Анализ учебников литературного чтения со 2-го по 4-й классы (УМК «Школы России»). Как реализуется принцип системно-деятельностного подхода?

Разделы: Начальная школа

Класс: 4


Одним из приёмов, который активно используют авторы учебников по всем предметным линиям УМК «Школы России», является постановка перед детьми вопроса, который предоставляет возможность высказывать противоположные точки зрения. Поиск решения ученики осуществляют в ходе специально выстроенного учителем диалога. Эта технология формирует коммуникативные универсальные учебные действия. Наряду с этим происходит формирование и других универсальных учебных действий: регулятивных (постановка и удержание задач), познавательных (необходимости извлекать информацию, делать логические выводы и т.п.). Задания всех учебников, начиная с первого класса, предлагают учащимся мини-исследования: провести наблюдения, высказать свои предположения, провести их проверку, обсудить результаты и сделать вывод.

В учебниках УМК «Школы России» по литературному чтению методических рекомендациях предлагается работа в малых группах, парах и другие формы групповой работы. Это имеет большое значение для формирования коммуникативных (умения донести свою позицию до других, понять другие позиции, договариваться с людьми и уважительно относиться к позиции другого), а также для регулятивных универсальных учебных действий (распределить, скоординировать действия по выполнению задания и др.).

Деятельностный подход во всех учебниках реализуется частично, например, в тех предметных областях, где есть рабочие тетради на печатной основе.
Анализируя учебники литературного чтения со 2 по 4 класс. В них включены задания, которые содержат системно-деятельностный подход.

2-й класс. Часть 1

С-5 №1 Обсудите с другом в чем проявляется творчество читателя, его умение, талант.

Выберите ответ: умение быстро читать; понимать прочитанное; получать радость, удовольствие от чтения; умение находить главную мысль произведения; вникать в замысел автора.

С-8 №1 Рассмотрите с другом рисунки . Как выглядят современные и старинные книги? Что в них общего, чем они различаются? Сравните.

Подумайте, где можно найти дополнительную информацию по данной теме.

С-11 №1 Обсудите с другом, почему книгу называют собеседником.

С-12 №1 Обсудите с другом, почему надо учиться читать всю жизнь. Что имел в виду автор?

С-21 № 2 Разыграйте с другом прибаутки, как в театре. Распределите роли. Обсудите характеры героев. Прочитайте, соблюдая необходимую интонацию.

С-35 №3 Обсудите с другом. Какие пословицы подходят по смыслу к содержанию сказки?

С-37 №2 Обсудите с другом. В чем причина страха героев? Соотнесите содержание сказки и пословицы. Подходит ли она?

С-41 №6 Разыграйте с другом диалог лисы и тетерева, как в театре. Сначала подумайте, как надо прочитать слова лисы и тетерева (громко, тихо, льстиво, с насмешкой). Определите основные слова, которые надо выделить голосом.

С-44 № 4 Обсудите с другом, какова главная мысль сказки. Можно ли сказать, что пословица. Как аукнется, так и откликнется подходит по смыслу к содержанию сказки.

С-53 №2  Обсудите с другом, подходит ли к этой сказке пословица Не дорого начало, а  похвален конец. Обоснуйте свой ответ.

С-105 №1,5 Обсудите с другом. Грустную или смешную историю рассказал И.А.Крылов? Как вы понимаете выражение воз и ныне там?

Обсудите с другом. О чём предупреждает И.А.Крылов людей, которые взялись за общее дело? В чём причина неудачи Лебедя, Рака и Щуки?

Продумайте условия совместной работы. Сравните их с теми, что даны в рабочей тетради.

С-107 №6  Разыграйте с другом, как в театре, разговор Стрекозы и Муравья. Определите характеры героев. С какой интонацией надо произносить реплики?

С-124 №10 Вспомните с другом примеры из жизни, когда можно употребить следующие пословицы.

С-138 №6 Вспомните с другом случаи, когда вы вели себя так же, как эти мальчики. Задайте друг другу вопросы.

С-141 №5 Обсудите с другом. Это сказка или рассказ? Докажите ваше мнение.

2-й класс. Часть 2

С-12 №3 Поиграйте с друзьями в игру Рифма.

