Здоровьесберегающие технологии в практике учителя начальных классов

Разделы: Коррекционная педагогика


Здоровьесберегающие технологии – неотъемлемая часть работы учителя. Особенно если он работает с детьми с ограниченными возможностями здоровья.

Ребенок с ОВЗ - это ребёнок с низкой работоспособностью, повышенной утомляемостью, с несформированной произвольностью психических процессов, вдобавок ещё и часто болеющий. Преодоление этих трудностей возможно только через создание здоровьесберегающей среды и правильного выбора форм, методов и приёмов коррекции.

Поэтому в своей работе учитель должен активно использовать как традиционные, так и нетрадиционные методы: артикуляционную гимнастику, пальчиковую гимнастику, массаж и самомассаж, гимнастику для глаз, Су-Джок терапию, биоэнергопластику, кинезиологические упражнения, дыхательную гимнастику.

Благодаря использованию здоровьесберегающих технологий у детей происходит:

- улучшение памяти, внимания, мышления;

- повышение способности к произвольному контролю;

- улучшение общего эмоционального состояния;

- повышается работоспособность, уверенность в себе;

- стимулируются двигательные функции;

- снижает утомляемость;

- улучшаются пространственные представления;

- развивается дыхательный и артикуляционный аппарат;

- стимулируется речевая функция;

- улучшается соматическое состояние.

Неотъемлемой и очень важной частью коррекционной работы является артикуляционная гимнастика.

Регулярное выполнение помогает: 

- улучшить кровоснабжение артикуляционных органов и их иннервацию (нервную проводимость)

- улучшить подвижность артикуляционных органов;

- укрепить мышечную систему языка, губ, щёк;

- уменьшить напряжённость артикуляционных органов.

Артикуляционную гимнастику с детьми нужно проводить с использованием зеркал. На сегодняшний день имеется много наглядных комплексов упражнений в альбомах, фотографии для демонстрации упражнений, используются наглядные модели, накоплен материал комплексов упражнений в виде презентаций PowerPoint.

Биоэнергопластика является новым и интересным направлением работы по развитию речи детей и включает в себя три понятия: био – человек, энергия – сила, пластика – движение. Биоэнергопастика направлена на совместные движения рук и артикуляционного аппарата, что способствует активизации естественного распределения биоэнергии в организме. Благодаря упражнениям на развитие биоэнергопластики у ребенка улучшается кровообращение, при этом укрепляются мышцы лица, развивается мелкая моторика рук и соответственно речь.

Упражнение на развитие биоэнергопластики.

«Дятел»

Тук-тук-тук,
Тук-тук-тук,
Раздаётся чей-то стук.

На первую строчку – постучать кулачком правой руки по раскрытой ладони левой, на вторую – наоборот, постучать кулачком левой руки по раскрытой ладони правой. Напряжённым кончиком языка постучать в верхние резцы, отчётливо произнося звук «д-д-д-д»

Это дятел на сосне

Соединить все пальцы правой руки, изображая клюв дятла, левую руку поднять, пальцы развести в стороны, изображая дерево. Напряжённым кончиком языка постучать в верхние резцы, многократно и отчётливо произнося «д-д-д-д»

Долбит клювом по коре.

На примере данного упражнения можно увидеть, как происходит соединение артикуляционного аппарата с движениями рук.

Фонетическая ритмика - обозначение звуков речи при помощи движений тела, тело нам подсказывает само и помогает произносить и закреплять звук. А также выполняет функцию формирования правильного речевого дыхания, с продолжительным выдохом.

Например:

  • Звук А – разводим руки в стороны, рисуя большой круг, рот широко открыт.
  • Звук У – губы вытягивает в трубочку, руки вместе и тянем из вперед, кисти на себя.
  • Звук О – чуть присели, руки подняли к верху и соединили, в овал, губы округлены.
  • Звук И – губы в улыбке, руки от груди тянем плавно в стороны. Звук Э – высовываем язык вперед и грозим пальчиком.
  • Звук К – руки перед собой в кулачках, резко опускаем их вниз и произносим К.
  • Звук С – насосы, накачиваем шину.
  • Звук Ш – развели руки в стороны и с длительным выдохом, произносим звук Ш, обхватываем себя руками за плечи.

При помощи данных упражнений можно предложить детям прочесть заданные слоги, написать любые слоги. Таким образом, мы еще и выполняем функцию развития звукового анализа и обучения чтению слогов при помощи тела.

