Интегрированное занятие на тему «Твой выбор» для воспитанников среднего и старшего школьного возраста (с 13 до 18 лет)

Разделы: Социальная педагогика


В интегрированном занятии на тему «Твой выбор» авторами рассмотрено пагубное влияние на организм человека никотиносодержащего вещества - «насвай», его негативного влияния на психику человека, вызывающее привыкание. Мы считаем, что данная тема весьма актуальна в наши дни в связи с широким распространением «насвая» среди молодежи.

Мероприятие может быть интересно и полезно для воспитанников среднего и старшего школьного возраста (с 13 до 18 лет).

Особенностью работы является обучение технике конструктивного отказа (умения сказать - Нет). После того, как участники узнали, как правильно говорить «Нет», им предлагается на практике отработать полученные знания и умения.

Авторы уделяют внимание формированию ответственности за свою жизнь и здоровье, формированию антинаркотических установок, изменению отношения воспитанников к никотиносодержащему веществу «насваю».

Материал может быть использован педагогами общеобразовательных учреждений, педагогами центров помощи детям, работниками специализированных учреждений для несовершеннолетних.

Пояснительная записка

Одной из серьезных проблем в наше время является широко распространенное среди школьников употребление так называемого «насвая», вещества, обладающего слабым наркотическим действием.

В настоящее время «насвай» является общедоступным веществом, в отличие от сигарет и спиртных напитков, продажа которых разрешена только лицам, достигшим 18 лет. Кроме того, он отличается низкой ценой, - его стоимость ниже, чем у сигарет. Согласно опросам подростков из разных школ, большинство из них употребляет насвай только для того, чтобы бросить курить. Но, согласно результатам тех же опросов, практически не существует примеров того, что после отказа от сигарет, подросток смог бы отказаться и от употребления этого наркотического вещества. В подавляющем большинстве случаев он все равно в итоге возвращался к одной из этих вредных привычек.

Еще одной особенностью «насвая» является то, что практически невозможно выделить в толпе человека, который даже в данный момент его употребляет. Это вещество не требует подкожных или внутривенных инъекций, глотания таблеток или чего-то подобного. Достаточно одну его небольшую по объему порцию положить за губу или под язык, после чего ждать наступления эффекта, обусловленного его действием.

Данный эффект заключается в непродолжительном (не более 5-7 минут) легком расслаблении и помутнении в глазах. Далее употребление «насвая» может вызвать приступы тошноты, головную боль, расстройство желудка и образование волдырей на губах.

Длительное употребление данного наркотика может вызывать более тяжелые последствия. Онкологи среднеазиатского региона (именно там эта проблема уже поднимается на государственном уровне) указывают, что 80% людей, страдающих раковыми заболеваниями губы, языка или гортани, употребляют «насвай». Состав этого наркотического вещества, который будет рассмотрен несколько ниже, обуславливает возможность возникновения и развития различных инфекционных заболеваний. Кроме того, его употребление не помогает исчезновению никотиновой зависимости у курильщиков, а наоборот, вызывает ее появление у людей, которые даже и не прикасались к сигаретам. Также нельзя сбрасывать со счетов развитие зависимости от «насвая» как психотропного вещества. Помимо всего вышесказанного, его употребление вызывает разрушение зубов и их корней, а в случае подростков - задержки в психическом развитии, ухудшение памяти и потерю уравновешенности. Кроме того, «насвай» вызывает бесплодие – этот факт подтвержден учеными Национальной академии наук в Киргизии. В результате исследования 50 мужчин выяснилось, что данное вещество блокирует выработку сперматозоидов. Нарушения репродуктивной функции в таких случаях необратимы, а появиться они могут уже после первого приема «насвая».

Исходя из всего вышесказанного, мы считаем, что данное интегрированное мероприятие  является актуальным, в связи с затрагиваемой в нем темой употребления наркосодержащего препарата «насвая» школьниками.

