Консультативно-методическая работа учителя-логопеда с педагогами ОУ

Разделы: Логопедия


Практика использования здоровьесберегающих технологий в условиях ГПД при совместном взаимодействии с учителем-логопедом

Важным в работе воспитателя ГПД является взаимодействие с учителем-логопедом,  т.к. растет количество детей с различными нарушениями речи и эти нарушения носят очень стойкий характер. Поэтому общее и речевое развитие детей, улучшение их здоровья в процессе обучения – это одна из актуальных задач коррекционной педагогики и педагогики в общем. И нам совместно с логопедом и психологом необходимо искать новые, более эффективные и интересные формы работы для коррекции речи детей. Эффективными и приоритетными  формами совместной работы являются, подготовка занятий  на основе здоровьесберегающих технологий.

В совместной работе с логопедом (и психологом) внедрили фитбол гимнастику в структуру занятий. Уникальное сочетание физических упражнений, ярких разноцветных, с позитивными "смайликами" фитболов,  музыки, проговаривания стихов в ритм движений  или пение в такт любимой мелодии, самомассаж, пальчиковые игры оказывает мощное коррекционное воздействие при недостаточности психомоторного развития ребенка, развивает ритмическое чувство, координацию, речь, равновесие, осанку, правильное дыхание, а также вызывает эмоциональный подъем, чувство радости и удовольствия, повышает мотивацию и удовлетворенность занятиями на фитболах.

Хочется также сделать акцент на хромотерапии, которая является еще одним  элементом здоровьесберегающих технологий:

- тёплые цвета (красный, оранжевый) повышают активность отдела вегетативной нервной системы. Так же стимулируют, тонизируют иммунитет, укрепляют память, зрение, придают бодрость, улучшают цвет кожи.

- холодные цвета (синий, голубой) нормализуют сердечную деятельность.

- зелёный цвет нормализует сердечную деятельность и ЦНС, стабилизирует артериальное давление, расслабляет, снимает напряжение, помогает при заболеваниях позвоночника, обмена веществ, мигрени.

Таким образом, цветовое оформление влияет положительно на здоровье организма, стимулировать творческую и игровую активность детей.

Помимо цветового влияния на организм человека фитбол оказывает также вибрационное воздействие. Механическая вибрация активно стимулирует работу всех органов и систем человека. Непрерывная вибрация действует на нервную систему успокаивающе, а прерывистая — возбуждающе. Особенно эффективны вибрационные свойства упражнений на  мячах в сочетании дыхательной и звукоречевой гимнастики.

Также работа с фитбол мячами включает в себя ПИР, что оказывает положительное влияние на работу с детьми - дизартриками. ПИР с мячами направлена на напряжение и расслабление мышц плечевого пояса и шеи, что расширяет физиологические возможности дыхательного аппарата, при этом рефлекторно снижается тонус корня языка, активизируются движения нижней челюсти. 

Игры с мячами

ЗАЙЦЫ И ВОЛК

Задачи: Развитие ловкости, скоростно-силовых качеств, координационных способностей, внимания, повышение эмоционального тонуса.

Описание игры: Дети – «зайцы» скачут на фитболах по залу, воспитатель при этом приговаривает следующие слова:

Зайцы скачут: скок, скок, скок
На зеленый на лужок,
Травку щиплют, кушают,
Осторожно слушают:
Не идет ли волк?

Воспитатель кричит: «Волк!» Все зайцы должны быстро спрятаться за свой домик-мяч. Игра повторяется 2-3 раза.

Правила игры: Выполняя прыжки, не сталкиваться друг с другом; прятаться за мячом посредством приседа или седа на пятках.

ЦАПЛЯ И ЛЯГУШКИ

Задачи: Развивать память, скоростно-силовые качества, вестибулярный аппарат, ритмичность движений и умение согласовывать их со словами; способствовать формированию навыка правильной осанки; навыка прыжков на фитболе, повышение эмоционального тонуса.

Описание игры: Воспитатель обозначает детям, что зал – это болото. В стороне стоит «цапля». Другие дети группы — «лягушки» прыгают на мячах по болоту и говорят:

Мы веселые лягушки,
Мы зеленые квакушки,
Громко квакаем с утра:
Ква-ква-ква,
Да ква, ква, ква!

