Применение современных педагогических технологий в условиях реализации дополнительной образовательной программы "В мире прекрасного"

Разделы: Дополнительное образование


"... Чуткость, восприимчивость к красоте в детские годы несравненно глубже, чем в более поздние периоды развития личности. Одной из главных задач учителя... является воспитание потребности в красивом, которое во многом определяет весь строй духовной жизни ребенка, его взаимоотношения в коллективе".
В.А. Сухомлинский

Никто не станет оспаривать тот факт, что в настоящее время в педагогический лексикон очень прочно вошло понятие образовательной педагогической технологии. Вот как описывает понятие «технология» известный автор-новатор педагогики В.П.Беспалько: «Педагогическая технология - это содержательная техника реализации учебного процесса». В.П.Монахов дал более широкое понятие: «Педагогическая технология – это продуманная во всех деталях модель совместной педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для учащихся и учителя». Слово «технология» ‏происходит ‏от ‏греческих слов techne – искусство, мастерство и logos – ‏учение. Автор В.М.Шепель именно такое дал определение: «Технология – это искусство, мастерство, умение, совокупность методов обработки, изменения состояния».

Современные педагогические технологии я использую в реализации образовательной программы «В мире прекрасного». Занятия проходят на базе общеобразовательных школ в рамках расписания, предлагая для занятий время уроков музыки. Концептуальной идеей курса внеурочной деятельности «В мире прекрасного» является создание системы воспитания нравственных чувств и этического сознания, гражданственности и уважения к обязанностям человека, ценностного отношения к прекрасному,  и условий для социального, духовного, культурного самоопределения, творческой самореализации личности ребёнка.  Актуальность программы – это ответ на вопрос, зачем современным детям в современных условиях нужна конкретная программа. В актуальности поясняется потребность общества и детей данного возраста и категории в решении задач, которым посвящена программа, предпосылки в решении этих задач.

Программа педагогически целесообразна. Обучение по данной программе обладает мощным воспитательным потенциалом. Программа стимулирует развитие потенциальных возможностей детских возможностей, развивает воображение, художественно-творческие способности, способствует ранней профориентации учащихся. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа ознакомительного уровня «В мире прекрасного» имеет художественную направленность. Программа ориентирована на то, чтобы помочь учащимся вырабатывать свои собственные эстетические оценки и суждения. Каждое занятие посвящено отдельному виду искусства и носит синтезированный характер. Связь искусства с жизнью человека, роль искусства в повсед­невном его бытии, в жизни общества, значение искусства в развитии каждого ребенка — главный смысловой стержень курса.

Чтобы учебное занятие, ‏урок ‏были яркими, ‏наполненными интересными познавательными моментами и увлекательными ‏для ‏учащихся, очень ‏важно ‏использовать набор современных педагогических технологий. ‏Данная программа состоит из 9 учебных занятий, где каждое занятие посвящено определенному виду искусства. Цикл занятий является пропедевтической ступенькой в освоении школьного предмета «Мировая художественная культура». При проведении занятий учитывается уровень успешности и подготовленности учеников, поэтому каждый урок  корректируется, чтобы учащиеся смогли усвоить изучаемый материал.

Использование информационно-компьютерных технологий дает педагогу дополнительного образования новые возможности в преподавании и раскрытии темы занятия. А для современного учащегося это немаловажно. ИКТ-технологию используется практически на каждом занятии программы «В мире прекрасного», ведь это дает каждому ученику возможность для размышления и участия в создании элементов урока, что способствует развитию интереса обучающихся к предложенному предмету, теме занятий, будь то архитектура или театральное искусство, поэзия или музыка, история искусства древнего или современного времени. Использование ИКТ-технологии позволяет сделать урок более ярким, увлекательным и запоминающимся. На каждом занятии педагог приглашает детей отправиться виртуальное путешествие. ИКТ-технология позволяет учащимся перемещаться в пространстве.

За отведенное время урока ученик может оказаться в древнегреческом мусейоне, в мастерской художника или на театральных подмостках. Компьютерные технологии открывают мир, снимают «шоры» с глаз ребенка, вызывают ответную реакцию. Один из примеров. На занятии «Моя поэзия», посвященном зарождению поэзии, истории творчества первых древнегреческих и русских поэтов итогом было чтение стихов  учащимися. На доске появлялись тематические слайды со стихотворными строками детских стихов А.С.Пушкина. Учащиеся, выразившие желание участвовать в декламации, поочередно читали понравившиеся строки. Были подведены итоги, заданы вопросы детям по изученной теме и урок закончился. Прозвенел звонок и началась перемена. Все дети поспешили в коридор, а один ученик остался в классе.

