Конспект интегрированного урока по развитию речи и технологии "Образ Зимы"

Разделы: Русский язык, Технология


Цели урока развития речи:

  • обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; обучение нормам языка и их использованию в речи;
  • формирование коммуникативной компетенции и развитие языковой личности, совершенствование коммуникативных умений;
  • обучение навыкам культуры речи и речевого общения;
  • развитие основных видов речевой деятельности: говорения, письма, слушания и чтения;
  • развитие мышления и формирование процессов мыслительной деятельности (анализа и синтеза, абстракции и обобщения) средствами языка, используемыми в речи.

Задачи:

  • Воспитывать любовь к родному языку.
  • Формировать умения составлять текст-описание.
  • Развивать коммуникативные навыки.
  • Обогащать, развивать речь учащихся.

Цель урока технологии: обобщение и систематизация знаний обучающихся по изученной теме; стимулировать мыслительную деятельность, учить работать сообща; воспитывать товарищеские отношения между детьми.

Задачи:

  • развивать творческие способности;
  • воспитывать эстетический вкус.

Форма работы: интегрированное занятие творческого применения знаний.

Тип урока: закрепление материала.

Оборудование: ИКТ (презентация), ножницы, цветная бумага, клей ПВА, пластилин.

Список ключевых слов: зима, характер, образ, портрет, творчество.

Ход урока

1. Организационная часть

2. Постановка учебной цели

Сегодня на уроке вы будете играть необычную для вас роль. Вы станете не только художниками, но и немного исследователями, немного волшебниками, немного экскурсоводами. Я же буду выступать в роли советчика и эксперта. На этом занятии вы самостоятельно попробуете спроектировать образ  Волшебницы Зимы.

3. Активная беседа

- Как вы думаете,  может ли зима быть разной по-своему характеру?

- Какой она может быть?

- Опишите характер студеной и суровой зимы (ветреной, ледяной, снежной) морозной и солнечной зимы.

- Послушайте произведение Петра Ильича Чайковского «Времена года. Декабрь.» И определите характер зимы в этом произведении.

Слайд 2

- Как вы думаете, образ какой зимы передал в музыке П.И.Чайковский?

- А теперь я предлагаю вашему вниманию музыкальное произведение  др. известного композитора Антонио Вивальди с тем же названием «Времена года».

Слайд 4

- Какую по характеру зиму вы услышали?

Художники в своих картинах изображают зиму тоже по разному!

Слайд 6, 7. Саврасов, Шишкин

- У нас в России зимы могут быть разными, но в основном они морозные, снежные и студеные.

- Как по-разному называют поэты и писатели зиму? (Матушка-зима, Кудесница-зима, Чаровница, Волшебница-зима, Седая зима).

- Как вы думаете, почему мы даём такому природному явлению как зима характеристики, которые присуще человеку?

Саша и Миша прочитают стихотворение П. Вяземского. Послушайте , какими словами поэт называет зиму!

Здравствуй, в белом сарафане 
Из серебряной парчи! 
На тебе горят алмазы, 
Словно яркие лучи.
Ты живительной улыбкой, 
Свежей прелестью лица 
Пробуждаешь к чувствам новым 
Усыпленные сердца!

Здравствуй, русская молодка,
Раскрасавица-душа,
Белоснежная лебедка,
Здравствуй, матушка-зима!..
Ты у нас краса и слава,
Наша сила и казна,
Наша бодрая забава,
Молодецкая зима!..

- Какие же слова нашел поэт для Зимы?

 

- Ребята, поэт сумел только в одном стихотворении использовать такое количество эпитетов (сравнительных оборотов), которые нарисовали в нашем воображении портрет зимы, с её чисто русским характером – она и ''русская молодка'', и ''раскрасавица-душа'', и ''белоснежная лебедка'', ''молодецкая зима'', и ''матушка-зима''.

- Кто может объяснить, что такое портрет?

Портрет – это жанр изобразительного искусства, где воспроизводится индивидуальный облик человека, в котором художник раскрывает его внутренний мир, сущность характера.

- Я хочу показать вам портреты женщин, которые нарисовали русские художники. Обратите внимание на то, какая деталь одежды выглядит самой нарядной?

Слайд 8 «Портреты»

- Вы, наверное, заметили, что художники написали портреты женщин в русском наряде.

- Какая на ваш взгляд деталь одежды была самая красивая, привлекательная?

- Действительно, в русском костюме особое внимание уделялось головному убору. Он являлся важным элементом народного костюма. На украшение головных уборов шли самые ценные и редкие материалы: драгоценные камни, жемчуг, цветные стекла. С головным убором сочетались фигурные серьги, височные подвески. Форма головного убора сочеталась с прической.

4. Практическая часть

- Вам предстоит создать образ Волшебницы зимы. Проектировать этот образ вы будете самостоятельно. Но каждый из вас в может проявить индивидуальный творческий талант, свои знания, умения и навыки, полученные на уроках художественного труда. Вы станете дизайнерами.

- Кто знает, что означает слово дизайн?

Дизайн – это художественное проектирование новых предметов, которые красивы и полезны.

- Посмотрите, какие образы Зима создали другие ребята!

Слайд 9 «Детские работы»

- Какой персонаж предстает перед нами в образе Зимы? (Снегурочка)

- У каждого из вас на столе есть силуэт женской фигуры. На основе этого силуэта вы попробуете создать свой образ Зимы.

Вы можете выполнить свою работу в любой технике! (пластилинография, аппликация, мозаика из бумаги или пластилина, использовать вату и другие материалы) А можете использовать сразу несколько приемов.

Слайд 10

Чтобы правильно выполнить тематическую композицию, необходимо соблюдать правила работы:

  1.  Правила работы с ножницами.
  2. Обдумать какие материалы будут использованы для создания образа Зимы.
  3. Определить, что будет главным, а что второстепенным (главное – лицо, головной убор, украшения головного убора; второстепенным – оформление нижней).
  4. Осуществить сборку для предварительного просматривания идеи, скорректировать, находя наиболее удачный вариант
  5. Выполнить работу.

Слайд 11

Физминутка

5. Эмоционально-эстетическая оценка и самооценка

Результат решения выполненного задания отмечается с точки зрения оригинальности, самостоятельности, выразительности, соответствия замысла и грамотности.

6. Итог. Завершение

На этом уроке вы сделали попытку превратить придуманный образ в реальное изображение.

Именно так человек придумывает новые вещи, которыми другие люди пользуются с большим удовольствием. То, чем вы сегодня занимались, называется творческим проектированием. Попробуйте дома самостоятельно спроектировать что-то красивое и полезное, то, чем вы сможете порадовать своих близких.

Это может быть красивая новогодняя композиция из цветов; или поздравительная открытка, выполненная разными способами; а может быть, это будет необычный образ новогодней елки. Используйте для этого любой материал, который попадется вам в доме.

И тогда вы сможете почувствовать себя настоящими волшебниками!