Мастер-класс "Формирование эмоциональной устойчивости педагога"

Разделы: Школьная психологическая служба


Человек с высокой самооценностью
внушает доверие и надежду.

В.Сатир

В современной педагогике существует специальный термин «эффективные учителя».

К важным особенностям эффективного учителя относят:

  • Уверенность в себе
  • Высокую самооценку
  • Эмоциональную стабильность
  • Стремление к максимальной гибкости

Наличие всех этих составляющих можно отнести к психологическому здоровью педагога.

Ни для кого не секрет, что профессия учителя относится к разряду стрессогенных и требует от него больших резервов самообладания и саморегуляции…

Неудивительно, что учительство, как профессиональная группа, отличается крайне низкими показателями физического и психического здоровья. И эти показатели снижаются по мере увеличения стажа работы в школе. Для учителей со стажем 15-20 лет характерны «педагогические кризисы», «истощение», «сгорание».

«…Лишь 34% обследованных педагогов находятся в зоне психологического благополучия. Они способны справиться с отрицательными воздействиями жизни на психосоматическом уровне. Около 40% - имеют умеренные нервные расстройства, им необходима специальная психологическая помощь. Психофизическая усталость способствует развитию патологии души и тела, психосоматических заболеваний, она постепенно и неуклонно переходит в психологическую и телесную депрессию – страшную болезнь нашего века».

Эта тема актуальна для многих учителей и для меня, и поэтому я работаю над  методической темой «Психосоциальное здоровье участников образовательного процесса».

Здоровый и духовно развитый педагог получает удовлетворение от своей работы, обладает высоким уровнем работоспособности, активности, творчества, стремится к совершенствованию. После пребывания в напряженных педагогических ситуациях многие учителя чувствуют разбитость, подавленность, желание лечь, уснуть. В отдельных случаях эмоциональная напряженность педагога достигает критического момента, результатом является потеря самообладания и самоконтроля. Эмоциональные взрывы не проходят бесследно для здоровья, отравляя организм стрессовыми токсинами.

Вывод один: чтобы не оказывать пагубного влияния на детей нужно в первую очередь разобраться с собой, со своими проблемами и тогда не только мы будем эффективными учителями, но и ученический коллектив, наши дети будут успешными менеджерами и соответственно весь процесс обучения будет эффективным.

Обладая адекватной самооценкой и позитивным самоотношением, педагог оказывает позитивное воздействие на самооценку и самоотношение детей, стимулирует у них стремление к успехам в учебной деятельности, оказывает развивающее воздействие на их личность.

Самореализация личностных возможностей, раскрытие внутреннего потенциала учителя – условие его успешной творческой деятельности в образовании.
Если учитель стремится к самоактуализации, он создает на уроке позитивный климат и дети воспринимают процесс обучения как внутренний рост. Такой учитель выбирает профессию сознательно, поскольку педагогическая деятельность  представляет ему возможность собственного развития.

Позитивный характер педагогического имиджа способствует профилактике развития эмоционального напряжения у учителя и его учеников, содействует развитию у них доброжелательности, отзывчивости, уверенности в себе.

Отношение к самому себе, удовлетворенность педагога собой и своей деятельностью вызывает определенные поведенческие реакции, т.е. составляют поведенческий компонент профессионального самосознания. Удовлетворенность своей профессиональной деятельностью необходима учителю для успешного развития  эмоциональной устойчивости, для поддержания необходимого эмоционального  тонуса, чувства собственного достоинства. Учитель, чувствующий удовлетворенность собой и своей профессиональной деятельностью, не испытывает чрезмерного эмоционального напряжения при общении с учениками. Он с большей готовностью идет на контакт с детьми, оказывает позитивное воздействие на их личность.

Итогом профессионального самосознания является формирование Я - концепции педагога, в которой присутствуют когнитивный, эмоциональный и поведенческий компонент.

Важнейшей характеристикой профессионального самосознания учителя является самооценка – личностное суждение о собственной ценности.

Упражнение «Похвала в свой адрес»

Предлагается  участникам составить список формул похвал

 «Сегодня я горжусь собой, потому что…».

Затем участники зачитывают по кругу.

Высокий уровень развития самосознания собственного профессионального «Я», умение анализировать свое поведение и поступки, оценивать их со стороны, обнаруживать свои недостатки и стремиться к самосовершенствованию. Это является одним из условий формирования эмоциональной устойчивости педагога.

Мини-гимн «Я – чудо!»