С-29 № 5 Обсудите с другом. Что вам хочется делать, а что нет?

С-59 № 7 Обсудите с друзьями. Как передать при чтении состояние мальчиков? Сначала лучше говорить шёпотом, дрожащим голосом. А как надо говорить потом?

С-64 №4 Найдите с другом диалог Котьки с мальчиками. Подумайте, как вы прочитаете слова ребят: выразишь досаду, недовольство, обиду, возмущение, угрозу. Как должны звучать слова Котьки: робко или уверенно, с удивлением или резко?

С-69 №7 Обсудите с другом. В каких произведениях предметы показаны как живые? Зачем это понадобилось писателям?

С-76 №2 Обсудите с другом строки: Я ушёл в свою обиду… Буду жить в ней все года! Может быть, здесь что-то перепутано: можно жить в доме, в квартире, уйти в комнату… как уйти в обиду, жить в обиде?

С-86 №2 Обсудите с другом, чему хотел автор научить читателя.

С-92 №6 Обсудите с другом, какую силу имеют волшебные слова.

С-131 №1  Обсудите с другом, какой секрет открыл читателям поэт.

С-133 №4 Попробуйте инсценировать это стихотворение с друзьями. Определите, с какой интонацией надо читать реплики героев. Какое слово нужно прочитать всем вместе?

С-135 №3 Вспомните с друзьями песенку из мультфильма о Винне-Пухе. Пропойте её вместе.

С-144 №5 Напишите с друзьями сценарий. Продумайте характеры героев, распишите их реплики. С какой интонацией будут говорить участники спектакля? Ответьте на вопросы из Рабочей тетради.

С-154 №2 Обсудите с другом. Почему самые обычные предметы, описанные в стихотворении, кажутся нам сказочными?

С-167 №3 Обсудите с другом. Что запомнил Дениска на всю жизнь?  

С-175 №3 Сравните с другом зарубежные и русские народные песни. Подготовьте вопросы по ним для всего класса. Помощь вы найдёте в Рабочей тетради.

С-199 №4 Составьте с другом несколько диалогов на эту тему.

С-208 №3 Разыграйте с друзьями сценку, как Мафин искал друзей.

3-й класс. Часть 1

С-12 № 2,4 Почему книгу называют великим чудом? Напиши небольшой рассказ, используя слова из Рабочей тетради.

Обсудите с другом смысл слов Ивана Фёдорова Духовные смена надлежит мне по свету рассеивать.

С-19 №2 Обсудите с другом, почему в народном творчестве появились докучные сказочки. Кому и когда их рассказывали? Обратите внимание, что старинное слово докука означает надоедливая просьба?

С-27 №2 Прочитайте с другом по ролям эпизод, в котором Иванушка просит Алёнушку водицы напиться. Найди слова, которые помогут понять, что детям трудно было идти в жаркий день и их мучила жажда. Почему эти слова повторяются в сказке несколько раз?

С-50 №6 Прочитайте с другом в лицах понравившийся эпизод. Подумайте, какую вы выберете интонацию.

С-63 №3 Обсудите с другом, только ли о листьях говорится в стихотворении. Кого они напоминают тебе?

С-65 №4 Обсудите с другом, как лучше озаглавить это стихотворение.

С-75 №1 Обсудите с другом. Похожи ли забавы крестьянских детей на ваши игры?

С-87 №4 Обсудите с другом, как можно озаглавить фрагменты из романа Евгений Онегин.

С-135 №7 Обсудите с другом, похожи ли между собой слова невежда и невежа. Объясни смысл каждого из них.

С-137 №5,7 Обсуди с другом, в ком легче найти недостатки: в себе или в других.  Прочитай с друзьями басню в лицах.

С-175 №4 Обсудите с другом. Были ли у каждого из вас такие моменты, память о которых хотелось бы сохранить?

3-й класс. Часть 2

С-11 №6 Обсудите с друзьями, во сне или наяву всё происходило с Евсейской.

С-24 №7 Обсудите с другом. Какими мыслями автор хотел поделиться с читателями?

С-40 №3 Подготовься читать вторую часть рассказа в лицах (от слов Но однажды… до слов хлопнув входной дверью). В чьих словах должны звучать решительность, удивление, недоумение, просьба, капризы?