Одной из форм оздоровительной работы является – пальчиковая гимнастика. Ученые, которые изучают деятельность детского мозга, психику детей, установили, что уровень развития речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Выполняя пальцами различные упражнения, ребенок достигает хорошего развития мелкой моторики рук, что способствует развитию внимания, мышления, памяти, благотворно влияет на развитие речи и готовит руку к письму. Интенсивное воздействие на кончики пальцев стимулирует прилив крови к рукам. Это благоприятствует психоэмоциональной устойчивости и физическому здоровью, повышает функциональную деятельность головного мозга, тонизирует весь организм.

Можно предложить детям самим придумать движения и продемонстрировать гимнастику в соответствии с текстом.

Сбил, сколотил – вот колесо.
Сел да поехал.  Ах, хорошо!
Оглянулся назад – одни спицы лежат.
Жил-был зайчик длинные ушки.
Отморозил зайчик носик на опушке.
Отморозил носик, отморозил хвостик
И поехал греться к ребятишкам в гости.
Там тепло и тихо, волка нет, и  дают морковку на обед.

Для организации коррекционно-образовательного и оздоровительного процесса с детьми  можно использовать самомассаж рук.

Под воздействием несложных массажных упражнений достигается нормализация мышечного тонуса, происходит стимуляция тактильных ощущений, а также под воздействием импульсов, идущих в коре головного мозга от двигательных зон к речевым, более благотворно развивается речевая функция.

Если пальчики грустят – доброты они хотят.   (пальцы плотно прижимаем к ладони)
Если пальчики заплачут – их обидел кто-то значит.   (трясем кистями)
Наши пальцы пожалеем – добротой своей согреем.   («моем» руки, дышим на них)
К себе ладошки мы прижмем,   (поочередно, 1 вверху, 1 внизу.)
Гладить ласково начнем.   (гладим ладонь другой ладонью)
Пусть обнимутся ладошки,
Поиграют пусть немножко.   (скрестить пальцы, ладони прижать, пальцы двух рук быстро легко стучат)
Каждый пальчик нужно взять
И покрепче обнимать.   (каждый палец зажимаем в кулачке, тихо звучит музыка (как фон))

Большие возможности в здоровьесбережении детей предоставляет дыхательная гимнастика. Александра Николаевна Стрельникова утверждала: «Люди плохо дышат, говорят, кричат и поют, потому что болеют, а болеют потому что не умеют правильно дышать. Научите их этому – и болезнь отступит».
Дыхательные упражнения проводятся со стихотворным и музыкальным сопровождением.

Часики

Часики вперёд идут, за собою нас ведут.

(И.п.- стоя, ноги слегка расставить. 1 - взмах руками вперёд «тик» (вдох) 2 - взмах руками назад «так» (выдох))

Петушок

Крыльями взмахнул петух,
Всех нас разбудил он вдруг.

(И.п.- Встать прямо, ноги слегка расставить,  руки в стороны - (вдох), а затем хлопнуть  ими по бёдрам, выдыхая произносить «ку-ка-ре-ку» повторить 5-6 раз.)

Самолётик - самолёт  (ребенок разводит руки в стороны ладошками вверх, поднимает голову, вдох) 
Отправляется в полёт (задерживает дыхание) 
Жу- жу -жу (делает поворот вправо) 
Жу-жу-жу (выдох, произносит ж-ж-ж) 
Постою и отдохну (встает прямо, опустив руки)
Я налево полечу (поднимает голову, вдох) 
Жу – жу – жу (делает поворот влево) 
Жу- жу –жу (выдох, ж-ж-ж) 
Постою и отдохну (встаёт прямо и опускает руки).
Носиком дышу, дышу свободно, глубоко и тихо,
Как угодно.
Выполню задание, задержу дыхание…
Раз, два, три, четыре снова дышим: глубже, шире.

Где же мы можем использовать дыхательную гимнастику? Да, в различных режимных моментах: как часть физкультурного занятия, в музыкальной образовательной деятельности, в утренней гимнастике, на прогулке, в игровой деятельности и т.д. Упражнения дыхательной гимнастики проводятся ежедневно в течение 5–10 минут в хорошо проветриваемом помещении.

Дыхательную гимнастику не рекомендуется делать детям, имеющим травмы головного мозга, травмы позвоночника, при кровотечениях, при высоком артериальном и внутричерепном давлении, пороках сердца и при некоторых других заболеваниях!