Я счастливый человек! Я самый счастливый человек на свете! У меня хорошее настроение! У меня всегда хорошее настроение!
Мои глаза излучают счастье! Моя походка излучает счастье! Я весь излучаю счастье! Я живу – и поэтому я счастлив!
Я оптимист! Солнце для меня самое яркое, а небо – самое голубое!
На меня можно всегда положиться. Я не подведу!
Я умею дружить. Благо семьи – приоритет для меня! Я внимательный и заботливый. Меня ценят и уважают мои друзья, близкие и коллеги. Со мной всегда легко и весело.
Я общительный. Ко мне тянутся люди. Со мной интересно и спокойно.
Я постоянно над собой работаю. Я доказываю это своим делом, умением дорожить своим достоинством, семейной честью.
Я благодарю своих родителей за жизнь и радость общения!

Влияние цвета на настроение человека

Педагог всегда воздействует своей личностью, начиная с того как ходит, сидит, говорит и, заканчивая тем, во что он верит и на что надеется. Он всегда на виду. Он учит даже в свое отсутствие. Чем? Тем образом, который он создал в душе ученика.

Понятие имиджа включает в себя не только естественные свойства личности, но и специально наработанные: оно связано как с внешним обликом, так и с внутренним содержанием человека, его психологическим типом, черты которого отвечают запросам времени и общества.

Цвет является как диагностичным, так и коррекционным. Сведем диагностику до минимума. Итак…

В какой бы цвет вы себя одели сейчас?

  • Красный – цвет страстей, власти, вспыльчивости.
  • Оранжевый – мечтательность.
  • Желтый – спокойствие, общительность, легкая приспособляемость.
  • Розовый – эмоциональность, потребность любить и быть добрее.
  • Коричневый – традиционность, уверенность.
  • Зеленый – цвет надежды открытого пути, упрямство в достижении цели.
  • Синий – духовная возвышенность, скромность, стремление к взаимопониманию.
  • Черный – неуверенность, мрачное восприятие жизни.
  • Серый – рассудительность, недоверчивость, повышенный эмоциональный контроль.
  • Белый в одежде не информативен.

При желании вы можете скорректировать настроение, используя определенные цвета одежды. Разумеется, что эти цвета могут улучшать ваше настроение и вызывать необходимые эмоции, присутствуя не только в одежде, но и в интерьере квартиры, в картине и т.д.

  • Относительно нейтрально на ваше состояние воздействуют белый и серый.
  • Белый – гасит раздражение, несколько успокаивает.
  • В угнетенном состоянии избегайте серого и черного цветов.
  • Если вы перевозбуждены, наденьте что-нибудь коричневое.
  • Если вы хотите отдохнуть, вам помогут лимонный, желто-зеленый, зеленый, синий, лиловый, фиолетовый
  • Для повышения бодрости используйте желто-зеленый, лимонный, пурпурный, фиолетовый, розовый, оранжево-красный.
  • Если вам необходимо сосредоточиться, подойдет синий, погрузиться в себя лиловый.
  • Если вам необходимо остыть, подойдут серовато-голубоватый и бирюзовый.

Научиться управлять своими эмоциями, контролировать свое психическое состояние – это большое благо, это гарантия повышения психологической культуры, общей культуры, шаг к самосовершенствованию.

Упражнение «Гора с плеч»

Цель: сброс психомышечного напряжения в области плечевого пояса и спины, контроль за осанкой и уверенностью в себе.

Выполнять стоя, можно на полу. Максимально резко поднять плечи, широко развести их назад и опустить. Такой должна быть постоянно ваша осанка.

Упражнение «Да-да-да»

Цель: трансформация негативных переживаний в положительные, настройка всего организма на благоприятное восприятие дальнейшего события.

В течение 5-10 мин постарайтесь ни на что не отвлекаться и проговаривать «да-да-да» с различными интервалами, интонацией и громкостью.

Задача психолога состоит в том, чтобы помочь всем участникам образовательного процесса получить результат в своей работе и сохранить при этом свое психологическое здоровье. Школа сегодня – серьезный психогенный фактор. Одним из направлений работы школьного психолога является  психопрофилактика эмоционального напряжения у педагогов, учащихся и родителей. Педагог-психолог помогает педагогам, учащимся и родителям определять и использовать свои возможности предотвращать эмоциональные стрессы все возрастающем потоке информации.

Рефлексия всего мероприятия

Упражнение «Шляпы»

  • Зеленая - охарактеризовать тренинг с позиции разума. Какие знания и умения дал тренинг, что было наиболее полезно.
  • Красная – с позиции эмоции и чувств. Что вызвало позитивные переживания, а что негативные. Самые яркие вопросы в эмоциональном плане.
  • Черная – отметить, что не понравилось, неприятно, скучно.
  • Белая – что понравилось, удалось, было полезно, достижение лично для меня.

Презентация

Приложение