С-49 №4 Обсудите с другом стихотворения Саши Чёрного. О ком они: о животных или о людях? Что объединяет произведения?

С-82 №7 Обсудите с другом. Чем Бианки хотел поделиться с читателем? Над чем заставил задуматься?

С-101 №4 Прочитайте с другом беседу рассказчика с мальчиком и сравните их реплики.

Мальчик: Возьмём! Да так!

Рассказчик: Зачем? А что будет с капалухой?

Кто из них думает о птицах и окружающей нас природе как о живой, а кто относится к ней беспечно, не задумываясь о последствиях?

С-113 №1 Обсудите с другом, действительно ли все поступки мальчика совершал для мамы.

С-115 №5 Обсудите с другом спектакль, который вы видели вместе. Что каждому из вас особенно понравилось? Составьте диалог по содержанию произведения.

С-128 №7 Обсудите с другом выражение Комар носа не подточит.

С-136 №7 Подготовьтесь с другом к чтению по ролям рассказа Цветок на земле. С какой интонацией вы будете читать слова деда? А слова Афони?

С-153 №8 Прочитайте по ролям наиболее понравившийся эпизод. Обсудите с друзьями, как темп и интонация речи помогают передать характер героев, их чувства и настроение.

4-й класс. Часть 1

С-20 №3 Обсудите с другом, каково значение трёх поездок Ильи Муромца для Русского государства.

С-34 № 9 Составьте с другом сообщение. Чем отличаются произведения устного народного творчества от авторских произведений. Какими новыми сведениями вы дополните свой рассказ?

С-60 №6,8 Выберите с друзьями ту часть сказки, которую вы хотите инсценировать. Распределите роли, выберите интонацию. Читайте так, что бы всем было интересно слушать.

Обсудите с другом, какие вопросы можно задать по каждой части всему классу.

С-111 №5 О каких чертах женского характера упоминается в пословицах? Что больше всего ценит народ в женщинах? Обсудите с другом.

С-154 №10 Обсудите с другом, какие ещё произведения вы включили бы в раздел Поэтическая тетрадь. Составьте список. Объясните свой выбор.

С-167 №1 Обсудите с другом, можно ли назвать произведение Одоевского сказкой. Какие особенности  сказки вы выделите?

С-168 №7 Обсудите с другом, зачем Одоевский создал своё произведение? Что автор хотел сказать читателям?

С-179 №9 Обсудите с друзьями, можно ли дать Сказке о жабе и розе другое название: История, которую поведал высушенный цветок розы, Последняя весна, Брат и сестра, Угасающая жизнь? Объясните свой выбор.

С-192 №9 Вместе с одноклассниками прочитайте сказку по ролям. Выразите при чтении своё отношение к герою. Обратите внимание на интонацию рассказчика, его выразительную и мелодичную речь.

С-214 №2 Обсудите с другом, чем старшие дочери отличаются от младшей дочери. Как поступки героинь помогают понять их характер?

4-й класс. Часть 2

С-23 №3 Высмеивается ли в рассказе поведение мальчика? Обсудите с другом.

С-28 №5 Обсудите с другом, что вы любите больше всего. Совпадают ли ваши интересы?

С-58 №9 Побеседуй с другом на тему Я люблю слушать музыку. Вам помогут вопросы из Рабочей тетради.

С-74 №3 Составьте с другом словарь настроений к стихотворению Цветаевой Бежит тропинка с бугорка.

С-149 №4 Обсудите с другом, каким вы представляете себе Электроника. Чем он похож на обычного мальчика? Составьте рассказ Наш друг Электроник.

С-158 №2 Обсудите с другом, что общего между фантастическим рассказом и сказкой. А чем они различаются?

С-216 №2 Обсудите с другом, почему Иуда сначала раздавил глиняных птичек, а потом бросился к ногам Иисуса. Любил ли Иисус Иуду?

Формы организации учебной деятельности способствуют участию всех обучающихся в соответствии с их возможностями: распределение ролей в группах предполагает, что каждый ребенок будет выполнять какую-либо работу, работа в парах обеспечивает участие всех детей в решении учебной задачи, критериальная система оценивания дает возможность индивидуально обнаружить «слабое место» и выстроить дальнейшую работу с учетом этого.