«Лягушки» останавливаются, принимают правильную осанку, замирают и внимательно слушают слова цапли, которая ходит вокруг болота, высоко поднимая ноги, и говорит:

По болоту я шагаю,
И лягушек я хватаю.
Целиком я их глотаю.
Вот они, лягушки,
Зеленые квакушки.
Берегитесь, я иду,
Я вас всех переловлю.

После этих слов «цапля» должна поймать как можно больше прыгающих лягушек. Игра повторяется 2-3 раза.

Правила игры: «Цапля» выбирается при помощи считалки, когда «цапля» произносит слова никто из «лягушек» не двигается. Кто будет нарушать это правило, считается тоже проигравшим и выбывает из игры.

БЫСТРАЯ ГУСЕНИЦА

Задачи: Развитие ловкости, координационных способностей, воспитание ответственности, чувства коллектива, повышение эмоционального тонуса.

Описание игры: Играют две команды детей. Каждая команда — это «гусеница», где все участники соединяются друг с другом с помощью фитболов, которые они удерживают между собой туловищем. По команде дети начинают движение гусеницы по направлению к финишу. Выигрывает самая быстрая команда, не разорвавшая «гусеницу» и не уронившая мяч. Игра повторяется 2-3 раза.

Правила игры: Во время передвижения фитбол руками не трогать.

Анализ проделанной работы показал, применение фитбола укрепиляет мышечный корсет у детей, формирует правильную осанку. Дети стали более гибкими, ловкими, подвижными, улучшилась координация движений. У детей стала более развита речь, и обогатился словарный запас. Новая форма занятий стимулирует двигательную активность детей, повышает интерес, снижает утомление и даёт положительный эмоциональный заряд, что приводит к эффективному процессу коррекционного обучения. Также работа с фитболами положительно повлияла на общение детей друг с другом, оказывая взаимопомощь во время страховки или в парной и групповой работе.

В целях сохранения и укрепления здоровья необходимо настойчиво вырабатывать привычку к правильному дыханию – дышать через нос, глубоко, ровно, ритмично. Для этого на совместных занятиях с логопедом применяли дыхательную гимнастику для снижения стрессов и профилактики простудных заболеваний и для формирования правильного речевого выдоха. Ведь неправильное дыхание приводит к нарушению деятельности сердечно-сосудистой и дыхательной систем, снижению насыщения крови кислородом, нарушению обмена веществ. Чаще всего люди не задумываются над тем, как они дышат и какое огромное значение для их здоровья имеет правильное дыхание. От дыхания зависит нормальное снабжение крови кислородом, а также ритм работы сердца и циркуляции крови в организме. Даже незначительный недостаток кислорода снижает работоспособность мозга, нередко вызывает головную боль.

Дыхательная гимнастика

"Снежинка"

На мою ладошку села снежинка, большая и красивая снежинка. И на ваши ладошки опустились снежинки. Давайте подуем на снежинки. Вдыхаем носиком, выдыхаем через рот. Плечи не поднимаем, щеки не надуваем. Струйка воздуха плавная.

"Перелетные птицы"

На мою ладошку упало перышко. Давайте подуем на перышко. Вдыхаем носиком, выдыхаем через рот. Плечи не поднимаем, щеки не надуваем. Струйка воздуха плавная.

Тесное взаимодействие со специалистами помогает мне решать ряд оздоровительных мероприятий в ГПД позволяет снижать утомляемость, повышать эмоциональный настрой и работоспособность, а это в свою очередь способствует сохранению и укреплению здоровья учащихся, формирует всесторонне развитую личность.

Взаимодействие учителя-логопеда с психологом 2016-2017 г.

Взаимодействие учителя-логопеда с психологом 2017-2018 г.

Взаимодействие учителя-логопеда с психологом 2018-2019 г.

Взаимодействие учителя-логопеда с инструктором по физической культуре 2016-2017 г.

Взаимодействие учителя-логопеда с музыкальным руководителем 2016-2017 г.

Консультативно-методическая работа учителя-логопеда с воспитателями младшей группы 20____ - 20____ г.

Консультативно-методическая работа учителя-логопеда с воспитателями  подготовительной к школе группы 2016-2017 г.

Консультативно-методическая работа учителя-логопеда с воспитателями подготовительной к школе группы 2018-2019 г.

Консультативно-методическая работа учителя-логопеда с воспитателями подготовительной к школе группы 2017-2018 г.

Консультативно-методическая работа учителя-логопеда с воспитателями средней группы 20___ - 20____ г.

Консультативно-методическая работа учителя-логопеда с воспитателями старшей группы 20____ - 20____ г.