Проблемы профессиональной адаптации студентов-первокурсников

Разделы: Общепедагогические технологии


Важную роль в становлении успешного функционирования человека в той или иной социальной роли играет уровень адаптации, как предпосылка активной и эффективной деятельности. Способность адаптироваться, преодолевать трудности, найти свое место в жизненном пространстве является решающим фактором успешного развития молодого человека, а в будущем – специалиста с профессиональным образованием. Поиск путей успешной адаптации к изменившимся социальным условиям и новой деятельности является насущной проблемой для каждого, кто переступил порог учреждений среднего профессионального образования.

Адаптация студентов-первокурсников к условиям обучения в учреждениях СПО представляет одну из важных проблем и является традиционным предметом дискуссий.

В понятие адаптации входит: мотивация учения и профессионального самоопределения, самостоятельность умственного труда, ценностные предпочтения, отношения с преподавателями и одногруппниками.

Профессиональная адаптация - это, вкратце, приспособление к требованиям и особенностям профессии.

Период жизни молодых людей, проходящих по схеме "школьник-студент первого курса", жизненно важен. Приобретение нового социального статуса студента требует от вчерашнего школьника выработки новых способов поведения, позволяющих им в наибольшей степени соответствовать этому статусу.

Какие же трудности адаптации, ожидают студента – первокурсника?

Прежде всего, это:

- Ситуация новизны (поступление в техникум) - является в определённой степени тревожной. Неуверенность в  собственных силах, сомнения в своих способностях, страхи (высокий уровень беспокойства-тревожности и т.д.).

- Смена содержания и  увеличение объёма учебного материала. Сложный язык научных текстов при изучении специальных дисциплин.

- Новые форм и методы преподавания (лекции, семинары, зачеты и т.д.).

- Полное отсутствие  или слабые навыки самостоятельной работы с электронными учебными источниками.

- Глобальные изменения сложившихся привычек и навыков: изменяются место жительства, прежний уклад жизни, окружение.

- Переход от опеки родителей к самостоятельной взрослой жизни.

- Сомнения в правильности выбора образовательного учреждения, специальности.

Это далеко не полный перечень трудностей.

Успешность процесса адаптации можно оценить по двум критериям:

  1. Объективному: успеваемость и посещаемость.
  2. Субъективному: степень удовлетворённости личности коллективом, самим собой и качеством выполняемой работы.

С учётом этих критериев  мы проводили свою исследовательскую работу.

Конечно, адаптация первокурсников педагогической специальности к обучению в техникуме происходит по-разному. Так, у одних учащихся она длится 1-2 месяца (по данным наших исследований таких студентов - 25%), они быстро и легко добиваются хороших успехов, самочувствие у них при этом существенно не меняется. Другие, после некоторой борьбы с самим собой, осваивают программу обучения (по данным наших исследований таких студентов – 35%). Но, есть студенты, у которых процесс адаптации  затягивается надолго, более чем на 6 месяцев и сопровождается  не только психологическими трудностями, но и ухудшением самочувствия, снижением физических возможностей (по данным наших исследований таких студентов - 40%).

Для решения вопроса успешной адаптации вчерашних школьников в новых условиях, прежде всего, мы старались выявить мотивы выбора профессии педагога.
Первый вопрос, который я задаю своим студентам на первом занятии: «Почему вы выбрали именно эту специальность?». Они отвечают не по шаблону, а словами, идущими от сердца: "Уже была в другом учебном заведении - не мой профиль"; "Нравится работать с детьми, интересно, творчества много"; "Не могла определиться, пошла сюда…"; "Примером служит любимый учитель…"; "Привлекает то, что всегда будет работа учителя начальных классов…" и так далее.
Казалось бы, вот он – выбор мотивированный, ан - нет. Проходит некоторое время: глаза уже не так горят, грусть не покидает, появляются первые пропуски уроков, страхи и уход в себя, а затем и из учебного заведения.