В коррекционной школе дыхательным упражнениям необходимо уделять особое внимание. Правильное речевое дыхание – основа для нормального звукопроизношения, речи в целом. Некоторые звуки требуют энергичного сильного выдоха, сильной воздушной струи.

Требования к выполнению дыхательных упражнений:

  • выполнять упражнения каждый день по 3–6 мин, в зависимости от возраста детей;
  • проводить упражнения в хорошо проветриваемых помещениях или при открытой форточке;
  • вдыхать воздух через рот и нос, выдыхать – через рот;
  • вдыхать легко и коротко, а выдыхать – длительно и экономно;
  • после выдоха перед новым вдохом сделать остановку на 2–3 сек.

«Аист» - стоять прямо, поднять руки в стороны, одну ногу, согнув в колене, вынести вперед и зафиксировать положение на несколько минут, удерживая равновесие; на выдохе опустить ногу и руки, тихо произнося «ш-ш-ш» (6-7 раз).

«Комарик» - сесть, ногами обхватить ножки стула, руки поставить на пояс. Вдохнуть, медленно повернуть туловище в сторону; на выдохе показать, как звенит комарик – «з-з-з»; быстро вернуться в исходное положение. Новый вдох – и поворот в другую сторону.

«Жук» - сесть, руки развести в стороны, немного отведя их назад – вдох. Выдыхая, показать, как долго жужжит большой жук – «ж-ж-ж», одновременно опуская руки вниз.

Для дыхательной гимнастики на индивидуальных занятиях можно подобрать разное оборудование: «Султанчики», цветные полоски для игры «Задуй свечу», восковые свечи, на которые так любят дуть дети, шарики.

Дыхательный тренажер представляет собой лист картона, на который наклеиваются разные цветные геометрические фигуры, картинки, буквы. На верхний край приклеивается бумажная салфетка любого цвета или кусочек кухонного бумажного полотенца, режем её по вертикали, не доходя до края. Ребёнку предлагаем подуть на «занавесочки», которые разлетаются в разные стороны и он видит картинку.

Коктельные трубочки для игр: «Буль – буль», «Буря в стакане»; «Прогони фасолинку», «Найди спрятанную картинку», «Нарисуй букву на крупе»; Пособия на сдувание «Сдуй бабочку», «Сдуй лист с дерева», «Сдуй снежинки».

Если мы хотим, чтобы у наших детей было хорошее зрение, мы должны на своих занятиях уделять достаточно много времени  гимнастике для глаз. Это должно стать нормой, правилом жизнедеятельности. За основу можно взять упражнения для профилактики нарушений зрения и активизации работы мышц глаз.

Так как детям сложно фокусировать взгляд на движущихся предметах можно использовать в работе яркие игрушки. Упражнения с детьми производить сидя, спина прямая, ноги свободно опираются на пол, голова в одном положении, работают только мышцы глаз.

Мы снежинку увидали - со снежинкою играли.
(Берут снежинку в руку, вытянуть снежинку вперёд перед собой, сфокусировать на ней взгляд.)
Снежинки вправо полетели, дети вправо посмотрели.
(Отвести снежинку вправо, проследить движение взглядом.)
Вот  снежинки полетели, глазки влево посмотрели. (Отвести её влево.)
Ветер снег вверх поднимал и на землю опускал……
(Поднимать снежинки вверх и опускать вниз. Дети смотрят вверх и вниз.)
Все! На землю улеглись. (Покружиться и присесть, опустив снежинку на пол.)
Глазки закрываем,  (Закрыть ладошками глаза.)
Глазки отдыхают. (Дети складывают снежинки и садятся на стулья.)

Игровой массаж и самомассаж БАТ

Использовать его нужно нормализации мышечного тонуса, опосредованного стимулирования речевой области в коре головного мозга, развития мелкой моторики, эмоционально-волевой сферы и оздоровления. Нейрофизиологи говорят: «Руки и уши – вышедший наружу мозг», потому что в этих частях тела находятся нервные окончания, БАТ, посылающие импульсы к разным частям тела и органам.

Расположение БАТ на голове:

- точка на лбу между бровями;

- точка по краям крыльев носа (снимаем заложенность носа и восстанавливаем обоняние);

- точки на ушной раковине - Аурикулярный массаж (аурикула – ушная раковина).

