Музыка – детям: из фортепианного репертуара С.С.Прокофьева

Разделы: Музыка, Внеклассная работа


Цель мероприятия:привлечение интереса детей к исполнению музыки композиторов XX века.

Задачи:

  • познакомить слушателей с циклом фортепианных пьес «Детская музыка» С.С.Прокофьева;
  • сформировать представление слушателей об эпохе, композиторе и его творчестве.

Оборудование: фортепиано или рояль (аудиоаппаратура).

Дорогие мои друзья! Сегодня мы с вами совершим музыкальное путешествие в счастливый мир детства и поговорим о музыке, подаренной С.С.Прокофьевым детям.

Во все времена детским образам в музыке уделялось огромное внимание. На свете существует много музыки для детей, в том числе и для исполнения детьми. Свои инвенции И.С.Бах сочинил для сыновей в 18 веке, а в 19 – П.И.Чайковский создал для племянника Володи Давыдова «Детский альбом», в 20 веке замечательный педагог, композитор Е.Ф.Гнесина для занятий с учениками написала «Пьески-картинки». Это только единичные примеры, на самом деле таких произведений великое множество.

Объектом нашего внимания сегодня станет фортепианный цикл «Детская музыка», написанный композитором XX века Сергеем Сергеевичем Прокофьевым для исполнения детьми.

К XX веку в фортепианной музыке для детей сложились богатые традиции. Композиторам сказать новое слово в этом жанре было нелегко. Но Прокофьев блестяще справился со своей задачей. Он очень точно почувствовал в дыхании жизни того времени и интонации, и образы, близкие детворе. Возможно, в этом и кроется секрет популярности «Детской музыки».

Сам Прокофьев в «Автобиографии» пишет: «Летом 1935 года, одновременно с «Ромео и Джульеттой», я сочинял легкие пьески для детей, в которых проснулась моя старая любовь к сонатинности, достигшая здесь, как мне казалось, полной детскости. К осени их набралась целая дюжина, которая затем вышла сборником под названием «Детская музыка» [2]. Под словом «сонатинность» Прокофьев имеет в виду ясность изложения музыкальных мыслей, простоту музыки, прозрачность фортепианной фактуры.

«Двенадцать легких пьес» - так обозначил свою «Детскую музыку» Прокофьев. Это программный цикл зарисовок о летнем дне ребенка, музыкальные картинки ребячьего дня — с утра и до вечера. То, что речь идет именно о летнем дне, видно не только из заголовков пьес. Существует оркестровая версия семи из двенадцати номеров цикла, названная композитором: «Летний день».

Все пьесы, входящие в цикл имеют программные заголовки. Это акварельные пейзажные зарисовки («Утро», «Вечер», «Дождь и радуга»), живые сцены детских игр («Марш», «Пятнашки»), танцевальные пьесы («Вальс», «Тарантелла»), тонкие психологические миниатюры, передающие детские переживания («Сказочка», «Раскаяние»).

Все двенадцать пьес имеют четко выраженную трехчастность строения, сочетающую в себе контрастность и повторность в изложении основных музыкальных мыслей, что способствует «удобству» восприятия музыки, предназначенной для маленьких слушателей и исполнителей.
Мы начинаем свое музыкальное путешествие с пьес «Утро» и «Прогулка» (это первые две пьесы цикла). Они отмечены общностью колорита, светлой пасторальностью звучания. Короткие всплески аккордов (словно солнечные блики!) первой пьесы сменяются мерной поступью и плавностью ласковой мелодии «Прогулки».

Звучат пьесы «Утро», «Прогулка»

Трогательно простая, жалобная мелодия «Сказочки» напоминает русский наигрыш жалейки. Невольно возникают в памяти лирические страницы ранних фортепианных сочинений Прокофьева — «Сказок старой бабушки» и «Мимолетностей»... Несомненно, в пьесе присутствуют и черты былинной сказочности, присущей творчеству другого русского композитора начала XX века А.К.Лядова.

Звучит пьеса «Сказочка»

Следующая пьеса — «Тарантелла». Музыка ее крайних разделов отмечена упругостью ритма и стремительностью, присущей темпераментному итальянскому танцу. Яркий контраст привносит в музыку этой пьесы очаровательная мелодия среднего эпизода, полная мягкого юмора и улыбки. При этом пульс оживленного движения остается таким же непрерывным, неутомимо-энергичным. Интересно, что в «Тарантелле» нет ни одной подлинной итальянской мелодии. И тем не менее композитор с удивительной художественной тонкостью воссоздает неповторимо-своеобразный национальный колорит музыки.