Материалы данного мероприятия могут быть применены в различных областях: в учебно-воспитательной, реабилитационной, коррекционно-развивающей деятельности.

Интегрированное занятие на тему «Твой выбор» для воспитанников среднего и старшего школьного возраста (с 13 до 18 лет) входит в систему занятий по профилактике употребления ПАВ. Мероприятие представлено в форме ток-шоу.

На встречу приглашены специалисты компетентные в обсуждаемых вопросах. На протяжении занятия ведётся дискуссия, где каждый может высказать своё мнение, отстоять свою точку зрения. Педагогами введены игры и упражнения для поддержания мотивации, интереса на протяжении всего занятия.
Занятие построено с учётом возрастных и индивидуальных особенностей детей.

На занятии были применены здоровьесберегающие технологии по направлениям:

1. Медицинское направление: санитарно-просветительская работа с детьми.

2. Психологическое направление: психокоррекционная работа, направленная на преодоление нарушений в поведении детей; психопрофилактическая работа, направленная на создание благоприятных психологических условий.

3. Педагогическое направление: социально-педагогическая диагностика; реализация комплексной  социально-реабилитационной программы  по профилактике вредных привычек; пропаганда ЗОЖ; организация среды обитания (создание удобств, чтобы дети чувствовали себя комфортно, не стеснённо и получили бы возможность удовлетворить свои интересы).

Как результат: Дети расширили знания о пагубном влиянии никотиносодержащего вещества «насвая на здоровье человека; его негативном влиянии на психику, вызывая привыкание; научились противостоять чужому влиянию, используя приемы конструктивного отказа.

Цель: Формирование ответственности за свою жизнь и здоровье, антинаркотических установок, изменение отношения воспитанников к никотиносодержащему веществу (насваю).

Задачи:

  • расширять знания о влиянии никотиносодержащего вещества (насвая) на здоровье человека;
  • формировать навык уверенного отказа от употребления никотиносодержащего вещества (насвая);
  • воспитывать ответственное отношение к своему здоровью.

Форма: Ток-шоу.

Подготовительная работа:

  • разработка и проведение «Анонимной анкеты»,
  • разработка и распространение памятки по теме на группы,
  • оформление карточек  к заданию «Умей сказать нет» и  к игре "Последствия»,
  • оформление правил проведения дискуссии.

Оборудование:

  • флеш-карта с видеороликом,
  • оборудование для просмотра видеоролика (ноутбук, проектор, экран),
  • карточки к заданию «Умей сказать нет» и  к игре "Последствия».

Ход мероприятия

Приветствие

Ведущий: Здравствуйте уважаемые гости и участники нашей встречи! Говоря вам «здравствуйте», я хочу пожелать всем и каждому здоровья. Здоровье человека – бесценный дар природы. Разрушить здоровье можно, а купить нельзя. Чтобы быть здоровым, необходимо вести здоровый образ жизни.

Скажите, пожалуйста, ребята, а что вы вкладываете в понятие здорового образа жизни, какие составляющие? (Ответы участников: двигательная активность, рациональное питание, личная гигиена, соблюдение режима труда и отдыха, психическая и эмоциональная устойчивость, отказ от вредных привычек).
Да, вы все правы. Природа создала всё, чтобы человек был счастлив. Деревья, яркое солнце, чистую воду, плодородную почву и нас, людей – сильных, здоровых и разумных. Человек рождается для счастья, и кажется, нет места в его душе для злого духа и неземного порока. Но некоторые губят свою жизнь никотином, алкоголем, наркотиками.

На предыдущих занятиях по ЗОЖ мы с вами затрагивали и обсуждали не раз все эти проблемы (курение, употребление алкоголя, наркотики). Сегодня мы собрались, чтобы обсудить очень важную и актуальную проблему – проблему употребления никотиносодержащего вещества или ещё его называют наркотиком, в состав которого входит никотин, или же, всем известное название «насвай».

Какой будет ваш выбор? Зачем это человеку и возможно ли без этого обойтись?