Позже выяснилось, что стихи, которые он читал со слайдов, сопровождающие фон и музыка, вызвали в его душе эмоции, слезы и навеяли воспоминания об одном из эпизодов его маленькой жизни. Конечно же, этот ребенок не был предоставлен сам себе. Его окружили вниманием и создали душевное равновесие. Такие моменты в жизни ученика, а точнее, маленького человека, который только начинает свой путь во взрослую жизнь, создадут необходимые условия повзрослеть и стать достойным гражданином свой страны. Стоит отметить, что многие дети участвуют в различных конкурсах, в том числе, поэтических. И многие учащиеся с удовольствием готовы выступить перед учениками, показать свое мастерство и подготовиться к предстоящему волнительному выступлению. К тому же публичные выступления помогают детям побороть волнение, испуг, страх. Дети, смело выступающие перед зрителями, с легкостью сдают экзамены в школе, с успехом преодолевают вступительные испытания в высшие учебные заведения.

На первом занятии «В окружении муз», когда дети только знакомятся с миром искусства, его зарождением и многообразием жанров, в реализации темы используется гуманно-личностную технологию Ш.А.Амонашвили на основе личностно-ориентированного педагогического процесса. С постижением изучаемого материала происходит становление и развитие личности ребенка. Личностно-ориентированная технология позволяет создать вокруг ребенка комфортную среду, атмосферу любви, заботы, сотрудничества, создает условия для творчества и самореализации личности. В конце урока, как закрепление материала, детям предлагается небольшое творческое задание. Учащимся предлагается раздаточный материал (изображение одной из 9 древнегреческих муз), а дети должны вписать в специальный шаблон имя музы и нарисовать атрибут данной музы. Естественно, что скорость и качество работы не оцениваются, поскольку не все владеют способностями быстро думать и хорошо рисовать.

Главное - правильно выполнить. Поощряются все учащиеся. Если задание выполнено с ошибками, оно исправляется в деликатной, ободряющей форме. Есть удивительное авторское произведение академика РАО Ш.А.Амонашвили «Заповеди», где основной является такая: «Дари себя детям!» Это вводное занятие в пропедевтический курс «В мире прекрасного» знакомит детей с главной древнегреческой достопримечательностью – храмом муз под названием Мусейон. На экране выводятся буквы, а детям дается задание составить название храма, где жили музы. Ответы детей приводят в восторг весь класс, не смотря на неверный ответ. Предваряет выполнение задания информация о возникновении этого архитектурно-художественного объекта и учащиеся очень удивляются, что возник мусейон благодаря войску Александра Македонского. Закреплением ознакомления данной темы становится видео-путешествие по парку Музеон.

Принцип активности ребенка был и остается одним из основных. Любая педагогическая технология обладает средствами, активизирующими и интенсифицирующими деятельность учащихся. К таким технологиям можно отнести игровые технологии. Безусловно, что младшего школьного возраста характерны яркость и непосредственность восприятия, легкость вхождения в образы. С легкостью дети вовлекаются в любую деятельность, особенно игровую. На занятии «Чарующие звуки», посвященном истории возникновения музыки и музыкальных инструментов, появлению нот, истории появления в России первой консерватории учащимся предлагается ролевая игра. В начале урока детям предлагается «совершить» прогулку по лесу, где на пути «встречается» (изображение на экране) повелитель рек, полей, лесов Пан, благодаря которому появился первый музыкальный инструмент – флейта Пана. Дети знакомятся с занимательными историями возникновения музыкальных инструментов, на которых нельзя играть, не зная нот. Еще большее удивление вызывает у детей тот факт, что ноты появились в древнегреческой церкви, а точнее, в древнегреческом церковном хоре. Певцы были неграмотными и чтобы правильно петь, каждому участнику хора давали листок с «закорючками», означающими степень и уровень пения: тихо-громко, отрывисто-протяжно. Впоследствии эти каракули стали известными всему миру нотами. Во второй части урока, когда дети получили необходимую информацию и немного устали от объема изучаемого материала проводится игра, которая может выполнить функцию физкультминутки.

Учащиеся делятся на группы. Теперь это оркестры. Ученикам демонстрируются слайды с изображением музыкального инструмента, а дети должны угадать, звучит ли в «их» оркестре такой инструмент и изобразить, как на нем играют. Дети младшего школьного звена, поэтому эта игра вызывает позитивные эмоции. Если в классе есть дети, занимающиеся в музыкальной школе, им очень хочется продемонстрировать свой талант. Многие выражают желание сыграть любимое музыкальное произведение, многие с удовольствием поют. Желание детей творчески раскрыться всегда поощряется на учебном занятии, посвященном разным видам искусства.

