Конспект урока по теме «Процессуальное право: уголовный процесс». 11-й класс

Разделы: История и обществознание, Общепедагогические технологии


Класс: 11.

Технология: Технология интенсификации обучения на основе схем и знаков моделей учебного материала, информационно-коммуникационные технологии.

Обоснование выбора вида урока

В условиях современного образования повышаются требования к качеству подготовки учащихся , увеличивается объём знаний. В таких условиях ученик сталкивается с необъемлемым потоком информации, которую он имеет возможность почерпнуть разных источниках. Информационная перенасыщенность и недостаточное структурирование учебного материала ставят перед школьником проблему запоминания и усвоения теоретических и практических знаний получаемых в школе. Форсированное прохождение материала (чаще всего традиционными методами) препятствует усвоению, главным здесь выступает прохождение программы. Такая ситуация особенно актуальна для изучения общественных дисциплин, в том числе и обществознания особенно в старшей школе, где необходимо изучить и усвоить большие объемы учебного материала.

Для того чтобы помочь учащимся в изучении насыщенной и объемной информации и сделать процесс её запоминания и обобщения более эффективным, считаю необходимым использование опорно-логических схем или опорных конспектов, дающих возможность ученику самостоятельно структурировать учебный материал, находить причинно-следственные связи.

Система опорных конспектов интересна тем, что позволяет удачно сочетать новые подходы к обучению и устоявшиеся методические рецепты традиционной системы. Неотъемлемой частью данной системы является рефлексия, как один из компонентов учебной деятельности школьников, что сильно повышает уровень понимания и осмысления изучаемого материала.

Опорные конспекты позволяют варьировать темпы прохождения материала и его структуру, в соответствии с индивидуальными особенностями усвоения исторических знаний. А использование компьютера в преподавании особенно перспективно. Это не только визуализация излагаемого материала, но и развитие визуального мышления. Формируя последовательно «живое созерцание» учебной информации, мы не только используем природные свойства зрительного аппарата учащихся, но и формируем способность трансформировать визуальное мышление в мышление продуктивное. Всё это способствует более качественному усвоению материала учащимися по изучаемым темам.

Тип урока: освоение нового материала, систематизация и закрепление полученных знаний.

Цели урока:

1) Образовательная:

  •  ознакомиться с нормами уголовно-процессуального права;
  • на основе изучения УПК РФ выявить, как реализуются положения УК, каковы правила изобличения преступников, предания их суду и назначения наказания;
  • выработать понимание отличий уголовного процесса от гражданского процесса (уголовный процесс охватывает и досудебное производство – возбуждение уголовного дела и предварительное расследование)

2) Развивающая:

  • развитие умений: выделять главное, существенное; обобщать имеющиеся факты; логически и абстрактно мыслить;
  • развивать логическое мышление, обобщать конкретизировать;
  • формирование внимания, умения наблюдать и закреплять знания;
  • формирование способности сопоставлять, находить отличия и сходства.

3) Воспитательная:

  • вызвать интерес учеников через рассказ учителя об УПК РФ, а также об основных его функциях;
  • создание положительной мотивации обучения;
  • повышение информационной компетентности учащихся;
  • формирование личности учащихся, готовых к жизни в современном обществе.

Методы обучения: наглядный, информационно-развивающий, репродуктивный, фронтальный опрос.

Оборудование: компьютер, медиапроектор, задания для практической работы.

Основные понятия: уголовный процесс, уголовное производство (уголовное преследование); принципы уголовного судопроизводства; субъекты уголовного процесса; меры процессуального принуждения и меры пресечения; досудебное производство (возбуждение уголовного дела); предварительное расследование (следственные действия: допрос, очная ставка, опознание, выемка, обыск); судебное производство (судебное разбирательство, судебное следствие); суд присяжных заседателей (вердикт, права заседателей, приговор); обжалование, апелляция по судебному решению.

План урока:

  • Организационный момент.
  • Актуализация.
  • Мотивация.
  • Работа с теоретической информацией.
  • Практическая работа.
  • Домашнее задание.
  • Итоги урока.

Ход урока

1. Организационный момент

Взаимное приветствие, объявление темы урока.

