Сказки Саши Черного

Разделы: Литература


Что мы знаем о Саше Черном? В библиографическом словаре "Русские писатели" читаем следующее: "Поэт, прозаик, переводчик, детский писатель". Во вступительной статье В.Приходько к сборнику Саши Черного "Что кому нравится" отмечается "Саша Черный - один из самых крупных детских писателей ХХ века".

Что знают о нем школьники? Практически ничего. Тогда и появилась идея познакомиться с творчеством писателя. Так появилась мастерская "Сказки Саши Черного".

I. Сначала мы пишем слово "сказка" и по ассоциации подбираем к нему слова. Получаем, например: волшебство, чудеса, ведьма, сказочник детство, чудо, книга, выдумка, Баба Яга, Иван-Дурак, добро и зло.

Сначала каждый пишет слова самостоятельно, затем написанное прочитывается вслух, индивидуальные списки дополняются тем, что понравилось из предложенного другими.

Пишем слово "солдатская" и по ассоциации подбираем слова. Получаем, примерно: армия, марш, друзья, гармошка, казарма, строй, каша, служба, песня, бой, дисциплина.

Все записи прочитываются и дополняются понравившимися словами.

Следующий этап работы - составление определения солдатской сказки, опираясь на предыдущие записи.

Через поиск слов мы включили учащихся в творческий процесс, обобщили достигнутое на первом этапе, создали эмоциональный настрой для дальнейшей работы. Французские методисты называют прием, который помогает в начале мастерской пробудить воображение, индуктором. Индуктор состоялся.

II. Работа в группах.

1. Читаются определения солдатской сказки, выбирается наиболее соответствующее определение или составляется новое.

Получаем следующее:

  • солдатская сказка - небылица о жизни солдат;
  • солдатская сказка - веселые приключения с оружием, кашей и гармоникой;
  • солдатская сказка - сказка, в которой герои не умирают на войне, а, наоборот, все и всех побеждают.

2. Работа с текстом.

Группам предлагаются сказки "Катись горошком", "С колокольчиком", "Мирная война", "Кому за махоркой идти", "Антошина беда" (каждая группа работает над одной сказкой).

Задание:

  • доказать, что предложенный текст, сказка;
  • доказать, что это солдатская сказка;
  • дополнить определение солдатской сказки.

После того как выступят все группы, переходим к следующему этапу.

3. Группам предлагаются "Сказка о лысом пророке Елисее, о его медведице и о детях" и "Первый грех". Сказки читаются и обсуждаются.

Задание:

  • дать общее название этим произведениям.

Получаем обычно: библейские сказки или сказки для малышей.

4. Группам предлагаются главы из "Дневника Фокса Микки" ("Разные вопросы, мой сон и мои собачьи мысли", "Осенний кавардак", "Я один", "Переезд в Париж", "На пляже". Учащиеся читают наиболее понравившиеся фрагменты, составляют из отрывков сказку и дают ей свое название.)

Получаем следующее: "Сказки фокса Микки", "Собачьи сказки", "Приключения фокса Микки".

III. Весь собранный материал позволяет перейти к созданию литературного портрета автор. Сочинение должно быть небольшим - 5–6 предложений.

Вот некоторые работы:

  • "Саша Черный написал веселые сказки для детей и взрослых. Все его книги пронизаны любовью. Любовью к детям, к животным, солдатам. Он очень добрый и чуткий человек".
  • "Автор - человек, хорошо знающий солдатскую жизнь, ее радости и горести, сумел написать о ней весело и легко".
  • "Мы часто не слышим и не понимаем друг друга, а тут мысли, мысли собаки! Да еще какие! А какое чувство юмора! Так писать может только человек, тонко чувствующий и хорошо знающий жизнь".

IV. Следующий этап - работа с биографическими и критическими материалами.

  1. Саша Черный (настоящее имя Александр Михайлович Гликберг), 1 октября 1880 г. Одесса - 5 августа 1932 г. Прованс, Франция.
    Поэт, прозаик, переводчик, детский писатель. Раннее детство провел в г. Белая Церковь, юность - в Житомире. Начал печататься в 1904 г.
    В 1905 г. переехал в Петербург. В 1908 г. стал сотрудником журнала "Сатирикон". В 1910 г. опубликовал книгу стихов "Сатиры", в 1911 г. - сборник "Сатиры и лирика".
    В августе 1914 г. ушел добровольцем на фронт. В 1917 г. служит в Пскове, где после февральской революции был назначен заместителем народного комиссара. Октябрьскую революцию не принял, эмигрировал в Берлин, затем в Париж.
    В эмиграции выступал по преимуществу как детский писатель ("Дневник фокса Микки", "Кошачья санатория", "Детский остров", "Библейские сказки"). Военные впечатления отразились в "Солдатских сказках".
  2. "Автор так хорошо пишет о детях и солдатах потому, что в этой сфере он свой, здесь он и товарищ и зачинщик, и выдумщик, и рассказчик-импровизатор, и тонкий, любящий наблюдатель. Вся книга пронизана легкой улыбкой, беззлобным смехом, легкой проказливостью". (А.И.Куприн)
  3. "Достоинство "Сказок" не в сюжете, а в языке, непринужденной манере рассказа, в живой и остроумной передаче бойкой солдатской речи. Герои напоминают традиционную фигуру бравого русского солдата из народной сказки, находчивого и бесшабашно смелого, умеющего справиться со всякой нечистью и одолеть любого врага. В то же время образы эти конкретно-историчны… (Автор) мастерски воспроизводит обстановку царской казармы, воскрешает перед читателем тип русского солдата времен первой мировой войны.
    Безупречные по форме, сказки вызывают искренний и веселый смех". (Л.А.Евстигнеева.)
  4. "Дети - это особый народ, который не может писать для себя книг. Их пишут для них взрослые. И пишут плохо и неинтересно ни для детей, ни для взрослых. Нужно, чтобы книгу написал кто-то большой и умелый и вместе с тем понятный и близкий, слово - свой. Для русских детей этот свой - Саша Черный". (Из газет к юбилею Саши Черного.)

Задание:

  • выписать слова и словосочетания, созвучные своему впечатлению о поэте.
  1. Завершает работу в мастерской творческая работа. Она состоит из 2 заданий: создать проект памятника Саше Черному, так как до сих пор нет памятника этому писателю, и написать речь к открытию этого памятника, используя собранные материалы.

Рефлексируя после мастерской, ребята говорят о своем открытии поэта, о необыкновенной эмоциональной атмосфере, о том, что работалось сегодня удивительно легко и интересно. И часто звучит вопрос: "А что можно еще прочитать из Саши Черного?" - вопрос, который хочет услышать каждый учитель литературы. Мой ответ ученикам - мастерская "Книга печального смеха" ("Сатиры и лирика" Саши Черного?").