«Шагнувший через века…». М.В.Ломоносов – гениальный сын русского народа, реформатор русского литературного языка

Разделы: Литература, Патриотическое воспитание


Цель урока:

  • познакомить учащихся с биографией М.В.Ломоносова, его ролью в реформе русского языка, вызвать интерес к его личности;
  • дать понятие о «теории трех штилей», показать особенности каждого из них;
  • способствовать совершенствования навыков конспектирования.

Эпиграф к уроку:

Невод старик расстилал по брегу студеного моря.
Мальчик отцу помогал. Отрок! оставь рыбака!
Мрежи иные тебя ожидают, иные заботы:
Будешь умы уловлять, будешь помощник царям.
А.С.Пушкин

Оборудование: презентация Microsoft PowerPoint.

Ход урока

I. Проверка домашнего задания

1. Фронтальный опрос

? - С какими событиями связано развитие культуры, и литературы в частности, России в XVIII веке?

? – Как это отражается в творчестве писателей XVIII века?

? – Чем важен для русской литературы период второй трети XVIII века?

? – Как проявляется принадлежность писателя к тому или иному литературному направлению?

? – Дайте краткую характеристику классицизма как литературного направления.

? – В чем классицисты видели свою основную задачу?

? – Объясните понятие «строгая иерархия жанров».

? – В чем особенность классической трагедии?

? – Какие задачи решала комедия?

? – Что такое правило «трех единств»?

? – В чем положительные и отрицательные моменты этого правила?

? – В чем значение классицизма для развития русской литературы?

? – В чем особенности русского классицизма?

? – Дайте краткую характеристику трех периодов русского классицизма.

? – Назовите представителей русского классицизма в архитектуре, живописи, литературе.

II. Сообщение темы и цели урока

III. Объяснение нового материала

1. Очерк жизненного пути Ломоносова

У истоков русского классицизма в литературе высится исполинская по своей научной и общественной деятельности фигура Ломоносова (первый и второй слайды).

Михаил Васильевич Ломоносов родился 8 ноября 1711 года в семье рыбака-помора. Его детские и юношеские годы прошли в деревне Денисовке недалеко от Архангельска (третий слайд).

С давних пор и до времен Ломоносова поморский край находился в более благоприятных условиях по сравнению с остальной Россией. Сюда не дошли татаро-монголы, так сильно разорившие южную, центральную и северо-восточную Русь. Северное Поморье не знало и крепостного права: крестьяне были государственные, помещиков там не было. С середины XVII века, когда стала налаживаться торговля Руси с европейскими странами, Архангельск был единственным русским портом, куда прибывали иностранные корабли. Эта торговля вовлекала местных жителей в промышленную и торговую деятельность.

Все это определяло сравнительно высокий культурный уровень жителей Поморья. У крестьян были книги, иногда даже небольшие библиотеки. Север России, в частности, родина Ломоносова, с давних пор был создателем и хранителем былин, сказок. Богата была родина Ломоносова и замечательными памятниками старинной народной архитектуры, произведениями живописи и резьбы по кости (четвертый слайд).

Словом, этот край мог многое дать для умственного развития человека наблюдательного и любознательного. А именно таким и был Ломоносов с детских лет. Он рано начал жить самостоятельной жизнью. Мать мальчика умерла, когда ему было около девяти лет. С ее смертью окончилось детство. С десятилетнего возраста Ломоносов стал ездить с отцом на промысел в море, плавал в Белом море, доходил до Соловецких островов и Новой Земли. Это были трудные и опасные походы. В них закалялось мужество будущего ученого, развивались упорство, выносливость, воля и уверенность в себе. Мальчик жадно впитывал в себя впечатления, познавал трудности и красоты бытия. Все это усиливало в нем жажду знаний.

