Использование возможностей дистанционного обучения в работе с третьеклассниками, испытывающими трудности в изучении геометрических понятий

Разделы: Математика, Начальная школа


В нынешнем законе «Об образовании в РФ» написано, что под дистанционными образовательными технологиями понимаются образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационно-телекоммуникационных сетей при опосредованном (на расстоянии) взаимодействии обучающихся и педагогических работников.

Проблему своего исследования я связываю с ответами на следующий вопрос: можно ли применять элементы дистанционного обучения в работе с третьеклассниками, испытывающими трудности в изучении геометрических понятий?

Цель исследования была следующей: доказать возможность использования дистанционного обучения в работе с третьеклассниками, испытывающими трудности в изучении геометрических понятий.

Мной  были использованы следующие методы исследования:

  • анализ передового педагогического опыта;
  • анализ психолого-педагогической и методической литературы;
  • наблюдение;
  • беседа;
  • анкетирование;
  • анализ детских работ.

В России ведущими специалистами в области дистанционного образования являются Полат Евгения Семеновна, Андреев Александр Александрович и Никуличева Наталия Викторовна.

Современные средства телекоммуникаций в дистанционном образовании обеспечивают интерактивный способ обучения. В отличие от активных методов, интерактивные ориентированы на более широкое взаимодействие учеников не только с учителем, но и друг с другом и на доминирование активности учащихся в процессе обучения. Но я использовала только часть схемы учитель-ученик, ученик-учитель.

Рис.1

Учитель в зависимости от ситуации может применять индивидуальную методику обучения, предлагать ему дополнительные, ориентированные на ученика блоки учебных материалов.

Время, отводимое на консультации с учителем, порой бывает недостаточно, поэтому очень удобно ученику и учителю общаться и решать возникающие вопросы по Интернету.

Другими словами, каждому ученику предоставляется возможность создания собственной траектории освоения дисциплины.

Индивидуальная образовательная траектория – это персональный путь реализации личностного потенциала каждого школьника в образовании. 

Опытно-практическая часть работы осуществлялась в 3 классе. В исследовании приняли 5 учащихся.

Работа состояла из 3 этапов:

1. Констатирующего этапа.

2. Формирующего этапа.

3. Контрольного этапа.

Цель констатирующего этапа: выявить трудности в изучении геометрических понятий.

Результаты были следующими:

  • 60% - слабый уровень владения материалом;
  • 40% - средний уровень владения материалом.

Цель формирующего этапа: закрепить понятия «периметр», «площадь» и их единицы измерения.

Для достижения этой цели был спланирован график дистанционных занятий, дни сдачи домашних заданий.

Все задания выполнялись детьми дома. Многие задания были сделаны в программе HotPotatoes в виде тестов, открытых вопросов.

Выполненные задания отправлялись на почту. Консультации осуществлялись с помощью почты и программы Skype. На протяжении опытно-практической работы функционировал персональный сайт.

Цель контрольного этапа: определить уровень овладения геометрическими понятиями по проведении систематических дистанционных занятий и сравнении результатов констатирующего и контрольного этапа.

Детям были даны аналогичные задания, что были решены раньше.

Результаты были следующими:

  • 80% - средний уровень владения материалом;
  • 20% -высокий уровень владения материалом.

Цель была достигнута в результате систематической работы. Важно, что учащиеся, имевшие низкий уровень сформированности геометрических понятий, имеют средний уровень сформированности и стали проявлять больший интерес к математике.

Подводя итог, следует отметить, что дистантные формы обучения снимают многие психологические проблемы, связанные с коммуникацией обучаемых.
Рекомендую практиковать такую форму обучения всем учителям, так как это позволяет устранить пробелы в знаниях с детьми, отстающими по разным причинам в учебе, а также скорректировать их деятельность.