Методическая разработка по сольфеджио на тему «Теоретические вопросы, теоретический тест, кроссворды по предмету сольфеджио для учащихся 1-го класса ОНИ, ОДИ ДШИ»

Разделы: Музыка


Пояснительная записка

В данной методической разработке даны три раздела - 3 формы работы с теоретическим материалом по сольфеджио для учащихся 1 класса ОНИ, ОДИ:

  • I раздел - теоретические вопросы,
  • II раздел - теоретический тест,
  • III раздел - кроссворды.

Использование разных видов работы по одним же темам помогает преподавателю добиться хорошего усвоения теоретического материала. Пробелы учащихся, проявленные в одной форме, исчезают во второй, закрепляются в третьей форме. Темы теоретических вопросов: «Фортепианная клавиатура», «Нотное письмо», «Лад и тональность», «Метр и ритм», «Строение мелодии», «Вопросы обобщённого плана». Теоретические вопросы предполагают краткий однозначный ответ (он дан в скобках). Вопросы теоретического теста дополняют I раздел. В тесте помимо первых четырёх тем I раздела даны следующие необходимые темы 1 класса: «Альтерация», «Интервалы», «Период, его членение, каденции»; темы на выразительные средства: «Темп», «Динамика», «Штрихи». В теоретическом тесте перед учащимися стоят задачи:

1) из нескольких ответов выбрать верный ответ;

2) определить, написать, подписать или дописать ответ;

3) решить музыкальные примеры;

4) заполнить такты паузами, длительностями;

5) соединить данное с ответами.

Теоретические вопросы с ответами и тест изложены в основном материале, 10 кроссвордов с ответами - в приложении. Темы кроссвордов: «Фортепианная клавиатура», «Нотное письмо», «Ладотональность», «Метроритм», «Темпы», «Трезвучие», «Интервал», «Альтерация», «Период», «Песня».  Каждый  кроссворд подчинён одной теме. Только кроссворд «Трезвучие» назван условно и отражает разные понятия, раскрывающие ноту, звук, звукоряд, интервал, аккорд, трезвучие, штрихи, содержание мелодии (повтор, скачок, поступенное движение).  Кроссворды, как игровые моменты, введены для повышения интереса учащихся к изучению теории, для разнообразия в работе с учеником, для закрепления теоретического материала. Данную работу можно использовать не только для ОНИ, ОДИ, но и для других отделений ДШИ.

I Фортепианная клавиатура

  1. Чередование чёрных и белых клавиш? (Клавиатура).
  2. Группа звуков, близких по высоте? (Регистр).
  3. Какие регистры вы знаете на фп. клавиатуре? (Низкий, средний, высокий).
  4. Как называется расстояние от одного звука до его повторения? (Октава).
  5. Сколько всего октав на фп. клавиатуре? (Около 8)
  6. Какое самое узкое расстояние между соседними клавишами ф-но? (Полутон).
  7. Чему равны 2 полутона? (Тону).

II Нотное письмо

  1. Какие бывают звуки? (Музыкальные и шумовые).
  2. Как возникает музыкальный звук? (За счёт колебания струн, голосовых связок, воздуха…)
  3. Сколько всего музыкальных звуков? (7).
  4. Чем отличаются музыкальные звуки от шумовых звуков? (Музыкальные звуки имеют точную высоту, их можно повторить голосом).
  5. Какими свойствами обладают музыкальные звуки? (Громкость, длительность, высота).
  6. Чем отличается звук от ноты? (Звук звучит, а нота не звучит; нота - это знак, фиксирующий высоту звука).
  7. Знак, который показывает, что нота «Соль» 1 октавы пишется на 2 линейке нотного стана (Скрипичный ключ).
  8. Знак, показывающий, что нота «фа» малой октавы пишется на 4 линейке нотного стана (Басовый ключ).
  9. Какой ключ открывает средние и высокие звуки? (Скрипичный ключ или ключ «соль»).
  10. В каком ключе записывают низкие звуки? (В басовом ключе или ключе «фа»).
  11. Как называются 5 горизонтальных линеек, на которых пишутся ноты? (Нотный стан или нотоносец).
  12. Где пишутся ноты на нотном стане? (На линейках, между линейками, над и под нотным станом, на добавочных линейках; над добавочными линейками вверху, под добавочными линейками внизу).
  13. Знаки, стоящие возле ключа, их действие? (Ключевые знаки; действуют на протяжении всего сочинения).
  14. Знаки, стоящие возле нот, их действие (случайные знаки; действуют только в одном такте).
  15. Разная протяжённость звуков? (Длительности).
  16. Знаки молчания, перерыв в музыке? (Паузы).