2. Актуализация

На прошлом уроке мы изучали особенности гражданского и арбитражного процесса в РФ. Сейчас проверим, как вы усвоили этот материал. У вас одна минута для повторения. Вы получили листы с вопросами в форме ЕГЭ. Ваша задача – в течение 3 минут ответить на эти вопросы. Затем мы вместе проверим эту работу.

Вопросы:

1. Вставьте пропущенное понятие:

Правила арбитражного процесса собраны в ________ ________ кодексе Российской Федерации.

Ответ: АРБИТРАЖНОМ ПРОЦЕССУАЛЬНОМ.

2. Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда:

Предмет иска, исковое заявление, основания иска, сведения об истце, сведения об ответчике.

Ответ: ИСКОВОЕ ЗАЯВЛЕНИЕ.

3. Найдите в приведённом ниже перечне участников гражданского процесса и запишите в строку ответов цифры, под которыми они указаны.
1) подсудимый
2) истец
3) ответчик
4) эксперт
5) прокурор
6) второе лицо

2

3

4

5

3. Мотивация

Знакомясь с уголовным правом, вы узнали, какие действия Уголовный кодекс (УК РФ) объявляет преступлением и какие наказания за них устанавливают. А сегодня мы познакомимся с реализацией положения УК, с правилами изобличения преступников, преданием их суду и назначением наказания. Также вы узнаете об отличиях уголовного процесса от гражданского судебного разбирательства.

4. Работа с теоретической информацией

1) Самостоятельная работа с материалом параграфа – составление опорного конспекта-плана темы (задание в формате ЕГЭ).

- Вам поручено подготовить развёрнутый ответ по теме «Уголовный процесс». Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах (работа выполняется в тетрадях);
- проверка составленного плана (фронтальный опрос с комментариями учителя).

Пример плана:

  1. Понятие уголовного процесса.
  2. Основные принципы уголовного процесса:

А) принцип законности;
Б) правосудие осуществляется только судом;
В) принцип уважения чести и достоинства личности;
Г) принцип неприкосновенности личности;
Д) принцип неприкосновенности жилища;
Е) принцип презумпции невиновности;
Ж) принцип состязательности сторон;
З) принцип независимости судей;
И) принцип права на защиту;
К) принцип возможности обжалования процессуальных действий суда и должностных лиц;
Л) принцип государственного языка.

  1. Участники (субъекты) уголовного процесса:

А) прокурор;
Б) следователь;
В) дознаватель;
Г) потерпевший;
Д) подозреваемый;
Е) обвиняемый;
Ж) подсудимый;
З) адвокат защиты и адвокат обвинения;
И) свидетели;
К) эксперты, специалисты, переводчики, понятые.

  1. Меры процессуального принуждения:

А) задержание;
Б) подписка о невыезде;
В) личное поручительство;
Г) залог;
Д) домашний арест;
Е) заключение под стражу.

  1. Досудебное производство:

А) предварительное расследование;
Б) следственные действия.

  1. Прохождение дела в суде:

А) судебное разбирательство;
Б) судебное следствие;
В) объявление вердикта и приговора.

  1. Порядок обжалования и апелляции.
  2. Функции УПК РФ.

2) На примерах (фрагменты из фильма «Место встречи изменить нельзя») мы определим:

- следственные действия;

- участников следственных действий;

- определим, есть ли процессуальные нарушения в действиях персонажей фильма (должна быть приведена соответствующая аргументация с опорой на материал параграфа).

5. Практическая работа

Используя раздаточный материал, выполните тестовые задания (в формате ЕГЭ).

Задания по теме "Процессуальное право: уголовный процесс". - § 26

Часть 1.

1. Вам поручено подготовить развёрнутый ответ по теме «Уголовный процесс». Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.

Часть 2.

 2. Запишите термин, пропущенный в таблице:

Досудебное производство.

Наименование этапа

Особенности исполнения

ВОЗБУЖДЕНИЕ УГОЛОВНОГО ДЕЛА

Наличие достаточных данных, указывающих на признаки преступления.

ПРЕДВАРИТЕЛЬНОЕ РАССЛЕДОВАНИЕ

Допрос, очная ставка, опознание

3. Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий, представленного ниже ряда.