1. Самомассаж ушных раковин производим одновременно с обеих сторон с помощью подушечек большого и указательного пальцев рук

2. При этом используем такие приёмы массажа, как разминание, растирание, поглаживание.

3. Обязательно должны быть учтены гигиенические основы массажа.

4. Время, необходимое для самомассажа обеих ушных раковин, не превышает 2 минут.

5. Самомассаж ушных раковин можно проводить от 1–2 и более раз в день в зависимости от эффективности его действия и общего самочувствия.

Взяли ушки за макушки (Большим и указательным пальцами с обеих сторон)
Потянули…(Несильно потянуть вверх)
Пощипали…(Несильные нажимы пальцами)
Вниз до мочек добежали. (С постепенным   продвижением вниз)
Мочки надо пощипать: (Пощипывание в такт речи)
Пальцами скорей размять... (Приятным движением разминаем между пальцами)
Вверх по ушкам проведём (Провести по краю уха, слегка сжимая большим и указательным пальцами)
И к макушкам вновь придём.      

Упражнение для профилактики простудных заболеваний

«Наступили холода»

Ехать в поезде тепло, поглядим-ка мы в окно.
А на улице зима, наступили холода.
Да-да-да - наступили холода.  (Потереть ладошки друг о друга.)
Да-да-да - превратилась в лёд вода.
Мягко провести большими пальцами рук по шее сверху вниз.
Ду-ду-ду - поскользнусь я на льду. (Указательными пальцам Приставить ладони ко лбу и помассировать крылья носа.)
Ду-ду-ду -
Я на лыжах иду. (Растереть ладонями уши.)
Ды-ды-ды - на снегу есть следы.  (Приставить ладони ко лбу «козырьком» и энергично  растирать лоб движениями в стороны - к середине лба.)
Ди-ди-ди - ну, заяц. Погоди! (Погрозить пальцем.)

В качестве уникального средства для развития речи, поддержания здоровья с помощью воздействия на определенные точки кисти рук можно использовать достижение восточной медицины – элементы СУ-ДЖОК терапии.

Су-Джок терапия – это последнее достижение восточной медицины. В переводе с корейского языка Су – кисть, Джок – стопа. Су-Джок терапия оказывает воздействие на биоэнергитические точки с целью активизации защитных функций организма и направлена на воздействие зон коры головного мозга с целью профилактики речевых нарушений.

 Применяются 2 предмета:

1. Массажный шарик – прокатывая его между ладоней, улучшается тонус мышц, мелкая моторика.

Я мячиком круги катаю, взад – вперед его гоняю.
Им поглажу я ладошку, будто я сметаю крошку.
И сожму его немножко, как сжимает лапы кошка.
Каждым пальцем мяч прижму, и другой рукой начну.

2. Массаж пальцев эластичным кольцом – пружинное кольцо надевается на пальчики ребенка и прокатываются по ним. Массируем палец до покраснения и появления ощущения тепла. Чтоб процесс массажа не был скучным, подключаются разные стихотворные тексты.

Катится колючий ёжик, нет ни головы ни ножек
По ладошке бежит и пыхтит, пыхтит, пыхтит.
(катаем шарик слегка сжимая ладонями прямыми движениями между ладонями)
Мне по пальчикам бежит и пыхтит, пыхтит, пыхтит.
Бегает туда-сюда, мне щекотно, да, да, да.   (движения по пальцам)
Уходи колючий ёж в тёмный лес, где ты живёшь!
(кладём в ладонь шарик и берём подушечками пальцев)

Цель массажа: воздействовать на биологически активные точки по системе Су-Джок, стимулируя речевые зоны коры головного мозга. Поистине удивительные результаты даёт массаж кистей рук с помощью шарика Су-Джок, пружинок, прищепок, плодов каштанов, грецкого ореха, шестигранного карандаша и других подручных предметов.

Ещё одним метод здоровьесбережения - кинезиология. Кинезиология – наука о развитии головного мозга через определённые двигательные упражнения. Основателями кинезиологии являются  американские педагоги, доктора наук Пол и Гейл Деннисоны. Как справедливо заметил Мишель де Монтель мозг, хорошо устроенный, стоит больше, чем мозг, хорошо наполненный.

В работе можно применять упражнения Аллы Леонидовны Сиротюк такие как: "Колечко", "Кулак-ребро-кулак", "Ухо-нос" и т.д.