Думаю, что нам, преподавателям, нужно помнить, что порог техникума переступил и стал его студентом подросток. Это произошло в 15–16 лет, после окончания 9 классов. Одна из главных проблем этого периода жизни - сам подростковый возраст первокурсника, так как он совпадает с  ответственным периодом в развитии личности. В это время у подростков активно формируется самосознание, стремление к самоутверждению среди сверстников, желание лучше узнать себя и других, понять окружающий мир, критически относясь к взрослым.

В этом возрасте резко проявляются колебания характера, отрицание всех видов опеки, потребность в популярности, критичность, бескомпромиссность, значимость истины и независимости, поэтому часто студенты-первокурсники грубят преподавателям, так как им важнее реакция друзей-однокурсников, а не педагогов. Прибавьте к этому новые обстоятельства жизни и быта и мы получаем сложнейшую ситуацию, из которой подросток сам не выйдет без потерь.

В то же время молодые люди отзываются на доброту, внимание со стороны взрослых, справедливость. Чувство справедливости, пожалуй, одно из самых важных в этот период. В их речи часто можно услышать фразу: "Это несправедливо!"

В 2017/2018 учебном году в ОГПОБУ "Технологический техникум" г.Биробиджана на специальность: преподавание в начальных классах поступило 20 человек. Закончили первый курс -17 студентов. "Потери" на первом курсе составили 15%.

Наблюдая за  процессом обучения и воспитания в техникуме, я пришла к выводу, что необходимо более внимательно относится, прежде всего, к набору студентов на обучение профессии педагога. Не всегда хороший аттестат и любовь к детям - залог успешного обучения и правильного выбора профессии. Абитуриенты, поступающие на первый курс, не представляют себе точно, чего хотят и не видят себя в будущей профессии.

С целью изучения мотивации, психологического самочувствия, стрессоустойчивости и выбора профессии нами были проведены  несколько исследований в группе будущих педагогов в течение 2017-2018 учебного года.

Задачи  проведённых исследований:

- провести анализ состояния проблемы профессиональной адаптации студентов первого курса специальности: преподавание в начальной школе;

- создавать на уроках благоприятный микроклимат, "ситуации успеха";

- оказывать помощь студентам-первокурсникам в процессе  адаптации и социализации;

- разработать рекомендации для студентов, родителей и преподавателей техникума по профессиональной адаптации учащихся.

Насколько наши студенты осознанно подошли к выбору специальности учителя начальных классов, показали результаты опроса. В опросе приняли участие 18 человек (90%).

На вопрос: Что побудило Вас выбрать данную специальность? (предполагался  выбор нескольких вариантов ответов) получены следующие результаты: (Данные результатов опроса приведены в таблице 1)

Таблица 1

Мотивы

%

  1.  

Интерес к профессии

55%

  1.  

Привлекла перспектива найти работу по специальности

67%

  1.  

Любовь к детям

39%

  1.  

Желание получить диплом (неважно где)

28%

  1.  

Есть способности к данной профессии

33%

  1.  

По совету родителей, друзей

22%

  1.  

Было всё - равно куда поступать

28%

Анализ полученных результатов показал, что главным мотивом поступления в техникум стала "перспектива найти работу по специальности".

Руководствовались интересом к профессии 55%. Чуть больше трети студентов (33%), считают, что у них есть способности в выбранной области, то есть они готовы к профессиональному обучению и к дальнейшей деятельности. Но дальнейшие исследования показали, что это не совсем так, как видится молодым людям.

Для выявления показателей успешности адаптации студентов-первокурсников к условиям ссузовского обучения, был использован многоуровневый личностный опросник “Адаптивность” (разработан А.Г.Маклаковым и С.В.Чермяниным).

В результате исследования были определены основные трудности профессиональной и социальной адаптации такие как:

- неопределенность мотивации выбора профессии, недостаточная подготовка к ней - 47%;

- недостаток свободного времени - 67%;

- отсутствие умения самостоятельной работы - 51%;

- неумение осуществлять психологические саморегулирования поведения и деятельности - 33%.