Мне бы хотелось провести наше занятие в необычной форме – в форме «Ток-шоу».

Ребята, а какие ток-шоу на сегодняшний день вы сами любите смотреть по телевизору или знаете и слышали? ( ответы детей: например, «Жди меня». «Пусть говорят», «Давай поженимся», «Модный приговор»,«Открытая студия». «Час суда», «Малахов +», «Полезный вечер» и др.))

Ведущий: Я вижу, что вы прекрасно осведомлены обо всех популярных ток-шоу и конечно знаете, что любое ток-шоу имеет определенные правила, которых должен придерживаться каждый из участников. Скажите, кто из вас знает и может назвать какое-либо правило?

(участники вспоминают и формулируют правила ведения дискуссии (ток-шоу). На доске перевёрнуты правила, дети угадывают, ведущий переворачивает правила на лицевую сторону)

Приложения

Ведущий: Спасибо, уважаемые участники, вы назвали почти все основные правила. А теперь зачитаем  правила ведения дискуссии:

1.  С уважением относиться друг к другу;

2.  Чтобы высказаться – поднимаем руку;

3.  Порядок выступлений участников определяет ведущий;

4.  Свое мнение, позицию аргументировать фактами, примерами;

5.  Признаем право каждого иметь свою точку зрения, свое особенное мнение;

6.  Обсуждаем точки зрения и взгляды, а не людей и личности.

Ведущий: Итак, уважаемые участники мы начинаем наше ток-шоу! ]

Прежде, чем мы примемся вершить суд, я хотела бы огласить итоги «Анонимной анкеты».

В анкетировании участвовали девушки и юноши в возрасте от 13 до 18 лет.

Большинство знает, что такое насвай, знают, где его можно купить и сколько он стоит.

Пробовали насвай больше половины опрошенных. Что радует, (если ребята отвечали честно) так это то, что употребляет насвай постоянно небольшое количество человек.

И, судя по анкетам, многие ребята не знают о вреде употребления насвая.

На вопрос,  какие органы человека страдают от употребления этого наркотика, ребята, в основном, ответили - «не знаю».

Итак, вопрос к залу: Считаете ли вы эту проблему употребления наркосодержащего препарата насвая актуальной? Почему? (мнения зрителей)

Ваши высказывания, по-моему, утвердили наше мнение: эта проблема заслуживает обсуждения!!!

Я приветствую гостей нашего ток-шоу:

  • Медицинский работник Ширяева М.В.
  • Педагог-психолог – Земцова И.В.
  • Старший воспитатель – Шаньгина Е.В.
  • Инструктор по ЛФК – Поспелова Т.Д.

Я приветствую участников нашего ток-шоу:

  •  Руслан Н.– группа №1
  •  Егор С. – группа №3
  •  Кирилл С. – группа №3
  •  Данил Ш.– группа №2
  •  Влад С. – группа №3
  •  Дмитрий Р.– группа №1
  •  Русалина В. – группа №4
  • Александра С.– группа №4

Сейчас вашему вниманию будет представлен видеоролик по теме нашего ток-шоу! Прошу вас, ребята, занять места. Внимание на экран!

После просмотра сюжета. Ведущий обращается к участникам с вопросом: «Скажите, ребята, есть о чём задуматься?» (мнения детей)

1. Ведущий: Следующее задание будет таким: я буду зачитывать предложения, а вы должны сказать правда это или нет (Игра «Да-нетки»).

Правда  ли, что…

1…насвай вызывает психическую зависимость? (да)

2…можно бросить курить, если начать употреблять насвай? (нет)

3…насвай делают на табачных фабриках? (нет)

4…в состав насвая входит куриный  помёт  или верблюжий кизяк? (да)

5…насвайщику нельзя проглатывать свою слюну - она токсична? (да)

6…4гр. насвая, введ. в желудок кошки вызывает её смерть через 25 минут? (да)

7…насвайщик не чувствует запах насвая, а окружающие люди чувствуют? (да)

8…продавцы этого наркотика уверяют, что регулярное употребление насвая защищает от заболеваний зубов и десен? (нет)

2. Ведущий:  Одной из серьезных проблем в наше время является широко распространенное среди школьников употребление так называемого насвая, вещества, обладающего  наркотическим действием.

