Развитие профессиональной ориентации младших школьников с нарушениями слуха, через дидактическую игру. Презентация "Число и цифра 5" для слабослышащих детей

Разделы: Начальная школа, Конкурс «Презентация к уроку», Коррекционная педагогика


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (11,8 МБ)

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.


«От интенсивной работы ума, рук и чувств ребенка в решающей степени зависит развитие
его многогранных способностей, формирование сильной воли и стойкого характера,
становление творческой личности, а вслед за всем этим и готовность к овладению
впоследствии тем или иным профессиональным занятием».

В.А. Сухомлинский

Интерес к проблеме профориентации младших школьников возник, когда учителя старшей школы стали выявлять трудности в развитии процесса профессионального самоопределения учащихся. Они обнаружили, что не все старшеклассники обладают достаточным запасом знаний о профессиях, чтобы сделать свой выбор. Возникла потребность расширять знания детей в данной области как можно раньше, еще с начальной школы.

Результаты опроса «Кем ты мечтаешь стать?» показывают, что для детей младшего школьного возраста очень важны авторитет и мнение учителя. Вот почему в начальной школе необходимо создать условия для знакомства с профессиями.

Используя в педагогической деятельности, различные формы и методы профессиональной ориентации учащихся 1–4-х классов, многие учителя пришли к выводу, что наиболее эффективными для данного возраста являются игровые технологии. Их можно широко применять в учебно-воспитательном процессе. Игровые технологии в значительной мере способны реализовать задачи профессионального самоопределения ребенка.
Основные цели и задачи профессиональной ориентации в начальной школе.

Цели:

  • познакомить учащихся с разнообразием мира профессий;
  • формировать у детей любовь и добросовестное отношение к труду, понимание его роли в жизни человека и общества;
  • подготовить детей к выбору будущей профессии;
  • развивать интерес к профессиям родителей и наиболее распространенным профессиям ближайшего окружения.

Задачи:

  • обеспечение необходимых условий для личностного развития учащихся;
  • адаптация детей к жизни в обществе;
  • развитие творческого потенциала учащихся и потребности в творческом самовыражении;
  • развитие всех сторон личности и интеллекта младших школьников;
  • помощь в профессиональном самоопределении школьников.

Кроме того, важными направлениями профориентационной работы в начальной школе являются: обучение школьников навыкам самооценивания, развитие рефлексии и реалистической самооценки детей.

Игра – это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением.

Игра несет в себе следующие функции:

  • развлекательную (это основная функция игры – развлечь, доставить удовольствие, воодушевить, пробудить интерес);
  • коммуникативную (освоение диалектики общения); самореализацию в игре;
  • игротерапевтическую (преодоление различных трудностей возникающих в разных видах жизнедеятельности);
  • диагностическую (выявление отклонений от нормативного поведения, самопознание в процессе игры);
  • коррекционную (внесение позитивных изменений в структуру личностных показателей);
  • межнациональную коммуникацию (усвоение единых для всех людей социально-культурных ценностей);
  • социализирующую (усвоение норм поведения человека в обществе).

Младший школьный возраст не является малозначимым, «проходным», с точки зрения профессиональной ориентации. Существует ряд показателей, нравственно-волевых и мотивационных характеристик, для формирования которых именно этот этап возрастного развития оказывается наиболее благоприятным. Если это обстоятельство не учитывается, нарушается преемственность между этапами профориентационной работы, и у довольно значительной части школьников так и не удается в учебно-воспитательном процессе достичь необходимых результатов.

В игре ребёнок развивается как личность, у него формируется те стороны психики, от которых в будущем будут зависеть успешность его учебной и трудовой деятельности, его отношения с людьми. К концу 4 класса удается познакомить ребят со многими профессиями, их особенностями, раскрыть таланты и способности детей в различных видах деятельности, подготовить «благодатную почву» для дальнейшей профориентационной работы с учащимися в средних и старших классах.

Целенаправленное изучение учащихся начальной школы дает возможность получить данные об их интересах и склонностях к определенным видам трудовой деятельности. Чем раньше будут выявлены склонности и способности детей, тем больше возможностей имеют учителя и родители для их развития, тем более осознанным будет выбор ими профессии в будущем.