48% - имеют низкие адаптивные способности, низкий уровень нервно-психической устойчивости, конфликтны, могут допускать асоциальные поступки.

У 20% - низкий уровень коммуникативных способностей, испытывают затруднения в построение контактов с окружающими, проявляют агрессивность.

15% - не могут адекватно оценить свое место и роль в коллективе, не стремятся соблюдать общепринятые нормы поведения;

- готовность выполнять общественные поручения в группе выразили - 77 % опрошенных студентов;

- мечта и выбор профессии совпали - у 30% студентов

Естественно, первые полученные данные дали толчок для проведения дальнейшего наблюдения и исследования.

С целью изучения факторов привлекательности профессии "Педагог" студентам  была предложена анкета по методике Ядова В.А. "Изучение факторов привлекательности профессии" (модификация Н.В. Кузьминой, А.А. Реана).

В анкетировании приняли участие 18 человек (90%). В анкете нужно было отметить из 12 позиций привлекательные и непривлекательные черты  будущей профессии.

По результатам теста "спонтанно", то есть под влиянием различных внешних факторов выбрали профессию "педагог" - 8 человек (44%). Могу предположить, что это те  студенты, которые, скорее всего, не будут обучаться в дальнейшем, это процент "отсеивания".

Наиболее привлекательными характеристиками профессии "педагог" были названы:

- профессия одна из важнейших - 78%;

- работа с людьми - 67%;

- работа требует постоянного творчества - 56%;

- возможность самосовершенствования - 56%;

- работа соответствует моим способностям - 56%;

- работа соответствует моему характеру - 50%;

- возможность достичь социального признания и уважения-39%;

- небольшой рабочий день - 28%.

Непривлекательными сторонами профессии учителя были названы:

- небольшая заработная плата - 78%;

- работа вызывает переутомление - 50%;

- малая оценка важности педагогического труда - 33%;

4 человека (22%) ответили, что будущая работа не соответствует их характеру и способностям. Трое из них, в последствие, были отчислены из-за большого пропуска уроков и неуспеваемости.

Наблюдения и  тестирование подтверждают тот факт, что 15-16-летние дети с трудом представляют, какую ответственность они возложили на себя, поступив на специальность: преподавание в начальной школе, слабо разбираются в тонкостях будущей профессии.

В декабре 2017 года был проведено ещё одно исследование "Готовность к педагогической деятельности". К этому времени обучающиеся 4-й месяц "грызли гранит науки" и знакомились не только с общеобразовательными дисциплинами, но и специальными. В данном исследовании приняли участие 17 человек. В тесте нужно было ответить на 25 вопросов, которые состояли из маленьких педагогических ситуаций.

Результаты теста показали, что обладают отличными задатками, чтобы эффективно влиять на окружающих и быть хорошим учителем - 25% опрошенных; несколько сдержаны в реакциях на происходящее, иногда равнодушны - 45%; самоуверенны, не достаточно внимательны, не всегда самостоятельны в принятии решений - 30%.

В течение всего года мной и педагогом-психологом проводилось изучение психологического состояния студентов. В каждом тестировании подтверждался факт стресса, который испытывают первокурсники при обучении. В начале года, тревожность и неудовлетворённость от обучения испытывали 78% студентов, на конец учебного года - 68 %; сильнейший стресс - 51%.

Не могу не отметить ещё один факт: студенты с соматическими заболеваниями характеризуются более низким уровнем адаптации. Они менее адекватно принимают себя, оценивают своё поведение, достоинства и недостатки, реже берут на себя ответственность за свои поступки; у них много пропусков по уважительной причине (состояние здоровья, обострение хронических заболеваний) и, как следствие, нет системы в знаниях. Таких студентов в исследуемой группе - 20%.

Из трудностей психологического характера некоторые студенты отмечали наличие коммуникативных проблем в общении с преподавателями и однокурсниками.

Анализ полученных данных показал, что проблемы успешности профессиональной адаптации студентов являются актуальными, порождены современными процессами развития общества и системы среднего профессионального образования.