III Лад и тональность

  1. Связь звуков вокруг одного опорного звука? (Лад).
  2. Каких видов бывает лад? (Двух видов: мажор и минор).
  3. Какой лад имеет светлую краску? (Мажор).
  4. Дословный перевод мажора? (Больший, светлый, твёрдый).
  5. Дословный перевод минора? (Меньший, тёмный, мягкий).
  6. Строение мажора? (2т-п-3т-п).
  7. Высота лада? (Тональность).
  8. Перенесение мелодии из одной тональности в другую? (Транспонирование).
  9. Последовательный ряд звуков от одного звука до его повторения? (Гамма).
  10. Как называются звуки гаммы? (Ступени).
  11. Как обозначаются звуки гаммы? (Римскими цифрами).
  12. Чем звукоряд отличается от гаммы? (В гамме – 8 звуков, в звукоряде – любое количество звуков).
  13. Назвать устойчивые звуки? (I, III, V, VIII ступени).
  14. Как называется самый устойчивый звук лада? Какая это ступень? (тоника - I ступень лада).
  15. Назвать неустойчивые звуки (II, IV, VI, VII).
  16. Как называется переход неустойчивых звуков в устойчивые звуки? (Разрешение).
  17. Какая неустойчивая ступень разрешается только вниз? (VI).
  18. Какая ступень разрешается только вверх? (VII).
  19. Устойчивые звуки, взятые одновременно? (Тоническое трезвучие).
  20. Окружение устойчивых ступеней соседними звуками? (Опевание).
  21. Как называются II и VII ступени лада? (Вводные звуки).
  22. Дословный перевод с латинского языка альтерация – это… (изменение).
  23. Что значит альтерация?  (Повышение или понижение звука на полутон или тон).

IV Метр и ритм

  1. Как называется единица ритма, метра? (Доля).
  2. Чередование сильных и слабых долей? (Метр).
  3. Чередование длинных и коротких звуков? (Ритм).
  4. Ударение в музыке? (Акцент).
  5. Расстояние от одной сильной доли до другой? (Такт).
  6. Вертикальная черта, пересекающая нотный стан? (Тактовая черта).
  7. Дробь, показывающая в числителе, сколько долей в такте, а в знаменателе – протяжённость каждой доли? (Размер).
  8. Палочка возле ноты слева или справа? (Штиль)

V Строение мелодии

  1. Форма, завершающая одну музыкальную мысль? (Период).
  2. Части периода? (Предложения).
  3. Части предложений? (Фразы).
  4. Части фраз? (Мотивы).
  5. Начало мелодии с неполного такта? (Затакт).
  6. Момент членения музыкальной мысли? (Цезура).
  7. Как называется заключительное построение предложений? (Каденции).
  8. Как называется каденция 1-ого предложения? (Половинная);
  9. Каденция второго предложения? (Заключительная).
  10. Какая каденция периода заканчивается устойчиво? (Заключительная).
  11. Из каких элементов состоит мелодия? (Плавного движения ↑ или ↓, скачка, повтора звуков, опеваний, движение по звукам Т5/3).

VI Вопросы обобщённого плана

  1. Сила звука? (Динамика).
  2. Скорость музыки? (Темп).
  3. Окраска звуков? (Тембр).
  4. Приёмы звукоизвлечения? (Штрихи).
  5. Сочетание 3-х и более звуков, взятых одновременно? (Аккорд).
  6. Расстояние между 2 звуками в пределах октавы? (Интервал).
  7. Проговаривание звуков с дирижированием? (Сольмизация).
  8. Пение мелодий по нотам с дирижированием? (Сольфеджирование).

Теоретический тест

Фортепианная клавиатура

1. Октава (отметить правильный ответ):

1) расстояние от одного звука до его повторения; 2) расстояние между 2 звуками; 3) ряд звуков.

