Я – классный руководитель

Разделы: Спорт в школе и здоровье детей, Внеклассная работа, Классное руководство, Социальная педагогика, Патриотическое воспитание, Профессия — педагог


“Покинут, счастьем будет тот,
Кого ребенком плохо воспитали.
Побег зеленый выпрямить легко,
Сухую ветвь один огонь исправит”
Саади

Цели:

  • воспитывать учащихся-спортсменов в духе патриотизма, уважения и преданности будущей профессии, стремлению добиться своей цели.
  • прививать уважение к истории своей страны, спортивному её прошлому и ощущать себя частью истории.

Презентация.

Думая о смысле своего существования сегодня, прихожу к философскому выводу: в компании с Богом мне пока одиноко; в компании с природой - спокойно; в компании с истиной - страшно; в компании с самим собой – беспокойно, а в компании с моим классным коллективом – радостно. За 2 года работы с классом прихожу к мысли, что главное в моей работе - это искренняя любовь и забота о детской радости. Я трепетно начинаю относиться к тому, что отвечаю за будущее становление 17-ми доверенных мне человечков.

Очень часто думаю о жизни моих ребят. С семи лет каждый из них живёт и растет в социальной среде, которая называется школа. Эта среда бывает разной по отношению к ним, бывает доброй, бывает суровой, а бывает, что греха таить, и враждебной. Ребёнок растёт, развивается, несмотря ни на что. И класс как ячейка этой среды становится вторым домом, где должны быть созданы все условия для полноценного всестороннего развития ребёнка, а самое главное, созданы такие условия, при которых он мог бы раскрыть свои способности, удовлетворить свои потребности, условия, при которых его бы обязательно заметили и оценили.

Классный руководитель – ключевая фигура в воспитательной деятельности образовательного учреждения, он является организатором воспитательного процесса. Воспитание детей – рекордно сложное занятие. Это творение живых характеров, создание необыкновенно сложных микромиров. К воспитанию детей стоило бы относиться, как к самой важной из всех земных профессий.

Основное назначение классного руководителя – создание условий для раскрытия потенциала талантов ребенка, для их максимального развития, для сохранения неповторимости личности каждого ученика, для нормального умственного, духовного и физического совершенствования.

Работа классного руководителя - целенаправленная, системная, планируемая деятельность. Свою деятельность классного руководителя я строю на основе анализа предыдущей деятельности, позитивных и негативных тенденций общественной жизни и ситуации в классном коллективе. При планировании воспитательной деятельности обязательно принимаю во внимание уровень воспитанности обучающихся, социальные и материальные условия их жизни, специфику семейных обстоятельств.

В своей работе с классным коллективом 6 Б класса руководствуюсь следующими заповедями:

1. Главная цель воспитания – счастливый человек.

2. Воспитание без уважения – подавление.

3. Дорожи доверием своих воспитанников, береги ребячьи тайны, никогда не предавай своих детей.

4. Не ищи волшебной палочки: воспитание должно быть системным.

5. Дети должны быть лучше нас, и жить они должны лучше.

Мной, как классным руководителем, на протяжении последних двух лет решались следующие воспитательные задачи:

1. Воспитывать любовь к малой Родине, семье, природе родного края, народным традициям.

2. Учить доброте, милосердию, отзывчивости, толерантности.

3. Воспитывать интерес к учебе, стремление повышать качество своих знаний, способствовать развитию нравственного и духовного мира детей.

4. Учить самостоятельности, умению отвечать за свои поступки, нести за них ответственность.

5. Формировать правосознание ученика, гражданскую позицию.

6. Пропагандировать здоровый образ жизни, любовь к физкультуре и спорту.

7. Организовывать сотрудничество и взаимодействие обучающихся, учителей и родителей.

Основные положения моей воспитательной системы

1. Индивидуальный подход в воспитании

Для работы подбирались и подбираются мероприятия разнопланового характера, чтобы они были интересны и понятны каждому, чтобы они оставили след в душах, заставили задумываться над многообразием окружающего мира, учили любить, сострадать, уважать, критически относиться к человеческим порокам, помогать сделать правильный выбор в жизни. Дети в классе организованны, ответственны. Я рада, что они умеют видеть недостатки, признавать их и исправлять, мягко подсказывать друг другу. На своём опыте я убедилась, что чувство “мы – единое целое”, “мы – коллектив” возникает только в делах, которые мы организовываем все вместе. Советую, как лучше выполнить порученное дело, что для этого нужно узнать, где подобрать необходимый материал, как лучше сделать и помогаю при необходимости. Это даёт возможность каждому приобрести опыт общественной жизни и общения с людьми. Каждое проведенное мероприятие обсуждается, отмечаются реальные успехи проведения, не замалчиваются и недостатки – это позволяет подготовить следующее мероприятие на более высоком уровне.