Учебное занятие «Картинки с выставки» приглашает учеников в мир изобразительного искусства, знакомит с занимательной историей возникновения карандашей, красок и бумаги. Дети знакомятся с творчеством известных художников и их произведениями, узнают, чем отличается жанры изобразительного искусства от видов. Все дети с удовольствием совершают виртуальную экскурсию по Третьяковской галереи и радостно реагируют на увиденные знакомые картины известных русских художников, ведь в школьных учебниках печатаются репродукции картин известных художников России. Чтобы дети смогли себя творчески проявить, занятие проходит с использованием практико-ориентированной технологии. Детям предлагается принять участие в методе проектов, где каждый ученик сможет выразить себя или индивидуально, либо в группе. Дети могут по желанию самостоятельно или в группе приготовить реферат, презентацию, плакат, lab-book. Представление выбранных вариантов проектов проходит на итоговом занятии, в конце учебного года, после изучения всех тем программы. Изобразительное искусство входит в детский мир очень рано. И пусть не все станут известными художниками, но проявить себя может каждый.

Темы рефератов, которые можно назвать творческими работами, очень радуют. Многих детей заинтересовала история появления искусства фрески. Некоторые дети сделали коллективную работу «Графика вокруг нас». Мальчики выбрали творчество Ивана Айвазовского, где помимо рукописного текста в реферате были дополнены собственными рисунками приблизительно повторяющие оригиналы картин известного мариниста, а девочки, занимающиеся в хореографической студии, подготовили реферативную работу по творчеству Эдгара Дега, где отразили уникальную историю создания известным художником своих мировых шедевров, посвященных искусству хореографии: «Голубые танцовщицы», «Балетная школа», «Танцевальный класс» и «Репетиция». Также дети имеют возможность прямо во время урока сделать практическую работу, не требующую много времени и затрат, поскольку у детей есть уроки рисования и всегда под рукой необходимые средства для выполнения задания. Учащиеся выбирают один из вариантов: рисунок на стекле, 3-х этапный рисунок с использованием красок, воска, туши или изготовление линогравюры. Впоследствии творческие работы оформляются в школьную или классную выставку.

Одно из учебных занятий образовательной программы «В мире прекрасного» называется «На театральных подмостках». На этом учебном занятии используется одну из современных педагогических технологий - шоу-технология. Она, как ни одна другая, является одним из методов развития творческого потенциала младших школьников. Занятие, посвященное театру, истории театрального искусства, не может проходить без театра. Поэтому такие занятия с учащимися  всегда проводятся в преддверии Дня театра. Немаловажную роль на занятии имеет знакомство учеников с правилами посещения и поведения в театре. Ученики проигрывают предложенные ситуации в театре: пришли, а место занято; место находится в середине ряда, а зрители уже сидят и надо правильно, согласно театральному этикету, пройти на свое место. Такие творческие задания не только дают навыки детям, но и приобщают к великому искусству. Во второй половине урока детям предлагается интерактивная игра «Театр». Перед началом театрального представления и распределения ролей учащиеся знакомятся с историей древнегреческого театра и с истоками зарождения русского театра. Ученики получают роли в заранее написанной пьесе. Всегда в театре должны звучать аплодисменты и быть зрители, поэтому нетрудно на уроке школьный класс превратить в зрительный зал. Многие неуверенные в себе дети иногда стараются быть именно зрителями, не смотря на желание поучаствовать в театральном действии. Поэтому иногда таким ученикам можно дать очень небольшую, «незаметную» роль. Детям нравится перевоплощаться, быть частью коллектива, что тоже несет в себе воспитательную функцию. Многие дети занимаются в школьных театральных студиях и с удовольствием участвуют в городском фестивале «Волшебный занавес», представляя свое учебное заведение. Особую радость вызывает высокая оценка членов жюри и аплодисменты зрителей.