2. Отметить цифрами слева правильный порядок октав на фп. клавиатуре:

 

 

 

 

 

 

 

 

субконтр-
октава

контроктава

2 октава

Малая

Большая

1 октава

4 октава

3 октава

Нотное письмо

1. Написать название 5 горизонтальных линеек, на которых пишутся ноты:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Написать соответствующие ключи к низким и высоким звукам (к большой и второй октаве). <Рис.1>:

Рис. 1

3. Написать ноты 1 и 2 октавы. <Рис.2>:

Рис. 2

4. Подписать ноты 1 и 2 октавы. <Рис.3>:

Рис. 3

5. Исправить неправильные ноты 1 и 2 октавы. <Рис.4>:

Рис. 4

6. Отметить правильно записанный вариант нот 1 октавы. <Рис.5>:

Рис. 5

7. Где ещё пишутся ноты? Дописать. <Рис.6>:

Рис. 6

8. Отметить правильный вариант нот большой октавы в басовом ключе. <Рис.7>:

Рис. 7

9. Подписать в гамме До мажор тоны и полутоны буквами (Т и П). <Рис.8.>:

Рис. 8

10. Подписать Т и П между звуками. <Рис.9>:

Рис. 9

11. Выбрать правильный ответ и отметить его:

Гамма - 1) последовательный ряд звуков от одного звука до его повторения; 2) несколько звуков; 3) чередование звуков.

12. Написать длительности звуков: 4 шестнадцатых с рёбрами, целая нота, одна восьмая, четвертная, половинная, одна шестнадцатая, две восьмые под ребром:_______________________

13. Выбрать правильный ответ и отметить его:

Пауза – 1) знак молчания; 2) знак выделения звука; 3) знак удлинения звука.

14. Написать паузы, равные данным длительностям:

15.  Решить примеры с длительностями:

16. Решить примеры с паузами:

17. Учитывая правило правописания, поставить штили к нотам. В №1 - и ; в №2 - и четыре под ребром <Рис.11, 12>:

Рис. 11

Рис. 12

Лад и тональность

1. Выбрать правильный ответ и отметить его. Лад – это: 1) чередование звуков; 2) несколько звуков; 3) связь звуков вокруг одного самого устойчивого, опорного звука.

2. Лад бывает 2-х видов. Написать:
1)
2).

3. Дописать строение мажора: 2т - П -…

4. Звуки гаммы называются (дописать) ___________

5. Написать, сколько в гамме ступеней: ___________

6. Подписать наверху римскими цифрами ступени гаммы: 1 - 2 – 3 – 4 – 5 – 6 – 7 – 8

7. Устойчивые звуки, это: 1) I, II, V; 2) I, III, V; 3) II, III, V. Выбрать и отметить верный ответ.

8. Какая ступень самая устойчивая? Написать римской цифрой: ___________

8. Неустойчивые звуки, это: 1) III, VI, VII, II; 2) II, IV, VI, VII; 3) II, V, VI, VII.

9. Тоника – это ____ступень лада (написать).

10. Аккорд: 1) сочетание 3-х звуков, взятых одновременно; 2) сочетание из 2-х звуков;

3) сочетание из 3-х  и > звуков, взятых одновременно. Выбрать правильный ответ, отметить его.

10. Из каких ступеней состоит Т5/3? __________, на какой ступени строится? ____Этот аккорд – самый _______(дописать).

11.Тональность – это 1) окраска лада; 2) высота лада; 3) громкость лада. Отметить правильный ответ.

12. Какие звуки в ладу приводят мелодию в I ступень и называются вводными? Отметить верный ответ: 1) II  и III; 2) VI и VII; 3) VII и II?

13. Опевание – это 1) движение от основного звука ↑; 2) движение от основного звука ↓; 3) окружение основного звука соседними звуками. Отметить правильный ответ.

Метр и ритм

1. Чередование сильных и слабых долей – это 1) ритм; 2) метр; 3) размер. Выбрать и отметить правильный ответ.

2. Акцент – это 1) чередование звуков; 2) ударение в музыке. Отметить правильный ответ.

3. Расстояние от одной сильной доли до другой – это 1) интервал; 2) такт. Отметить верный ответ.

4. Ритм – это 1) чередование высоких и низких звуков; 2) чередование долей; 3) чередование коротких и длинных звуков. Отметить верное определение.

5. Затакт – это 1) начало мелодии с полного такта; 2) начало мелодии с неполного такта. Что верно? Отметить.

6. Размер – это 1) количество нот в такте; 2) количество долей и длительность каждой доли. Отметить верный ответ.