- Уважаемые гости,  что Вы можете сказать по этой проблеме относительно города и в частности нашего центра? Слово предоставим Елене Владимировне.

3.Ведущий: Теперь мы ясно видим, что проблема употребления насвая  чрезвычайно важна, особенно если речь идёт о подростках.

Медицинским работникам, которые сталкиваются с зависимостью от данного вещества, давно известна опасность его употребления. Доказаны факты тяжелых и зачастую необратимых изменений в организме, а также зависимости и болезней, которые провоцирует его прием.

- Уважаемые гости,  слово предоставим мед. работнику Марине Викторовне. Скажите, причиной каких заболеваний является этот наркотик?

4. Ведущий: Проблема однозначно назрела, и надо не молчать о ней, а уводить от нее молодежь.

Существует множество мифов о пользе употребления данного наркотика, придуманных продавцами и даже теми, кто употребляет насвай.

- Есть мнение, что употребление насвая помогает бросить курить. Ребята, ваше мнение?- У меня вопрос  к Ирине Васильевне: Возникает ли зависимость от насвая?

Ведущий: Самым распространенным мифом среди молодёжи является миф о том, что насвай поможет вам бросить курить. Бросить курить, используя насвай нельзя!

5. Ведущий: насколько я знаю, наркотик насвай достаточно популярен в определённых кругах спортсменов.

- Скажите, ребята, как вы думаете, действительно ли употребление этого наркотика помогает в спорте? 

Я хочу задать вопрос Татьяне Дмитриевне.

- Скажите, пожалуйста, чем грозит спортсменам подобное увлечение и как опасно для жизни употребление насвая. И чем себя можно отвлечь?

Ведущий: Да, в последнее время существует проблема употребления насвая спортсменами, и они, в большинстве случаев, не знают, чем грозит им подобное увлечение и как опасно для жизни употребление насвая.

6. Ведущий: А сейчас Ирина Васильевна познакомит  нас с техниками конструктивного отказа (умения сказать - Нет).

После того, как участники узнали, как правильно говорить «Нет», им предлагается на практике отработать полученные знания и умения.
Задание участникам:  Попробуйте противостоять приглашению попробовать насвай – ведь это и есть по-настоящему взрослый поступок, которым можно  гордиться. Сейчас вам выдадут карточки с ситуациями, в которых различные люди предлагают вам попробовать насвай. Ваша задача: в течение нескольких минут придумать как можно больше аргументов для отказа в этой ситуации. После этого «проиграть» свою ситуацию перед остальными участниками. Один играет роль – «уговаривающего, другой – «отказывающегося». Необходимо использовать в каждой ситуации три стиля отказа: уверенный, агрессивный, неуверенный.)

Цель: Приобретение практических навыков «Умения сказать - нет».

  • Одноклассник (знакомый, друг, сосед) предлагает попробовать наркотик «за компанию».
  • Взрослый (педагог, тренер) просит достать для него наркотик.

Обсуждение: Как вы думаете, какие из этих приемов более эффективны, а какие не сработают? Почему? Как их лучше использовать?

Насвайщики не могут  бросить своё занятие – они попали в рабство, а вот те, кто может противостоять, по-настоящему  сильные  и  свободные люди. В  ваших  силах  остановить  эту  «молодежную моду».

7. Ведущий: А сейчас я предлагаю вам  Игру "Последствия". Условия таковы:  Нужно зачитать карточку и ответить на вопросы о последствиях употребления насвая.

Содержание карточек:

  • "Я с другом начал закладывать насвай, чтобы бросить курить",
  • "Я усердно стал заниматься на тренировках".