Примерно к десяти годам мальчик овладел грамотой, а к двенадцатилетнему возрасту стал лучшим чтецом в своей приходской церкви. Сохранилось предание о том, что дьячок, учивший  мальчика, довольно скоро признался: «Не мне отрока, но отроку меня учить подобает». Найденные автографы красноречиво говорят о том, что Михайло Ломоносов, которому не сравнялось ещё и 14 лет, был уже настолько грамотным, что купцы и посадские люди Архангельска и окрестностей и чиновники таможни доверяли ему подписывание важных документов. Чтение церковных книг дало юноше основательное знание славянского языка, а народная поэзия познакомила с богатствами народного поэтического языка и с художественными приемами изображения действительности. Устная поэзия была первой школой поэтического искусства для будущего стихотворца. Другой такой школой стала «Рифмованная псалтырь» Симеона Полоцкого. Эта книга познакомила Ломоносова с силлабическим стихосложением. Но «вратами своей учености» называл он «Грамматику» Смотрицкого и «Арифметику» Магницкого (пятый слайд).Это были замечательные учебники. «Арифметика» включала в себя математику, сведения по физике, астрономии, навигации, географии, торговле, строительству. В «Грамматике» излагались теория литературы, основы стихосложения и собственно грамматика церковнославянского языка.

Отец Ломоносова сперва поощрял занятия сына, мать тоже радовалась, глядя на смышленое дитя. Но после ее смерти Василий Дорофеевич женился, и мачеха препятствовала пасынку в занятиях. Ломоносов с горечью вспоминал, что она «всячески старалась произвести гнев в отце моем, представляя, что я всегда сижу по-пустому за книгами. Для того многократно я принуждён был читать и учиться, чему возможно было, в уединенных и пустых местах и терпеть стужу и голод».

В душе юноши крепко жило желание посвятить свою жизнь наукам. Ему, как единственному сыну, предстояло наследовать дело отца, но в декабре 1730 года, морозной ночью юноша покинул отчий дом. В столицу двигался рыбный обоз, и девятнадцатилетний Ломоносов пристроился к нему, чтобы добраться до Москвы (шестой слайд). В кармане будущего ученого лежали три рубля и паспорт, выданный на год.

В Москве он определился сначала в Навигационную школу, но вскоре ушел оттуда, так как там были только младшие классы, в которых изучали «Арифметику» Магницкого, а ее Ломоносов знал наизусть. Тогда он, скрыв свое крестьянское происхождение, поступает в Славяно-греко-латинскую академию (в Москве ее называли «Спасские школы») (седьмой слайд). Здесь Ломоносов провел около пяти лет. Ему пришлось начинать с младших классов, где учились дети 8-10 лет. Он терпеливо сносил насмешки и «несказанную бедность». Благодаря своим выдающимся способностям и трудолюбию он за первый год прошел курс трех классов. Ломоносов усердно посещает библиотеки, жадно читает. За время пребывания в академии он основательно овладел латинским и греческим языками, занимался историей литературы, изучал русские летописи.

В январе 1736 года в числе двенадцати лучших учеников Ломоносов был послан в Петербургскую гимназию при Академии наук. Это был важный этап в его жизни. Именно здесь окончательно определились его научные интересы и склонности. Осенью того же года он отправился в Германию для обучения химии и горному делу.

Сначала он едет в Марбург слушать лекции профессора Христиана Вольфа, который был весьма доволен русским студентом и в 1738 году пишет: «У господина Ломоносова… самая светлая голова…; при хорошем прилежании он мог бы и научиться многому, выказывая большую охоту и желание учиться» (восьмой слайд). Здесь Ломоносов изучает физику, механику, математику, химию, немецкий и французский языки, рисование, теорию языка и литературы.

Окончив курс наук в Марбурге, в июле 1739 года будущий ученый переезжает в городок Фрейберг, где изучает горное дело, посещает рудники и шахты (девятый слайд). Однако здесь он пробыл очень недолго, так как не поладил со своим учителем профессором Генкелем. Он возвращается в Марбург и хлопочет о возвращении на родину; но прошел почти год, пока Ломоносов получил приказ вернуться. 8 июня 1741 года он, полный сил и энергии, прибыл в Петербург и приступил к работе в Петербургской Академии наук, где и прослужил до конца своей жизни (десятый слайд).

Соединяя огромную силу воли с необыкновенной силой понятия, ломоносов объял все отрасли просвещения. «Историк, ритор, механик, химик, минералог, художник и стихотворец, он все испытал и все проник», - писал о нем А.С.Пушкин. Атмосфера Венеры и месторождения каменного угля, древняя история славян и изготовление фарфора, громоотводы и правописание слов – все волновало его и изучалось им (одиннадцатый слайд).