2. Творческий союз

Одним из важнейших социальных институтов воспитания является семья. Часто говорят о единстве семьи и школы в воспитании ребят. Но на практике бывает иногда трудно достичь этого единства. Трудность заключается в том, что родители – взрослые люди, которые имеют свои взгляды, закрепленные стереотипы, например, такие как: “я и так все знаю” - отрицание возможности приобретения нового опыта. Работа с родителями – это совершенно отдельная и самостоятельная работа. Мое сотрудничество, как классного руководителя, и родителей предполагает всестороннее и систематическое изучение семьи, знание особенностей и условий семейного воспитания ребенка. Я использую в работе как групповые (родительские собрания), так и индивидуальные (беседы по вопросам воспитания, консультации, посещение семьи) формы работы с семьей, анкетирования, практикумы, разработка памяток, семинары родителей по обмену опытом воспитания и др. Стилю общения с родителями придаю большое значение. Формы общения с родителями – диалог, сотрудничество, толерантность. Я строю отношения с родителями на основе дружбы и взаимоуважения. Ведь что бы расположить ребёнка к себе, направить его в нужное русло, прежде всего я должна понимать и уважать его родителей. Работа классного руководителя вряд ли будет успешна без поддержки других учителей, работающих с классом. Наши воспитательные действия должны быть едины, должны дополнять друг друга. И поэтому я стараюсь быть в курсе всех возникающих проблем между учителями и своими детьми. Это еще одно условие для личностного развития ребенка. Мне в своей практической работе приходится координировать взаимодействие учителей-предметников и учащихся для того, чтобы образовательная программа была освоена школьниками в том объеме, который соответствует их возможностям. В современных условиях классный руководитель призван постоянно работать над повышением успеваемости и развитием познавательной активности учащихся. Необходимо стимулировать у детей интерес и любовь к знаниям, добиваться улучшения качества обучения, прививать учащимся навыки самообразования.

3. Системность в работе

В моей деятельности, как классного руководителя, форма воспитательной работы является той первичной клеточкой, из которой складываются будни и праздники нашей классной жизни. Конечно, невозможно найти ту форму, универсальную и годную на все случаи жизни с любым классным коллективом. Одной из главных форм внеклассной воспитательной работы считаю классный час. Классный час является прямой формой моего общения с учениками. Провожу различные виды классных часов: классное собрание, воспитательный час, диспут, анкетирование, экскурсии, беседы, викторины и др. Мероприятия планирую совместно с учащимися, но иногда провожу экстренное собрание или заменяю форму проведения классного часа по каким-то причинам. Участие в различных видах трудовой деятельности, если она правильно организуется, способствует формированию у учащихся нравственных качеств: стремления приносить пользу обществу и себе, дисциплинированности, товарищества, понимания своего долга и т.д.

Внеклассная работа должна использоваться для включения учащихся в различные формы морально-познавательной деятельности, для проведения дискуссий на моральные темы, а также обсуждения отдельных событий в жизни класса, позволяющих в своей совокупности глубже осмыслить вопросы нравственности. В моём арсенале имеется система классных часов, целью которых является – воспитание нравственности. Здоровье - бесценное достояние не только каждого человека, но и всего общества. Доброе здоровье помогает выполнить нам наши планы, успешно решать основные жизненные задачи, преодолевать трудности. Обеспечение необходимого уровня физического развития и физической подготовленности осуществляется через систему спортивной и физкультурно-оздоровительной работы - участие в районных и республиканских спортивных мероприятиях, участие в общешкольных Днях здоровья.

Мои дети на глазах повзрослели, выросли. С ними я пополнила свой опыт воспитательной работы. Я стремилась стать для своих учеников тем человеком, к которому они могли бы обратиться со своими трудностями, проблемами. Исходя из этого, в моей философии выходит просто помочь, понять, посочувствовать, поговорить по душам. Такая помощь может включать совет, доброе слово или невербальные формы поддержки, которые играют огромную роль в нашей жизни. Быть нужной и полезной для детей очень важно для меня.

Классное руководство стало для меня потребностью, порой трудоемкой и тяжелой, но оно наполнило мою жизнь новыми впечатлениями, эмоциями, переживаниями, чувствами. Оно позволяет мне наполняться энергией и расти вместе с детьми!