Мастерская построения знаний и творческого письма по лирике М.Цветаевой «Одна голая душа!»

Разделы: Литература


А душу можно ль рассказать?
М.Ю. Лермонтов

Слово учителя: - На предыдущем уроке мы познакомились с жизнью Цветаевой, исторической обстановкой, в которой творила поэтесса, познакомились с дневниковой прозой, письмами.

(В классе оформлен стенд, на котором слова Цветаевой: «Что я люблю? Жизнь…», «Я не люблю жизни как таковой…». Письма писателям, Г.С.Эфрону, И.И.Асееву и сёстрам Синяковым).

Презентация.

- Сегодня мы познакомимся с лирикой Цветаевой, попытаемся проникнуть в её душу - в её поэзию. Увидим, насколько она многогранна, хотя и сказал Лермонтов: «А душу можно ль рассказать?» Свою встречу с поэзией начнём с прослушивания музыкального произведения: встретилось необычно тонкое стихотворение с музыкой Таривердиева, и родился ещё один шедевр.

(Прослушивание записи песни «Мне нравится…»)

Наш урок называется «Одна голая душа!» Так однажды сказал о Марине её муж – Сергей Эфрон. Предположите, почему так сказано о поэтессе - «голая душа»?

Какие ассоциации вызывает у вас это словосочетание? Запишите эпитеты к этому словосочетанию. (На выполнение этого задания – 2 минуты)

(Зачитывание эпитетов по желанию. Какие более подходят для Цветаевой?

Большинство ребят пишут: «голая душа» - незащищённая в этом большом и жестоком мире, одинокая, потерявшая надежду, но открытая для всех.)

- Прослушайте строки стихотворений Марины Цветаевой. Выберите и запишите те слова и словосочетания, которые кажутся вам подтверждением цветаевской открытости, откровенности, т.е. соответствуют словам «голая душа». Запишите их в 2 столбика: «тёмные» и «светлые».

(Учащиеся слушают стихотворения «Ошибка», «Уж сколько их упало в бездну…», «Вчера ещё в глаза глядел…», «Ты, меня любивший фальшью…» На это задание  уходит 6 минут).

- В каком столбике получилось больше слов? Прочтите вслух.

(У многих ребят «тёмных» и «светлых» слов приблизительно одинаковое количество.  У некоторых незначительное преобладание «тёмных», что впоследствии позволит  сделать вывод о стремлении поэтессы к чистоте и свету при ужасах жизни Цветаевой.

  • «Тёмные»: медузы, заключённый, погибший, грусть, ошибка, бездна, вороны, ад, огонь …
  • «Светлые»: снежинка, заря, вера, любовь, жизнь, яблоко, мечта, милый…)

- Каких нот в стихотворениях больше – «тёмных» или «светлых»? (Драматических или оптимистических?) На основе этого сделайте вывод о мировосприятии поэтессы. Какие чувства переполняют Марину Цветаеву?

(Обращаю внимание учащихся на слова Цветаевой: «Что я люблю? Жизнь…», «Я не люблю жизнь…», на противоречие Цветаевой: любовь к жизни, стремление к любви, но при столкновении с реалиями – разочарование.)

На доске – тема урока «Одна голая душа!» Вторая часть фразы закрыта.

Открываю всю фразу - «Одна голая душа.

Даже страшно!..»

- Вы видите теперь всю фразу, сказанную Эфроном. Почему Эфрону страшно? Запишите, чего может страшиться человек? Чего страшится Эфрон? (2 минуты)

(Ребята пишут, что человек может бояться других людей, предательства, одиночества, потери близких. «Человек с сильным характером может ничего не бояться – ни пыток, ни ареста, ни работы. Он может бояться одиночества, когда весь мир против него…» (Стас Р.)

Заслушивание ответов уч-ся (2 мин)

- Прослушайте стихотворение Цветаевой «О слёзы на глазах!» (1939 г.) - последнее её стихотворение.

- Появились ли у вас новые мысли о мировосприятии Цветаевой?

- «На твой безумный мир
Один ответ – отказ».

Отказ от чего?

(Зная Цветаеву, как рано Эфрон предчувствовал отказ от такой жизни!)

- В каждом столбике «тёмных» и «светлых» слов подчеркните по 1 слову, которое в большей мере выражает чувства, настроения поэтессы.(1 мин)

- Зачитайте.

(У ребят подчёркнуты слова: ворон и мотыльки, жизнь и смерть, истина и фальшь, мечта и смерть, любовь и смерть, любовь и слёзы, жизнь и ад…)

- Эти слова будут заголовками ваших текстов.

(Ребята пишут текст с выбранным заголовком.  На это задание – 5-7 минут. Во время работы над созданием текста фоном можно включить мелодию Таривердиева «Мне нравится…»)

Тексты зачитываются по желанию.

(Например, Оля М. назвала свой текст «Снежинка и заледенелая степь»: «Степь заледенелая – для меня это состояние души: какая-то пустота, одиночество. А звёздочка – это Цветаева. Поглотила звёздочку степь заледенелая».

Стас Р. озаглавил текст «Вороны и мотыльки»: «На зелёном лугу порхали мотыльки, лёгкие, хрупкие, открытые, романтичные. Налетели чёрные вороны. Прочь любовь, заря, вера! Не стало больше мотыльков! Под чёрными воронами вижу людей (людей ли?), погубивших Цветаеву. Мотыльки открыты, как Марина, поэтому беззащитны в этом мире»)

Рефлексия.

На вопросы ученики отвечают письменно:

- Какие моменты урока запомнились?

- Что было трудно для тебя?

- Что ты понял на этой мастерской?

(«Для себя я поняла, что несправедливость, предательство - часть нашей жизни, и они будут всегда». (Яна Н.). «Не надо быть слишком открытым человеком». (Иван З.).

«Мне стало жалко Цветаеву. Хоть я и безжалостный человек, но во мне прошла искра».

«Цветаева была человеком, хотевшим жить, но не хотевшим воспринимать действительность такой, какая она есть». (Антон О.).

На следующем уроке обязательно анализирую достойные письменные ответы. Если ребята не желают, фамилии не называю. Часто неожиданно раскрываются те учащиеся, которые считались слабыми по предмету.