Путешествие в сказку "Гуси-лебеди"

Разделы: Работа с дошкольниками


Цель: Использование малых форм фольклора (сказка, пословицы, поговорки, загадки) для речевого развития детей.

Задачи:

Образовательные:

  • Развить связанную речь.
  • Развивать память, внимание
  • Увеличить словарный запас (подключить прилагательные, собирательные существительные: утварь, костюмы; антонимы и синонимы.

Воспитательные:

  • Патриотическое воспитание –уважение к культуре и истории своего народа.
  • Нравственное и духовное воспитание- чуткость, благодарность, доброта, чувство взаимной помощи.

Оборудование: Русское национальные костюмы, макет печки, речки, дерева. DVD-проигрыватель.

Предварительная работа:

- Чтение сказки «Гуси-лебеди».

- Рассматривание иллюстраций (Маковский картина «Дети бегут от грозы» картины Николая Богданова-Бельского «Новая Сказка», «Алёнушка» — картина Виктора Васнецова.)

Компоненты образовательной деятельности:

Организационный момент

Звучит музыка «Гусли - Русская народная».

Воспитатель: На Руси раньше дети после 5 лет оставались следить за младшими братьями и сестрами, старшим они помогали по хозяйству.

Назовите сказку, где старшая сестра заботится о младшем брате?

Дети: «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»; «Гуси-лебеди".

Воспитатель: как их звали?

Дети: Ваня и Маша.

Воспитатель: у меня есть предложение, давайте приведем Ваню к нам в группу, чтобы он не оставался больше один. Вы согласны?

Дети: Согласны.

Воспитатель: чтобы привести Ваню, мы должны попасть в сказку «Гуси -лебеди». Сначала мы оденемся так, как одевались дети в те далекие времена. Во что одевались девочки и мальчики?

Дети: Мальчики рубаху и порты, а девочки рубаху и сарафан.

Воспитатель: Молодцы, дети, а сейчас переоденемся, чтобы оказаться в сказке (дети переодеваются в русские народные костюмы). Ребята, мы пришли в сказку, в сказке нам помогут добрые герои и будут мешать злые. Отгадайте, кто нам поможет?

Загадка:

Пышет-жарит!
Кошу нам варит!
(печь)

Воспитатель: а еще:

Лес на берегах стоит,
Под мостом она бежит,
И течет вода куда-то,
Догадались вы, ребята?
Умолчу ответ пока,
Под мостом течет ….

Дети: Река.

Воспитатель: Кто же нам еще поможет?

Гуси-лебеди летели,
Унести домой хотели,
Что за дерево стояло
И от них ребят скрывало?

Дети: Яблоня.

Воспитатель: А теперь отгадайте, кто нам будет мешать:

Бабке Ёжке птицы служат,
Над деревней стаей кружат.
Ищут маленьких ребят,
Утащить их в лес хотят.

Дети: Гуси-лебеди.

Воспитатель: как охарактеризуем мы наших помощников? Какие они? (синонимы, к слову добрый).

Дети: Добрые, отзывчивые, добродушные.

Воспитатель: А как вы назовете Гусей-лебедей? (антонимы к слову добрый)

Дети: Злыми, злобными, жестокими, плохими.

Воспитатель: Итак, отправимся за Ванюшкой. Куда же сначала надо идти? (К печке.) (Дети двигаются под музыку.)

Дети: Печка, печка, Будь так любезна укажи нам дорогу к дому Маши и Вани?

(Грамзапись) Скажу, если отгадаете мою загадку.

Слушайте

«Шагает красавица,
Легко земли касается.
Идет на поле, на реку,
И по снежку, и по цветку.»

В Почему вы думаете, что это загадка о весне?

Да, с давних времён русский народ сравнивал весну с девушкой необыкновенной красоты.

А чем же весна красива? (весной природа оживает – солнышко светит и греет, снег тает, появляются лужи, ручьи, капель, проталины, распускаются листья на деревьях, трава зеленеет, просыпаются звери, насекомые, прилетают птицы…)

Воспитатель: Да, весна - прекрасное время года. Весной оживает природа, она всем дарит хорошее настроение, тепло и радость.

Вот мы и отгадали, печка, твою загадку

(Грамзапись): Молодцы!

(Дети благодарят печку и идут дальше под музыку. По окончании музыки подходят к яблоне.)

Воспитатель: ребята, куда нас привела дорожка? (К яблоне)

Дети: Яблоня, яблоня, сделай одолжение, укажи нам дорогу к дому Вани и Маши.

Опишите мои яблоки красивыми словами, тогда скажу.

Воспитатель: Какие яблоки? (золотые, наливные, румяные, ароматные, сочные, сладкие, молоденькие, волшебные, медовые, сказочные, витаминные, полезные…)

Воспитатель: Ребята, какие вы знаете поговорки о полезных свойствах яблок?

  • яблоко по утрам – не будешь ходить к докторам.
  • Яблоко на обед – и болезней нет.
  • Яблоко на ужин – нам врач не нужен.
  • Яблоко в ночь – и болезни прочь.

Яблоки полезные, целебные. В них содержится много витаминов.

(Дети благодарят яблоню и идут дальше под музыку. На пути - речка).

Дети: «Молочная речка - кисельные берега, будь добра покажи…

(Грамзапись) Скажу, если объясните, что означает сказочное выражение «Молочные реки - кисельные берега» 

(Версии детей)

Воспитатель: Сейчас мы пьем сладкие кисели, приготовленные из различных ягод и фруктов. Раньше, в старинные времена, кисель готовили из овсяной крупы. Крупу высыпали в чугунок, заливали холодной водой и ставили в русскую печь. Крупа набухала и превращалась в густую кашицу – кисель. Затем горячий кисель разливали по тарелкам и ставили на подоконник остужать. Остывший кисель превращался в плотную, твёрдую массу, который ели с молоком. Овсяной кисель на вкус был чуть кисловатый, но очень сытный и полезный. Это блюдо было одним из любимых, праздничных блюд крестьян. Считалось, в доме, где готовят такое кушанье, живут богатые люди.

Значит выражение «Молочные реки - кисельные берега» означает желание жить богато.

(Грамзапись): Молодцы!  Идите по звериным тропкам, они вас приведёт к дому Маши и Вани.

Воспитатель: Вот и пришли мы к дети к домику Маши и Вани, а они играют в горелки, поиграйте с ними.

Физкультминутка

Дети встают парами друг за другом. Впереди спиной к игрокам стоит водящий.

Дети говорят:

«Гори, гори ясно,
Чтобы не погасло.
Стой подоле,
Гляди на поле,
Едут там трубачи
Да едят калачи.
Погляди на небо:
Звёзды горят,
Журавли кричат:
— Гу, гу, убегу.
Раз, два, не воронь,
А беги, как огонь!»

Воспитатель: - Молодцы, ребята! Вы отлично справились с поставленной задачей. К счастью нашему Иванушке даже не потребовалась наша с вами помощь

Дети: Да, нужно добиваться решений поставленных задач

Воспитатель: Молодцы, справились со всеми заданиями, но, а теперь надо возвращается назад в наш любимый детский сад.

(Грамзапись) - Глазки закрываем! Раз, два, три.

Сказку покидаем, только не грусти!

Открывайте глазки. Вот мы и оказались снова в детском саду.