Звучит пьеса «Тарантелла»

В пятой пьесе — «Раскаяние» — преобладает психологизм музыкального повествования, глубокое раскрытие внутреннего мира ребенка. Напевная мелодия этой миниатюры не лишена выразительной декламационности.

Звучит пьеса «Тарантелла»

Чудесный светлый «Вальс», пленяет пластичностью своей мелодии. Позже его мелодия была использована композитором в балете «Сказ о каменном цветке» («Вальс алмазов»). Вторая тема «Вальса» напоминает небольшое балетное соло. Музыка здесь изящна, несколько капризна и построена как выразительный диалог.

Звучит «Вальс»

Следующие три пьесы — «Шествие кузнечиков», «Дождь и радуга» и «Пятнашки» — образуют своеобразную маленькую триаду внутри «Детской музыки». В «Шествии кузнечиков», миниатюрном скерцо с чертами маршевости, преобладают энергичные фанфарные интонации.

«Дождь и радуга» воспринимается как маленькое интермеццо, являющее собой интересный пример колористической звукозаписи Прокофьева. Напевная, широкая мелодия (действительно невольно ассоциируется с радугой) вызывает в памяти лирические страницы прокофьевской сюиты «Зимний костер», написанной позднее.

По характеру музыки и мелодическому рисунку, а также по фактуре изложения «Пятнашки» словно перекликаются с «Тарантеллой». Однако музыка «Пятнашек» еще более полётна; в этой пьесе много веселого озорства, юмора, улыбки, неожиданных мелодических поворотов и акцентов (в этом смысле «Пятнашки» перекликаются также с «Шествием кузнечиков»).

Звучат пьесы «Шествие кузнечиков», «Дождь и радуга», «Пятнашки»

Мировая и русская классическая музыка насчитывает немало кукольно-игрушечных маршей (достаточно вспомнить марши из первой симфонической сюиты и балета «Щелкунчик» Чайковского). Развивая эти традиции, Прокофьев, разумеется, не утрачивает неповторимые качества собственного стиля. К тому же «кукольность» не является здесь доминирующей характерностью музыки. В марше остроумно сочетаются некоторая «игрушечность» колорита (особенно в среднем разделе) с тонко претворёнными интонациями удалой солдатской песни.

Звучит «Марш»

Завершают наше музыкальное путешествие по циклу «Детская музыка» две светлые напевные миниатюры. «Вечер» напоминает маленький поэтичный ноктюрн, отличающийся акварельной нежностью музыкальных красок. Впоследствии эта пьеса также обрела новое звучание в балете «Сказ о каменном цветке», где она стала одной из характеристик героини балета Катерины.

Пьеса «Ходит месяц над лугами» по чистоте мелодического рисунка и спокойной плавной ритмике близка к русским хороводным песням. «Ходит месяц над лугами», — писал Прокофьев, — написана на собственную, а не на народную тему. Я жил тогда в Поленове, в отдельной избушке с балконом на Оку, и по вечерам любовался, как месяц гулял по полянам и лугами» [2].

Звучат пьесы «Вечер», «Ходит месяц над лугами»

Рассматривая цикл в целом, можно заметить одну интересную закономерность. Многие его части перекликаются по своему образному содержанию. Так, музыка «Вечера» со своим мягким «акварельным» колоритом в чем-то близка «Утру»; «Сказочка» и «Ходит месяц над лугами» тонко и неназойливо вводят маленького слушателя в волшебный мир русской сказочности и песенности. Эта своеобразная схожесть крайних частей цикла (двух начальных и двух завершающих) образует «двойное» обрамление и придают стройность и завершённость всему циклу С.С.Прокофьева под названием «Детская музыка».

Список использованной литературы

  1. Аверьянова О. Отечественная музыкальная литература XX века. Четвёртый год обучения. - М.: «Музыка», 2001.- с.99-118.
  2. Прокофьев С.С. Автобиография. М.: «Советский композитор», 1973.
  3. Сергей Сергеевич Прокофьев. Книга для школьников. Сост. О.Очаковская. – М.: «Музыка», 1990.

Информационные ресурсы:

  1. Бережная Т.Н. Прокофьев «Детская музыка» http://www.denysberezhnoy.com/berezhnaya/1class/prokofiev_detskaya_musica.html/
  2. Дельсон   В. Music for Children, оp. 65. Двенадцать лёгких пьес для фортепиано/ http://www.belcanto.ru/

17.12.2018