1) прокурор;
2) адвокат;
3) подозреваемый;
4) обвиняемый;
5) свидетель;
6) субъекты уголовного процесса;
7) дознаватель;
8) следователь;
9) свидетель.

4. Ниже приведён ряд терминов. Все они, за исключением двух, относятся к понятию «уголовно-процессуальное право».

1) меры процессуального производства;
2) участники субъекты уголовного процесса;
3) основные принципы уголовного судопроизводства;
4) взыскание;
5) меры процессуального принуждения;
6) процедура банкротства.

5. Установите соответствие между стадиями судебного производства и их содержанием.

Содержание стадии

Стадии судебного производства

А. Судебное следствие.
Б. Вынесение обвинительного заключения
В. Следственные действия.
Г. Порядок обжалования.
Д. Постановление о привлечении в качестве обвиняемого.
Е. Вынесение приговора.
Ж. Дознание, следствие.
З. Прения сторон.
И. Реплики сторон.

1. Досудебное производство.
2. Судебное разбирательство.

А

Б

В

Г

Д

Е

Ж

З

И

2

2

1

2

1

2

1

2

2

6. Прочитайте приведённый ниже текст, каждое положение которого обозначено определённой буквой.

(А) Наказание – мера государственного принуждения, назначаемая по приговору суда и применяемая к лицу, признанному виновным в совершении преступления. (Б) Все лица, совершившие преступление на территории РФ, подлежат уголовной ответственности по УК. (В) При привлечении лица к УО применяется закон, который действовал во время совершения деяния. (Г) Предполагается. Что меры воспитательного воздействия к несовершеннолетним: (за преступления небольшой или средней тяжести) такие как: предупреждение. Передача под надзор родителей или специализированного государственного органа, возложение обязанности загладить причинённый вред, ограничение досуга и установление особых требований к поведению. (Д) Ряд законодателей высказывают мнение о том, что необходимо снизить возраст наступления уголовной ответственности в связи их с соучастием подростков в ряде преступлений против личности и имущества. (Е) Соучастие – умышленное совместное участие двух или более лиц в совершении и умышленного преступления.

Определите, какие положения текста носят:

1) фактический характер;

2) характер оценочных суждений;

3) теоретических положений.

А

Б

В

Г

Д

Е

3

1

1

2

2

3

7. Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.

Правосудие по уголовному делу в Российской Федерации осуществляется только _________(А). Никто не может быть признан виновным в совершении ________(Б) и подвергнут уголовному наказанию иначе как по приговору суда и в порядке, установленном Уголовно-процессуальным кодексом. В ходе уголовного судопроизводства запрещается осуществление действий и принятие решений, унижающих честь участника уголовного судопроизводства, а также обращение, унижающее его человеческое достоинство, либо создающее опасность для его жизни и здоровья. Суд. Прокурор, следователь, дознаватель обязаны разъяснять _____(В), а также другим участникам уголовного судопроизводства их права, обязанности и ответственность и обеспечивать возможность осуществления этих прав. _____(Г) считается невиновным. Пока его виновность в совершении преступления не будет доказана в предусмотренном Уголовно-процессуальным кодексом порядке и установлена вступившим в законную силу приговором суда. Подозреваемый или обвиняемый не обязан доказывать свою невиновность. Бремя доказывания обвинения и опровержения доводов, приводимых в защиту подозреваемого или обвиняемого, лежит на стороне ____(Д). Обвинительный _____(Е) не может быть основан на предположениях.

Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз. Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что слов в списке больше, чем вам потребуется для заполнения пропусков.

Список терминов:

1) преступление;

2) потерпевший;

3) обвинение;

4) суд;

5) защита;

6) обвиняемый;

7) приговор.

А

Б

В

Г

Д

Е

4

1

2

6

3

7

6. Домашнее задание

§ 26, читать, отвечать на вопросы для самопроверки, задания 1–4 письменно.

7. Подведение итогов урока

А) Выставление оценок за практическую работу.

Б) Итоги урока (рефлексия):

  • Сегодня я узнал…
  • Было интересно…
  • Было трудно…
  • Я выполнял задания…
  • Я понял, что…
  • Теперь я знаю…
  • Я научился…
  • Урок дал мне для жизни…

Приложение.

4.10.2018