В 2017-2018 уч.году, в ходе работы над данной темой учителями нашего МО был разработан алгоритм построения игровой технологии по профориентации:

1 этап: диагностика профессиональных предпочтений и уровня знаний младших школьников о профессиях. Диагностика проходила в различных формах: анкетирование, тестирование, беседа. Она проводилась с целью выявления уровня знаний о профессиях, выяснения профессиональных предпочтений учащихся и причин, по которым сделан данный выбор, последующей коррекции представлений о необходимых профессиональных качествах и особенностях состояния здоровья для данной профессии.

2 этап: определение целей и задач игры. Учитель четко представлял, для чего предназначена та или иная игра, каких результатов он хочет достигнуть.

3 этап: выбор предмета или мероприятия, на котором применялясь игровая технология. В соответствии с целями и задачами игровой технологии учителем выбирался учебный предмет или воспитательное мероприятие, где данная технология достигла наилучших результатов.

4 этап: подбор дидактического материала, наглядности, оборудования. В работе использовались таблицы «В мире профессий», наглядный материал по выбранным темам, костюмы и аксессуары для ролевых игр, презентации о профессиях, электронные кроссворды, flash-игры, видеоролики, музыкальные клипы, учебные фильмы и др.

5 этап: применение данной технологии. Применяя игровые технологии в учебно-воспитательном процессе, каждый учитель помнил о ее развивающих функциях: коммуникативной, игротерапевтической, социализирующей, коррекционной и других.

6 этап: анализ результатов использования игры (положительные стороны и недостатки). Учителя проанализировали результаты проведенной игры, что удалось осуществить, а что нет, какова была степень участия каждого ребенка в игровом процессе, заинтересовала ли ребят данная игра или есть необходимость что-то изменить в ее содержании и структуре.

7 этап: повторная диагностика уровня знаний младших школьников о профессиях с целью выявления эффективности данной технологии. Повторная диагностика проводилась учителем в традиционных формах: анкетирование, тестирование, беседа, а также в игровых формах: «смотр знаний», викторина, исследовательская деятельность, создание личных и коллективных проектов и др.

2016-2017 уч.г. мы начали работу над проектом «Все профессии важны, все профессии важны».

Целью этого проекта были: формирование представлений у учащихся с нарушениями слуха о мире профессий, создание условий  для развития  конкретно-наглядных представлений о профессии, основанной на практической включенности учащихся в различные виды познавательной, игровой и общественно-полезной трудовой деятельности с целью их социализации.

Задачи:

  • личностные: способствовать формированию интереса к различным видам профессий;
  • регулятивные: обеспечить формирование ставить цель и планировать свою деятельность;
  • познавательные: создать условия для развития умения анализировать, обобщать, сравнивать, строить логическую цепь рассуждения, приводить доказательство высказанной мысли;
  • коммуникативные: помочь осознать практическую, социальную, личностную значимость учебного материала, планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, развивать умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, обеспечить  развитие монологической и диалогической речи.

Вид проекта: информационный

Для повышения интереса детей и родителей в ходе работы над проектом нами были использованы самые разнообразные формы работы: экскурсии по городу, беседы, создание игровых ситуаций.

Итого работы:  презентация учащихся о различных профессиях.

Для детей с ограниченными возможностями здоровья очень важно непосредственное участие в играх – их самих и педагогов. Кроме того, мы часто привлекали и родителей детей к работе над данным проектом. Детям очень нравятся такие совместные мероприятия: они были так горды за своих пап и мам.

Занятия-экскурсии переросли в очень интересную проектно-игровую деятельность школьников. В ходе работы были представлены очень интересные проекты: «Я горжусь своей мамой, она у меня врач», «Моя бабушка – бухгалтер», «Мой папа работает машинистом» и т.д.

Есть много интересных профессий для ознакомления школьников. В ходе проектной деятельности дети получают возможность для расширения и уточнения знаний о профессиях, обогащения словарного запаса. И сколько бы мы не перечисляли профессий, всегда должен быть положительный результат.

У детей с недостатками слуха, через проектную деятельность происходит формирование социально-бытовой адаптации и, что очень важно – ранняя профессиональная ориентация.

3.10.2018