 1. Что происходит сейчас?

  • Как ты себя чувствуешь после этого?
  • Тебе нравится то, что ты делаешь?
  • А окружающим нравится то, что ты делаешь?
  • Как ты выглядишь внешне?
  • Какие внутренние изменения появились?

2. А что ожидает тебя через неделю?

  • Что будет происходить?
  • Как ты себя будешь чувствовать через неделю?
  • Тебе также будет это нравится ?
  • А окружающим будет нравиться?
  • Как ты будешь  выглядеть внешне?
  • Какие внутренние изменения появятся?

3. А теперь представим  картину через месяц.

  • Что ожидает тебя через месяц?
  • Что будет происходить?
  • Как ты себя будешь чувствуешь через месяц?
  • Тебе также будет это нравится?
  • А окружающим будет нравиться?
  • Как ты будешь  выглядить внешне?
  • Какие внутренние изменения появятся?
  •  

Ведущий: Все наши действия, которые мы совершаем, слова, которые мы произносим, имеют свои последствия,  и теперь вы это наглядно увидели и убедились.

Завершение. Рефлексия всего занятия

Итак, наше сегодняшнее ток-шоу подошло к своему завершению. Мы сегодня многое узнали о пагубном влиянии насвая на организм человека, его негативном влиянии на психику человека, вызывая привыкание. Мы научились противостоять чужому влиянию, используя приемы конструктивного отказа. Хотелось бы узнать у вас:

  • Что в нашем ток-шоу было наиболее интересным и полезным?
  • Что было сложным?
  • Что узнали нового?
  • Что понравилось?
  • Что не понравилось?

На последующих занятиях мы также будем говорить о волнующих нас с вами проблемах, говорить о ЗОЖ, о вредных привычках и, конечно же, ещё не раз вернёмся к проблеме «молодёжной моды» на наркотик, о котором велась сегодня речь.

В память о нашей встрече мне хочется, чтобы на каждой группе имелись небольшие памятки по теме нашего мероприятия, и раздать их на группы, мы поручим Кириллу С.

И в заключение, я хочу напомнить вам слова Павки Корчагина из романа «Как закалялась сталь».

«Жизнь даётся человеку один раз, и прожить её надо так, чтобы не было мучительно больно за бесцельно прожитые годы». А если человек  принимает наркотики, вся его жизнь, все помыслы  направлены на поиски своего хозяина – зелья, которое держит и тело и разум настолько крепко, что освободить от него может только смерть. Будьте мудрыми, берегите своё здоровье.

Всем спасибо за работу! До новых встреч!

Список используемой литературы

1. Николаева, Л.П. . Уроки профилактики наркомании в школе [Текст]: Пособие для учителей /Л.П. Николаева, Д.В. Колесов. - М.: Воронеж: МОДЭК, 2002. - 432с.

2. Петракова, Т.И. Руководство по профилактике наркомании среди детей и подростков [Текст] / Т.И. Петракова. - М., 2000. - 178 с.

3. Предупреждение подростковой и юношеской наркомании [Текст] / Под ред. С.В. Березина, К.С. Лисецкого, И.Б. Орешниковой. - М.: Институт психотерапии, 2000. - 240 с.

4. Руководство по профилактике злоупотребления ПАВ несовершеннолетними и молодежью [Текст] / Под науч. ред. Л.М.Шипицыной, Л.С.Шпилени. - СПб., 2003 - 167 с.

5. Сирота, Н.А. Программа формирования здорового образа стиля [Текст] / Н.А. Сирота, В.М. Ялтонский / Работающие программы. Выпуск 5. М., 2000. - 78с.

6. Сирота, Н.А. Эффективные программы профилактики зависимостей от наркотиков и других форм зависимого поведения [Текст] / Н.А. Сирота, В.М. Ялтонсний. - М., 2004. - 127 с.

7. Википедия - свободная энциклопедия [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://ru.wikipedia.org/wiki

10.09.2018