7. Написать, сколько долей в размерах: 2/4____; 3/4____; 4/4____.  Написать длительность каждой доли нотой:______

8. Отметить сильные доли (знаком >) в размерах 2/4,3/4 <Рис.13>:

Рис. 13

9. В размере 4/4 отметить знаком  > сильную и относительно сильную доли <Рис.14>:

Рис. 14

10. В примере отметить квадратной скобкой и подписать затакт, Т5/3; кружочком отметить опевание устойчивых ступеней, подписать ступенями вводные звуки и тонику.<Рис.15>:

Рис. 15

11. В примере отметить затакт,  подписать, в какие ступени происходит разрешение неустойчивых VI и VII ступеней. <Рис.16>:

Рис. 16

12. Заполнить такты нотами различных длительностей вместо крестиков. <Рис.17>:

Рис. 17

13. Вставить пропущенные паузы вместо крестиков. <Рис. 18>:

Рис. 18

14. Поставить размеры к мелодиям. < Рис. 19, 20, 21>:

Рис. 19

Рис. 20

Рис. 21

15. Поставить тактовые чёрточки к ритму, учитывая размеры <Рис. 22, 23, 24>:

Рис. 22

Рис. 23

Рис. 24

16. Какой размер подходит к данным схемам дирижирования? Подписать. <Рис.25>:

Рис. 25

Альтерация

1. Пометить правильный ответ:

1) альтерация – изменение темпа;
2) изменение звука;
3) изменение динамики.

2. Соединить линиями знаки альтерации с их значением:

Понизить на ½ тона; повысить на ½ тона; повысить на тон; отменить;  понизить на тон

3. Соединить линиями названия знаков и их действие:

Ключевые знаки                  действуют в одном такте
Случайные знаки                 действуют на протяжении всего сочинения

4. Соединить линиями знаки альтерации с  их местоположением:

Случайные знаки                 стоят после ключа
Ключевые знаки                  стоят перед нотой

5. Написать ключевые диезы, бемоли в скрипичном и басовом ключах: <Рис.26, 27, 28, 29>:

Рис. 26–29

6. Повысить и понизить ноты на полутон со случайными знаками и без них. Какие получатся знаки у нот? Соединить линиями данные ноты с ответами. <Рис.30>:

Повысить

Понизить

Дано

Ответ

Дано

Ответ

Рис. 30

7. Повысить (1-4 такт) и понизить звуки (5-8 такт) на полутон. <Рис. 31>:

Рис. 31

8. Определить мажорные тональности по ключевым знакам, подписать их. <Рис.32>:

Рис. 32

9. Транспонирование – это
1) смещение мотива на другую высоту;
2) повторение мотива;
3) перенесение мелодии в другую тональность. Выбрать верный ответ и отметить.

10. Энгармонизм. Написать к данным нотам звуки, одинаковые по звучанию, различные по названию. <Рис. 33>:

Рис. 33

Интервалы

1. Интервал – это: 1) расстояние между звуками; 2) это несколько звуков; 3) расстояние между 2 звуками. Отметить правильный ответ.

2. Количественная величина интервалов – это 1) количество тонов между звуками; 2) количество ступеней между звуками. Отметить верный ответ.

3. Написать количество ступеней под названием интервалов:

Секунда, кварта, прима, секста, терция, октава, квинта, септима.

4. Определить гармонические интервалы и подписать их цифрами вверху <Рис.34>:

Рис. 34

5. Подписать в мелодии мелодические интервалы цифрами между звуками. <Рис. 35>:

Рис. 35

Период, его членение -  соединить части периода  с их названиями:

Часть периода

каденция

Конец предложений

мотив

Одночастная форма

фраза

Часть предложения

период

Часть фразы

предложение

Каденции периода – соединить названия каденций 1-го и 2-го предложений периода с их особенностями:

Половинная каденция 1 предложения

на I ступени лада

Заключительная каденция 2 предложения

на неустойчивом звуке лада (часто – V ступень)

Темп – соединить латинское обозначение скорости с расшифровкой:

Медленно    Moderato    Умеренно    Adagio    Быстро       Allegro

Динамика – соединить латинское обозначение нюансов с их  значением:

Штрихи – определить штрихи, поставить цифры: 1) легато; 2) стаккато; 3) нон легато. <Рис. 36, 37>:

Рис. 36

Рис. 37

26.10.2018