Проект "Кубанские сказки и легенды"

Разделы: Работа с дошкольниками


Тип проекта: исследовательско-творческий.

Продолжительность проекта: краткосрочный (с 1.06.2018 по 29.06.2018г.).

Участники проекта: дети старшей группы, воспитатели группы.

Актуальность проекта

«Сказка ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок.»
А.С.Пушкин

В современном мире проблема социального развития подрастающего поколения становится одной из актуальных. Родители и педагоги, как никогда раньше обеспокоены тем, что нужно сделать, чтобы ребёнок, входящий в мир, стал уверенным, счастливым, умным, добрым и успешным.

В этом сложном процессе становления человека многое зависит от того, как ребёнок адаптируется в мире людей, сможет ли он найти своё место в жизни, и реализовать собственный потенциал.

Современная педагогика располагает разнообразными формами влияния на ребенка, среди которых одним из приоритетных является сказка. Сказка входит в жизнь ребенка с самого раннего возраста, сопровождает на протяжении всего дошкольного детства и остается с ним на всю жизнь. Со сказки начинается его знакомство с миром литературы, с миром человеческих взаимоотношений и с окружающим миром в целом.

Особая роль принадлежит сказкам регионального характера, отражающих в своем содержании повадки животных данной местности, рассказывающих о произрастающих растениях, описывающих быт и деятельность народа определенной местности, в давнем прошлом. К такого рода сказкам можно отнести кубанские народные и авторские сказки, а так же легенды.

К сожалению, в настоящее время сказка, в том числе и кубанская, заметно утратила свое предназначение. Этому во многом способствовали современные книги и мультфильмы с упрощенным диснеевским стилем пересказа известных сказок. Одновременно с этим в современных молодых семьях искажается и утрачивается роль бабушек в воспитании внуков. Бабушки-сказительницы, глубже понимая смысл сказок и рассказывая их внукам, передавали им нравственные традиции, через сказку учили законам добра и красоты.

Проведенные беседы с детьми свидетельствуют, о том, что дошкольники  не знакомы с содержанием кубанских сказок и легенд. Незнаком детям и самобытный казачий говор, ввиду того что коренное население утрачивает потребность в его использовании в повседневной жизни. Исчезают предметы домашнего обихода казаков. Дети – дошкольники, проживающие в городах Краснодарского края, не имеют представления о традициях и обычаях кубанского народа.
Кубанские сказки и легенды занимают особое место в региональном фольклоре. Кубанские сказки отражают народные чаяния и устремления. Они заключают в себе накопленный веками опыт и традиции народов, населявших Кубань.

В процессе реализации регионального компонента образования педагоги редко прибегают к кубанским сказкам и легендам, в то время как они таят в себе значительный нравственный потенциал, транслируют традиционные ценности. Кубанские сказки и легенды необходимы как средства нравственного воспитания и знакомства детей с традициями кубанского казачества.

Проблема: дети незнакомы с творчеством кубанского народа, с кубанскими сказками и легендами.

Цель проекта:

  • Приобщить детей к сказкам и легендам Кубани.
  • обеспечить активное включение детей в освоение содержания кубанских сказок и легенд и проявление творчества в выражении своих впечатлений о прочитанном.

Задачи:

  • Формирование и развитие у детей: интереса к кубанским сказкам и легендам; любви к малой Родине; представлений об образе жизни на Кубани в прошлом; особенностями и структурой сказок.
  • Учить понимать занимательность сюжетов сказок, особенность их языка.
  • На материале сказок показать, что добро побеждает зло.
  •  Способствовать накоплению эстетического опыта, читая и обсуждая литературные произведения.
  • Обогащать и расширять словарный запас детей названиями предметов быта.
  • Воспитывать культуру речи, учить детей рассуждать, развивать умения применять свои знания в беседе, добиваться связных высказываний.
  • Развивать у детей образное мышление, фантазию, творческие способности.

Воспитывать чувства дружбы и коллективизма, любви к своей стране, к своему народу, интерес к кубанской культуре, быту.

Предполагаемый результат:

Для детей:

  • Познакомятся с кубанскими народными  сказками и легендами;
  • Лучше узнают обычаи и традиции кубанского народа;
  • Познакомятся предметами казачьего обихода и домашней утвари.

Этапы проекта:

1. Подготовительный  (с 1.06.2018 по 4.06.2018г.)

  • Определение темы проекта.
  • Формулировка цели и определение задач.
  • Подбор материалов по теме проекта.
  • Составление перспективного плана работы для основного этапа проекта.

2. Основной этап (с 5.06.2018 по 27.06.2018г.)

  • Реализация проекта  по перспективному плану;
  • Оформление материала в родительском уголке.

3. Заключительный этап: (с 28.06.2018 по 29.06.2018 г.)

