Азбука нравственности

Разделы: Коррекционная педагогика


Азбука нравственности. Азбука! Что это значит? Это основа, начало всех начал, азы нравственных взглядов, понятий. К нам в школу поступают дети 7–9 лет, уже что-то многое испытавшие, но далеко не позитивное, недоброе, не положительное. Такие дети из неблагополучных детей, где родители зачастую пьют, ведут аморальный образ жизни. В такой семье ничему доброму, хорошему нельзя научиться, и уж тем более определенным нравственным навыкам, понятиям.

Перед нами, воспитателями, стоит важнейшая задача познакомить детей в ОВЗ с азбукой, а именно с азбукой нравственности. В своей статье хочу коснуться формирования личностных качеств детей, проблемы усвоения правил и норм поведения, школьного режима, этикета, основных гигиенических норм, элементарных навыков самообслуживающего труда. Это первейшие и очень значимые умения и навыки, и именно им необходимо посвятить и беседы, и занятия, и практикумы и экскурсии в работе с учащимися начальных классов. Чем раньше начать работать с детьми, чем настойчивее будет воспитатель, чем интереснее и разнообразнее занятия с детьми, чем грамотнее учтены основные педагогические и коррекционные принципы, чем терпеливее мы будем – тем приблизим желаемый результат.

Эффективная организация воспитательного процесса невозможна без сообщения школьникам базовых моральных знаний и усвоения ими основ нравственности, которую Ушинский считал золотой оправой образования. Изменившиеся условия жизни общества требуют и новых подходов к организации, психологическому обоснованию и обеспечению нравственного воспитания.

Одним из основных подходов к формированию моральной стороны личности школьника и его нравственного сознания является забота о его систематическом нравственном образовании в течение всего периода обучения в школе. Огромное значение приобретает формирование всего это у детей с ОВЗ.
В научно-исследовательской лаборатории нравственного образования «Института содержания и методов обучения» разработана система обязательного нравственного образования школьников всех ступеней. Для каждой ступени подготовлены учебные программы в соответствии с возрастом: «Азбука нравственности» (1–4 кл.) и «Нравственная грамматика) для среднего и старшего звена.

Психолого-педагогические исследования показывают, что развитие у ребенка нравственных представлений является основой поведения, построения отношений, как со сверстниками, так и с взрослыми.

Начальный этап нравственного образования строится на ведущем педагогическом принципе гуманизма. Нормы морали, господствующие в обществе, трансформируются в правила, доступные и понятные детям, призванные служить им в качестве руководства к действию, основы для выбора тех или иных форм поведения. Для каждой ступени начального этапа обучения разработана программа, учитывающая возрастные и индивидуальные особенности детей.

Учащиеся первого класса попадая в новую, непривычную для них среду, в первую очередь ориентируются на учителя, воспитателя, обращают пристальное внимание на его поведение, манеру общения. Поэтому в начальной школе особенно велико значение личности воспитателя, его профессиональной компетенции. Учащиеся с ОВЗ первого года обучения отличаются своими психологическими особенностями, бедными эмоциональными чувствами, преобладанием наглядно-образного мышления, его конкретностью. В этом возрасте для уместно говорить о формировании у детей прежде всего нравственных представлений, которые в дальнейшем составят основу для формирования нравственных понятий, норм, правил. Занятие в первом классе должно быть эмоциональным, строится на непроизвольном внимании и памяти, включать в себя игровые элементы. Здесь важна активность школьника, его участие в работе и рассуждениях. Этого сложно добиться у наших воспитанников, но работать над этим просто необходимо. Основная задача педагога – воспитателя состоит в том, чтобы пробудить у ребенка интерес к занятию, заставить задуматься о себе, своих поступках, их нравственности. Конечно, все это постепенно и последовательно. Цель таких занятий сформировать у детей отношение к своему поведению, представление об определенных нравственных понятиях, которые в дальнейшем станут ориентиром в различных жизненных ситуациях и понимании людей. Все это ради приобретения социального опыта, для успешной реабилитации и адаптации.

Приведу примерный тематический план курса «Азбука нравственности» для первого класса. План основан на ведущей деятельности детей этого возраста – игровой. В игре младшим школьникам легче представить ситуацию, усвоить вид деятельности.

1. Правила поведения в школе. Правила поведения в гардеробе. Правила поведения в столовой. Правила поведения в библиотеке. Правила поведения в школьном дворе. В гости к ребятам можно привести сказочных и литературных героев.

2. О добром отношении к людям. Что такое добро и зло. Волшебные слова. Добрые и недобрые дела. Ты и твои друзья. Помни о других – ты не один на свете. Привести примеры из жизни, из книг.

3. Как стать трудолюбивым. Ученье свет – а не ученье - тьма. (О добросовестном отношении к учебе). Как быть прилежным и старательным. Наш труд в группе.

4. Правила аккуратности. Культура внешнего вида. Каждой вещи - свое место. Умей ценить время свое и чужое. Здесь эффективны различные конкурсы.

5. Правила поведения на улице. Экскурсии.

После каждого занятия подводим итог, что детям было интересно, что усвоили, что прошло мимо.

Итак, нравственное воспитание может эффективно осуществляться в рамках учебно-воспитательного процесса, и как органичная часть учебно-воспитательного процесса, способно развивать нравственные знания, объединяя в единый воспитательный процесс все структурные компоненты жизнедеятельности школы: урок, внеурочную деятельность. Все компоненты системы позволяют педагогу в соответствии с возрастными и психологическими особенностями формировать и развивать нравственную культуру. Важно иметь желание помочь детям с ОВЗ, заменить им семью, показать свою заботу, внимание и любовь. Дети оплатят добрым отношением, сформированностью нравственных основ.