Таким образом, ещё раз было подтверждено:

- что выбор профессии педагога не всегда осознанный, поэтому встреча с профессиональными трудностями способствует оттоку студентов;

- не только знания и умения решают проблемы профессиональной адаптации, но и личностные характеристики студента и развитость коммуникативных  способностей способствуют лучшей адаптации;

- первокурсники нуждаются в психологическом сопровождении;

- необходимо обучать студентов приемам снятия психологического напряжения, методам саморегуляции;

- проводить индивидуальные консультации, тренинги;

- при приёме документов на педагогическую специальность, обязательно проводить тестирование на профпригодность;

- при приёме документов на обучение учитывать состояние здоровья будущих педагогов (наличие/отсутствие хронических заболеваний);

Изучив теоретические и практические материалы, мы пришли к выводу, что психолого-педагогические условия профессиональной адаптации первокурсников включают в себя: правильную организацию профориентационной работы в школе; раннее выявление профессиональных склонностей учащихся; взаимодействие школы и техникума; создание комфортной образовательной среды; выявление и привлечение к учёбе педагогически одарённых детей.

Конечно, главным в адаптации остается личность студента, его способности, умение и желание приспосабливаться к новым условиям, принять помощь или отказаться от неё.

Чтобы помочь нашим студентам преодолеть трудности и успешно пройти адаптацию необходимо реализовать в техникуме психолого-педагогическое сопровождение процесса адаптации. Куратору, психологу, преподавателям, воспитателям общежитий, работающим с педагогическим классом, необходимо объединить усилия и способствовать установлению комфортного микроклимата в группе, повысить учебную мотивацию и положительное отношение к учебной деятельности, через вовлечение студентов в интересную студенческую жизнь.

Для создания благоприятного климата адаптации студентов рекомендуется проводить тренинги, которые будут способствовать более тесному контакту студентов и педагога. Что поможет сплотить коллектив, установить доверительные отношения, научить общаться в группе, находить общий язык с однокурсниками.

Таким образом, в становлении успешной адаптации студентов важна помощь, прежде всего, педагогического коллектива техникума. Родители также не должны самоустраняться от воспитания, как им кажется очень взрослого ребёнка. Слово "ребёнок" в данном случае, является ключевым.

Для эффективности работы, и, в частности, для успешной адаптации студентов в техникуме, необходимо руководствоваться принципами  личностно-ориентированного обучения. Именно они направлены на формирование творческой личности, стремящейся к самообразованию, к развитию и совершенствованию личности студента.

На основе такого подхода в ОГПОБУ "Технологический техникум" были разработаны: программа адаптации для студентов-первокурсников и  рекомендации для педагогов, родителей и студентов.

Рекомендации для педагогов

1. Работая с первокурсниками, опирайтесь на индивидуальный подход к студенту, учитывая психологические и возрастные особенности.

2. Не сравнивайте между собой студентов, хвалите их за  личные успехи и достижения, создавайте для каждого "ситуацию успеха".

3. Используйте способы воздействия на мотивационную сферу студента: проблемное обучение (мозговые штурмы, кейсы, ролевое разыгрывание ситуаций и т.д.), рефлексивный анализ учащимися своей деятельности (самоанализ покажет студенту эффективность его деятельности и поможет самостоятельно выявить свои сильные и слабые стороны по предмету), разнообразные педагогические технологии.

4. Применяйте такие формы и методы обучения, которые позволили бы студентам эффективно общаться с целью скорейшей адаптации.

5. Задействуйте во время занятий в первом полугодии такие методы опроса как, письменный, текстовый и групповой, которые помогут снизить уровень эмоционального напряжения у студентов, имеющих страхи перед публичным выступлением.

6. Для успешной адаптации постарайтесь обеспечить возможность студентам занять достойное место в коллективе (через поручения, поощрение малейших успехов, поиск и развитие способностей). Проявляйте и подтверждайте свое доверие к студенту, доверив ответственное поручение или выступление от лица коллектива.

