Портретная терапия

Разделы: Классное руководство, Конкурс «Презентация к уроку», Дополнительное образование


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (2 МБ)


Работая с детьми в различных ситуациях, я заметила, что рисование портрета удивительно быстро позволяет сконцентрировать внимание ребёнка, сосредоточить его на рисунке, а затем перевести процесс в формат визуального диалога.

«Если все прочие составляющие качества личности возможно представить себе лишь умозрительно, то тело, лицо, можно увидеть глазами, прикоснуться, потрогать. Так же внешность можно нарисовать, вылепить, раскрасить – воздействовать через нее на внутреннее состояние» (Жак Мари Эмиль Лакан - французский психоаналитик, философ)

Если у ребенка существует проблема непринятия самого себя, то вполне можно использовать метод портретной терапии. Например, чтобы нарисовать автопортрет с помощью компьютерной программы Dragonframe потребуется всего лишь простой карандаш и ластик. Такие занятия способствуют самовыражению: застенчивым и нерешительным помогает избавиться от страха, излишне самокритичным – повысить самооценку и принять самих себя, получить удовольствие от самовыражения. Как правило, на занятия приглашаются дети подросткового возраста.

Основными задачами в процессе работы с детьми являются:

  • обогащение эмоциональной сферы и снятие психоэмоционального напряжения;
  • развитие самопринятия и самоценности;
  • формирование практических умений;
  • развитие мелкой моторики;
  • развитие внимания и произвольной регуляции движений и действий;
  • развитие слухо-зрительно-моторной координации;
  • формирование пространственной ориентировки;
  • развитие и обогащение образной сферы, восприятия, ассоциативного мышления;
  • обучение использованию различных изобразительных средств;
  • преодоление барьера в общении с ребенком.

Процесс терапии начинается с вопроса специалиста: «Ты бы хотел (а) нарисовать свой портрет?».

В процессе работы ребенок находится наедине со специалистом. Индивидуальная работа включает в себя: фотографирование, подготовку рабочего стола и сам процесс работы над рисунком.

Создание рисунка начинается с рисования волос, потом глаз, губ и т.д. Ребенок постепенно осознает сходство в прическе, взгляде, губах, он начинается улыбаться, у него проходит волнение. Дети заново начинают познавать свой облик, идентифицирует себя.

Практические примеры

Пример № 1.

Н, 15 лет.

Ребенок поступила на занятие с проблемой критического отношения к своей внешности. Исходя из этого были поставлены следующие задачи:

  • Снятие психоэмоционального напряжения.
  • Развитие самопринятия.
  • Создание ситуации успеха.

Актуальное состояние:

  • легко идет на контакт, старается показать свою уверенность, но волнение присутствует;
  • сидит в «зажатой» позе – приходится корректировать осанку ребенка;
  • спокойно воспринимает тактильный контакт, не пугается выключенного света, музыку воспринимает положительно;
  • переживает за качество своей работы.

Отреагированное состояние:

  • напряженная поза сменилась расслабленностью, ребенок улыбается, смотрит в глаза;
  • вдохновленная своей работой, изъявила желание снова прийти на занятие, чтобы нарисовать портрет руководителя отделения.

Пример №2.

Э., 14 лет.

В процессе работы с ребенком возникли такие проблемы: ребенок с трудом идет на контакт.

Задачи, поставленные в ходе занятия:

  • Устранения проблем общения с подростком.
  • Формирование практических умений.

На вопрос: «Хочешь ли нарисовать свой портрет?» - согласился. Взгляд изменился, уже не прячет и не опускает глаза, а смотрит прямо и открыто.

Актуальное состояние:

  • немного скован в движениях;
  • когда увидел свою руку на экране компьютера, громко засмеялся;
  • рисует неуверенно – движения слишком резкие и жесткие, отчего линии от карандаша с трудом стираются ластиком;
  • переживает, что не получится рисунок; во время прорисовывания волос постоянно гладит себя по голове.

Отреагированное состояние:

  • поза расслабленная, движения рук стали более плавными;
  • доволен рисунком, видит сходство со своим лицом;
  • сразу захотел показать свою работу воспитателям и ребятам в группе;

Наблюдения в последующие дни: первым идет на контакт, высказывает желание работать индивидуально.

Воздействие портрета скоротечно, изменчиво. «Портрет в портретной …терапии рассчитан только на одноразовую презентацию к концу работы. Он не претендует на вечность, на непреходящую значимость» (Назлоян Гагик Микаелович — врач-психиатр, кандидат психологических наук, основатель метода маскотерапии).

Портретная терапия – короткая, но конкретная, действенная, наглядная. До портрета ребенок может грустить, молчать, не идти на контакт.  А после портрета он улыбается, планирует, делает усилия к совершению чего-то лучшего, смотрит прямым взглядом, открыт к общению, начинает осознавать себя как неповторимую личность, признает красоту своего лица.

Список литературы

  1. Басин Е.Я. Портрет в изобразительном искусстве / / Энциклопедия «Кругосвет». [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.krugosvet.ru/
  2. Нагорнова Н.А. Волшебство портрета (Заметки рисующего психолога). Психология зрелости и старения. — 2012. — № 3. С. 100-108.
  3. Каган В.Е. Преодоление: неконтактный ребенок в семье. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.autism.ru/read.asp?id=29&vol=8010
  4. Назлоян Г. Маскотерапия – путь из мира одиночества. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.gazetamim.ru/mirror/interview/gagic.htm
  5. Как рисовать портреты людей карандашом? [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://fb.ru/article/187048/kak-risovat-portretyi-lyudey-karandashom>
  6. Как нарисовать портрет. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://juicep.ru/?p=11982