В своей научной деятельности Ломоносов всегда стремился поставить науку на службу человечеству, своему Отечеству. На протяжении всей своей работы в Академии наук он вел борьбу против засилья иностранцев, возглавлявших Академию, так как они препятствовали развитию просвещения в России.

В своих многочисленных произведениях – научных, публицистических и поэтических – Ломоносов выдвигал и отстаивал необходимость распространения просвещения в России, развития в ней промышленности, научной разработки вопросов сельского хозяйства, обучения русских специалистов во всех областях знания.  Он требовал, чтобы доступ к образованию был открыт всем сословиям, в том числе, и крестьянству. Он глубоко верил в творческие силы и способности русского народа. по идее Ломоносова в 1755 году был основан Московский университет (двенадцатый слайд). Умер Ломоносов в 1765 году. Похоронен в Александро-Невской лавре в Петербурге (тринадцатый слайд).

Научное наследие Михаила Васильевича поистине неоценимо. Не менее велики его заслуги перед русской литературой. Очень важное значение имеют труды Ломоносова в области языка и теории поэзии. Этими работами он произвел существенную реформу в области русского литературного языка и положил начало той системе стихосложения, которая стала основной в 18 и 19 веках и дошла до наших дней.

Ломоносов любил свой родной язык и восторженно отзывался о нем. В предисловии к «Российской грамматике» он писал: «Карл пятый, римский император, говаривал, что испанским языком с богом, французским с друзьями, немецким с неприятелем, итальянским с женским полом говорить прилично. Но если бы он российскому языку был искусен, то, конечно, к тому присовокупил бы, что им со всеми оными говорить пристойно. Ибо нашел бы в нем великолепие испанского, живость французского, крепость немецкого, нежность итальянского, сверх того – богатство и сильную в изображениях краткость греческого и латинского языка».

Но ученый не мог не видеть, что русский язык в то время был сильно засорен как иностранными, так и устаревшими церковнославянскими словами. Ломоносов поставил задачу очистить русский язык, раскрыть его богатства, развить русский литературный язык на народной основе. В этой работе он пошел по пути сочетания того ценного, что он находил в славянском и русском народном языках.

2. Теория «трех штилей»

В 1757 году в рассуждении «О пользе книг церковных» Ломоносов излагает свое учение о «трех штилях». Он говорит, что в русском языке «есть три рода речений», то есть три рода слов (четырнадцатый слайд).

В первую группу слов входят слова, употребительные как в старославянском, так и в русском языках. Вторая группа состоит из старославянских слов, которые в разговорной речи употребляются редко, но понятны каждому образованному человеку. К третьей группе относятся слова, используемые только в живом разговорном языке.

Различные сочетания слов этих трех групп образуют речевые «штили»: высокий, посредственный (средний) и низкий.

3. Реформа стихосложения

Огромной заслугой Ломоносова перед русской литературой является реформа стихосложения, которую он ввел.

В 1735 году поэт В.Тредиаковский (пятнадцатый слайд) опубликовал «Новый и краткий способ к сложению российских стихов», где было заявлено, что длинные силлабические стихи не соответствуют природным особенностям русского языка. В стихотворной строке при таком стихосложении выдерживалось одинаковое число слогов (чаще всего 13) с паузой посередине строки и обязательным ударением на предпоследнем слоге. Другие ударения располагались свободно.

Отсутствие закономерности в чередовании ударных и безударных слогов приводило к тому, что стихи мало чем отличались от прозы.

В.К.Тредиаковский, исследуя русские народные песни, установил, что ударные слоги, расположенные в определенной системе, делают стих ритмичным и выразительным.

Ломоносов продолжил и углубил реформу стиха, начатую Тредиаковским. Он разработал систему силлабо-тонического, или слого-ударного, стихосложения.

Новаторски подошел Ломоносов и к использованию двух- и трехсложных стоп. Самым подходящим размером он считал ямб.

прогрессивность силлабо-тонического принципа стихосложения заключалась в том, что он действительно основывался на изучении особенностей русского языка, а также на опыте русского народно-песенного творчества.

IV. Домашнее задание

Подготовиться к анализу «Оды на день восшествия …», 1747 года и стихотворения «Разговор с Анакреоном».

9.10.2018