (музыкальные примеры) и заготовки газет:
1 газета «Снег идёт» Свиридова
2 газета «Революционный этюд» Шопена
3 газета «Симфония №40» Моцарта.

К каждой газете по 2 конверта (1 к. – по 3 варианта портретов композиторов, 2 к. – по 3 варианта названий произведений, которые нужно угадать, по 3 клеящих карандаша.
Через некоторое время учитель, включая соответствующие фрагменты, «вызывает» команды к доске со своими газетами. Каждая рассказывает о своей «газете».

Угадывают «свою» музыку, вклеивают портреты композиторов и названия пр-й в газеты.

 

 

 

 

Рассказывают о своих фрагментах.

Знать:пройденные музыкальные произведения,
жанровые признаки кантаты, этюда, симфонии

Уметь: узнавать их на слух выявлять средства музыкальной выразительности.

Понимать: художественное своеобразие русской (20 в.), классической  (18 в.) и романтической (19 в.) музыкой на примере изученных произведений

Л.: углублённое понимание музыкального искусства в жизни человека

Р.: планирование собственных действий в процессе восприятия музыки

К.: сотрудничество с учителем и сверстниками

П.: умение сравнивать музыкальные образы

VII этап. Финал урока Совместное исполнение песни «Скрипучий концерт» у доски

Совместное
пение

Совместное исполнение песни
«Скрипучий концерт» у доски

Поют

 

 

 

Знать: название симфонического произведения, чья мелодия положена в основу песни (симфония №40).

Уметь: выразительно и музыкально исполнять произведение.

Понимать: смысл и художественную идею исполняемой песни.

Л.: уважительное отношение к мировой музыкальной культуре

Р.: выполнять учебные действия в качестве исполнителя

П.: владение вокально-интонационными навыками

К.: умение слушать друг друга

Список литературы

  1. Сергеева Г., Критская Е. Музыка – 5 класс. М., 2013.
  2.  Федеральная целевая программа развития образования на 2011-2015 гг. http://mon.gov.ru/press/news/8286.
  3. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. – М.: Просвещение, 2011.
  4. Фундаментальное ядро содержания общего образования. /Под ред. В.В. Козлова, А.М. Кондакова. – М.: Просвещение, 2011.
  5. Приказ Министерства образования и науки РФ от 24 ноября 2011 г. № МД-1552/03 «Рекомендации по оснащению общеобразовательных учреждений учебным и учебно-лабораторным оборудованием, необходимым для реализации ФГОС основного общего образования, организации проектной деятельности, моделирования и технического творчества обучающихся» – М., 2011.
  6. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа. – М.: Просвещение, 2011.

4.09.2018