7. Уделяйте внимание личным беседам о нравственности, самовоспитании, организации режима дня, профилактике заболеваний.

Рекомендации для студентов-первокурсников

1. Соблюдай режим дня. Вставай и ложись вовремя. Полноценный сон - залог здоровья и успеха.

2. Следуй правилам здорового образа жизни.

3. Планируй и организуй каждый свой день.

4. Творчески подходи к подготовке домашнего задания, рационально распределяя его по сложности, не оставляй всё на последний день.

5. Уделяй больше времени самостоятельному обучению, работай с документами и учебниками.

6. Ежедневно выделяй время на полноценный отдых и расслабление.

7. Анализируй собственную деятельность, чтобы выявить сильные и слабые стороны, и работай над устранением недостатков и развитием своих достоинств.
8. Следи за культурой речи, не используй ненормативную лексику для передачи всей гаммы чувств, которые нахлынули на тебя.

9. Преодолевай возникающие трудности, не бойся преград, считай их возможностью собственного развития.

10. Занимайся любимыми делами, спортом, хобби, запишись в кружки - это поможет развить творческий потенциал и даст возможность на некоторое время переключиться с учебной деятельности, поможет снять эмоциональное напряжение.

11. Будь оптимистом. Помни! Из каждой безвыходной ситуации есть минимум два выхода!

Рекомендации для родителей студентов-первокурсников

Какого бы возраста не был  студент, для родителей он всегда остаётся ребёнком. Для того, чтобы поддержать учащегося, родители должны сами испытывать уверенность в том, что всё получится обязательно. Опасайтесь ложных способов - "ловушек поддержки". Это: гиперопека, создание зависимости ребёнка от взрослого, навязывание нереальных стандартов или полное равнодушие ко всему, что делает ваше дитя.

Родители должны показать первокурснику, что он является  важным членом семьи и значит для неё больше, чем связанные с ним проблемы.

Чтобы поддержать ребёнка необходимо:

  1. Забыть о прошлых неудачах.
  2. Опираться на сильные стороны.
  3. Уметь и хотеть демонстрировать любовь и уважение к ребёнку-студенту.
  4. Демонстрировать оптимизм и вносить юмор во взаимоотношения.
  5. Принимать индивидуальность ребёнка и верить в него.
  6. Уметь взаимодействовать с ребёнком и давать ему возможность отстаивать свои взгляды.

Список используемых источников

1. Айсмонтас Б.Б. Педагогическая психология [Электронный ресурс]: Электр. учебник Институт международных программ РУДН: [сайт]. URL: "justify".

2. Андреева Д.А. О понятии адаптация. //Человек и общество: ЛГУ, 1973, с. 62-69.

3. Афанасенкова Е.Л. Мотивы учения и их изменение в процессе обучения студентов ВУЗа: автореф. дис. на соиск. учен. степ. к.психол.н. (спец. 19.00.07). М., 2015.

4. Безюлёва Г.В. Психолого-педагогическое сопровождение профессиональной адаптации учащихся и студентов/Г.В.Безюлёва: монография: дисс…д-ра пед.наук:13.00.08 (Жуков Г.Н.-Екатеринбург, 2005 - 423с.

5. Бородкин В.И. Взаимосвязь мотивов и представлений в структуре учебно-профессиональной деятельности [Электронный ресурс]: тезисы доклада. URL: http:method-modern.livejournal.com/5266.html.

6. Колмогорова Л.А. Особенности мотивации учения и адаптации студентов-первокурсников с различными типами профессионального самоопределения // Мир науки, культуры, образования. - 2008. - № 4.

7. Огородник С. И., Масолова М. И. Социально-психологические проблемы адаптации первокурсников к условиям обучения в профессиональном колледже // Молодой ученый. — 2016. — №2. — С. 1024-1026. — URL https://moluch.ru/archive/106/25079.

Интернет-ресурсы

  1. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://ru.wikipedia.
  2. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://raskroj-sekret-uspecha.com/cel-motivacij/
  3. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.proforientator.ru/