  • Подведение  итогов проектной деятельности.
  • Создание электронной картотеки кубанских сказок

Перспективный план:

Дата

Произведение

Цель

Технологии

Продукт деятельности

5.06.2018

«Легенда о Кубани»

Дать детям представление о литературном жанре – легенда.
Показать чем легенда отличается от сказки.
Развивать умение выражать своё отношение к произведению в словах, рисунке.
Воспитание любви к родному краю, чувства гордости за свой народ

технология коммуникативного общения

картотека сказок и легенд;
рисование «Кубаночка»

6.06.2018

«Папаха»

Познакомить детей с отличительными особенностями кубанской сказки.
Познакомить детей с казачьими словами, дать представление, о том что они обозначают.
Развивать умение отвечать на вопросы по сказке, выражать своё отношение к поступкам героев.
Воспитание любви к своей малой Родине

 

картотека сказок и легенд;
презентация «Казачья одежда»

7.06.2018

«Курень»

Дать детям представление о том, из каких материалов строили казаки своё жилище.
Дать представление о том, чем обусловлен выбор материалов для строительства.
Развивать умение объяснять смысл поговорок или образных выражений.
Воспитание любви к малой родине, интерес к её историческому прошлому

технология коммуникативного общения; проблемно-поисковая технология

картотека сказок и легенд;
презентация «Кубанское подворье»

8.06.2018

«Кныш»

Дать представление о делении кубанских сказок на жанры – бытовые и сказки о животных.
Показать чем отличается русская народная сказка от казачьей.
Формирование умения находить сходные черты с русскими сказками.
Воспитание любви к малой родине

технология коммуникативного общения; проблемно-поисковая технология

картотека сказок и легенд;
лепка «Кныш»

13.06.2018

«Прутик»

Расширение представления детей о жанре казачьей бытовой сказки.
Показать взаимосвязь с русскими народными сказками.
Воспитание интереса к жизни казаков

технология коммуникативного общения; проблемно-поисковая технология

картотека сказок и легенд;
конспект беседы

14.06.2018

«Казак и лиса»

Расширение представлений о жанрах кубанских сказок – сказок о животных.
Развитие умения отвечать на вопросы по содержанию сказки, умение объяснять непонятные слова.
Воспитание интереса к устному народному творчеству кубанских казаков

технология коммуникативного общения, деятельностная технология

картотека сказок и легенд;
рисование «Лиса»

15.06.2018

«Казак и птицы»

Расширение представлений о жанрах кубанских сказок – сказок о животных.
Развитие умения отвечать на вопросы по содержанию сказки, умение объяснять непонятные слова.
Воспитание интереса к устному народному творчеству кубанских казаков

технология коммуникативного общения, деятельностная технология

картотека сказок и легенд;
аппликация «Птицы у кормушки»

18.06.2018

«Козёл и баран»

Расширение представлений о жанрах кубанских сказок – сказок о животных.
Развитие умения отвечать на вопросы по содержанию сказки.
Дать представление о нравственных понятиях – дружелюбие, честность и порядочность.
Воспитание интереса к устному народному творчеству кубанских казаков

технология коммуникативного общения

картотека сказок и легенд;
рисование «Козёл и баран»

19.06.2018

«Непутёвая собака»

Расширение представлений о жанрах кубанских сказок – сказок о животных.
Развитие умения отвечать на вопросы по содержанию сказки, умение объяснять непонятные слова.
Дать представление о нравственных понятиях – верность и преданность.
Воспитание интереса к устному народному творчеству кубанских казаков

технология коммуникативного общения

картотека сказок и легенд;
рисование «Собака»

20.06.2018

«Казанок»

Расширение представления детей о жанре казачьей бытовой сказки.
Показать взаимосвязь с русскими народными сказками.
развивать умение отвечать на вопросы по содержанию сказки, назвать главных героев, давать нравственную характеристику их поступкам.
Воспитание интереса к жизни казаков

технология коммуникативного общения, деятельностная технология

картотека сказок и легенд;
аппликация «Казанок с кашей»

21.06.2018

«Как сотник дочь замуж выдавал»

Расширение представления детей о жанре казачьей бытовой сказки.
Развивать умение отвечать на вопросы по содержанию сказки, назвать главных героев, давать нравственную характеристику их поступкам.
Воспитание интереса к жизни казаков

технология коммуникативного общения

картотека сказок и легенд

22.06.2018

«Золотая крыса»

Расширение представлений о жанрах кубанских сказок – сказок о животных.
Развитие умения отвечать на вопросы по содержанию сказки, умение оценивать поступки героев, давать и нравственную характеристику. Воспитание интереса к жизни и быту казаков

технология коммуникативного общения

картотека сказок и легенд;
рисование «Золотая крыса»

25.06.2018

«Казак и солнце»

Расширение представления детей о жанре казачьей бытовой сказки.
Развивать умение отвечать на вопросы по содержанию сказки, назвать главных героев, давать нравственную характеристику их поступкам.
Воспитание интереса к жизни казаков

технология коммуникативного общения

картотека сказок и легенд;
аппликация «Иллюстрации к сказке»

26.06.2018

«Как казаки свинью туркам подсунули»

Дать представление детям о историческом прошлом казаков.
Показать, как казаки проявляли смекалку во время войны с турками.
Развивать умение отвечать на вопросы по содержанию, выражать своё отношение к поступкам героев.
Воспитание уважения к своей малой Родине, своему народу

технология коммуникативного общения

картотека сказок и легенд

27.06.2018

«Казак и гуси»

Расширение представлений о жанрах кубанских сказок – сказок о животных.
Развитие умения отвечать на вопросы по содержанию сказки, умение объяснять непонятные слова.
Воспитание интереса к устному народному творчеству кубанских казаков

технология коммуникативного общения

картотека сказок и легенд

Приложение