Итоговое занятие данной программы проходит в форме викторины, с элементами брейн-ринга. Вопросы и задания заранее готовятся и варианты должны быть разной сложности, поскольку разный уровень подготовки детей. Частью урока может стать представление творческих работ, рефератов, мини-презентаций по пройденному и изученному материалу. На учебном занятии «Застывшая музыка» об истории архитектуры, дети на практике создают свое архитектурное сооружение по специальной компьютерной программе. На уроке учащиеся познакомились с данной программой, а конце учебного года, на итоговом занятии, могут продемонстрировать свои творческие работы по созданию своих архитектурных сооружений, которые дети назвали архитектурой будущего. Проведение таких уроков носит не только общеразвивающую и познавательную направленность, ведь не все ученики посещают художественные выставки, театральные постановки, экскурсии в другие города и страны с целью знакомства с великими памятниками архитектуры и скульптуры. Вероятно, что кто-то из учащихся сможет определиться с будущей профессией. В жизни ребенка обращение к миру искусства, знакомство с многообразием его видов, обогащает внутренний мир ребенка.

Список используемой литературы

  1. Аксёнова В.В. "Смешанная" форма получения образования / В.В.Аксёнов // Директор школы. - 2011. - №8. - С. 76-81.
  2. Андюсев Б.Е. Кейс-технология - инструмент формирования компетентностей / Б.Е.Андюсев // Директор школы. - 2010. - №4. - С. 61-65.
  3. Байбородова Л.В. Общая характеристика технологий педагогической деятельности / Л.В.Байбородова, И.Г.Харисова, А.П.Чернявская // Управление современной школой. Завуч. - 2013. - №4. - С. 60-78.
  4. Бершадская Е. Комплекс образовательных технологий / Е.Бершадская // Директор школы. - 2009. - №2. - С. 65 - 69.
  5. Беспалько В.П. Образование и обучение с участием компьютеров (педагогика третьего тысячелетия) / М.: Изд-во МПСИ. - 2008.
  6. Галеева Н.Л. Развитие индивидуального стиля учебной деятельности (ИСУД) учащегося / Н.Л.Галева, Е.С.Гостимская // Управление начальной школой. - 2010. - №1. - С. 12-26.
  7. Генике Е.А. Активные методы обучения: новый подход / Е.А.Генике. - М.: Сентябрь, 2013. - 176 с. - (Библиотека журнала «Директор школы». Вып. №2).
  8. Гериш В.А. Современные инновационные технологии как основа улучшения качества образовательного процесса / В.А.Гериш // Стандарты и мониторинг в образовании. - 2009. - №6. - С. 26-30.
  9. Горбунова О.В. Веб-квест в педагогике / О.В.Горбунова, Н.С.Кузьминова // Педагогическая диагностика. - 2013. - №3. - С. 43-54.
  10. Гузеев В.В.  Профессиональный журнал Педагогические технологии / Курчаткина И.Е. / О выборе технологий для стационарного учебного процесса в средней школе // Школьные технологии – 2012. - №3. - С 15-18.
  11. Евлахов В.М. Методика проведения занятий в общеобразовательных учреждениях: Методическое пособие. - М.: Дрофа, 2009. - 272 с. - (Библиотека учителя).
  12. Иванихин В.В. Почему у Ильина читают все. //- М.: Просвещение, 1990.
  13. Иванова Е.О. Новые требования к методам и технологиям обучения // Теория обучения в информационном обществе / Е.О.Иванова, И.М.Осмоловская. - М.: Просвещение, 2011. - С. 132-144. (Работаем по новым стандартам).
  14. Иванова О.А. Использование кейс-метода в образовательном процессе / О.А.Иванова, Н.В.Цегельная, О.М.Дементьева // Школа и производство. - 2011. - №8.- С. 3-7.
  15. Караковский В.А. Воспитание для всех/ В.А.Караковский. - Москва: НИИ школьных технологий, 2008.
  16. Лузина Н.А. Интеграция современных технологий: эффективное средство личностно ориентированного развивающего образования в начальной школе / Н.А.Лузина // Начальная школа плюс До и После. - 2010. - №10. - С. 58-62.
  17. Маляшок, Ю.А. Интеграция образовательных технологий в практике развивающего обучения дошкольников / Ю.А.Маляшок // Методист. - 2011. - №2. - С. 63-68.
  18. Новикова Г.Н. Режиссура концертно-зрелищных программ: метод, указания и программа курса.-М.: МГУК, 1999.
  19. Орлов В.И. Метод и педагогическая технология / В.И.Орлов // Педагогика. - 2010. - №8. - С. 30-38.
  20. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. – М.: Народное образование, 1998. - С. 5-60.
  21. Шмаков С.А. Культура-досуг-ребенок. – М.: Педагогика, 1994.
  22. Шмаков С.А. Игры учащихся-феномен культуры. – М.: Педагогика, 1994.
  23. Яновская М.Г. Творческая игра в воспитании младшего школьника. – М.: Просвещение, 1974.