«Кулак-ребро-ладонь»
«Кулак-ребро-ладонь» - четыре положения руки на плоскости последовательно сменяют друг друга. Выполняется сначала правой рукой, затем левой рукой. Затем двумя руками одновременно.
Ладошки вверх,
Ладошки вниз,
А теперь их на бочок -
И зажали в кулачок.

«Зеркальное рисование». Это рисование двумя руками одновременно, при выполнении этого задания расслабляются руки и глаза, способствует синхронизации работы полушарий головного мозга, что позволяет более эффективно корректировать отклонения в развитии речи детей. Эти упражнения способствуют синхронизации работы полушарий головного мозга, что позволяет более эффективно корректировать отклонения в развитии речи детей.

Кинезиологические упражнения синхронизируют работу полушарий, способствуют улучшению запоминания, повышают устойчивость внимания, облегчают процессы письма.

Для подготовки к восприятию текста (к чтению) можно использовать в работе следующие упражнения:

- Мельница – перекрестные движения ладоней к коленям.

- Движение глаз по знаку бесконечности – демонстрируется карточка перед глазами детей.

- Зевание со звуком.

- Подышать животиком.

- Музыкотерапия и тонирование.

Тонирование представляет собой произнесение или напевание гласных звуков, ежедневно в течение 5 минут рекомендуется выполнять следующие упражнения.

  • «Мычание» – расслабить челюсть и ощутить энергию мычания внутри организма. Можно положить руки к щекам и следить, как генерируется вибрация во рту. Это упражнение восстанавливает голос в случае ларингита и подготавливает связки перед речевой нагрузкой.
  • «А-А-А» расслабили челюсть и произносим звук вместе с выдохом.
  • «И-И-И» - действует как кофеин, может после усталости повысить активность организма и стимулировать мозг.

Зрительные тренажеры

"Флажки" Изготовлена подставка, на которой находятся 4 флажка на палочке: синего, красного, желтого и зеленого цвета. Во время физпаузы, для снятия усталости с глаз, перед сменой вида деятельности, берется флажок определенного цвета и предлагается следить за тем, что учитель будет рисовать флажком в воздухе, это может быть фигура, буква. Например, для активизации умственной деятельности, снижения тормозных процессов берется флажок синего (голубого) цвета и рисуется им фигура (прямоугольник, рисую в одну сторону 3–4 раза; круг в другую сторону).

Здесь подключается уже в работу цветотерапия.

Так, зеленый цвет (цвет оптима) - вызывает у ребенка интерес к познанию, настраивает на работу. Рекомендуется его использование после эмоционального возбуждения и двигательной активности, создает настроение.

Красный цвет – используем для активизации физиологических процессов. Желтый цвет - центр наибольшей светимости в спектре, тем самым стимулирует зрение, снимает нервное напряжение, успокаивает.

Тренажер "Солнышко"

Изготавливаются 2 рукавички, сшитые из темной ткани, в центре ладошек расположены желтые диски, это солнышко. Детям предлагается молча следить за движением солнышка, рука отводится в сторону, затем ее убираем, двигаем другой рукой. Движения идут вправо- влево, вверх – вниз. «Солнышко поднялось на небе высоко-высоко, потом закатилось за гору спать…».

В результате использования приёмов здоровьесберегающих технологий в работе с детьми с ОВЗ:

- повышается уровень обучаемости, улучшаются внимание;

- корректируется поведение и преодолеваются психологические трудности снимается эмоциональное напряжение и тревожность;

- повышается речевая активность;

- развиваются глазодвигательные мыщцы и снимается усталость с глаз, развивается общая и мелкая моторика;

- формируются двигательные умения и навыки;

- формируется правильное речевое дыхание.

Литература

  1. Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе 1-4 классы. М.: Вако. 2004.
  2. Лецких А.А. «Подвижный» способ обучения и его влияние на развитие учащихся // Завуч начальной школы. 2004. №1.
  3. Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в современной школе. М.: АПК ПРО. 2002.
  4. Тукачёва С.И. Физкультминутки. Волгоград: Учитель. 2005.
  5. Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе. 1-4 классы. М.: «ВАКО», 2004, 296 с. - (Педагогика. Психология. Управление).
  6. Кукушин В.С. Теория и методика обучения. - Ростов н/Д.: Феникс, 2005. - 474 с.
  7. Менчинская Е.А. Основы Здоровьесберегающего обучения в начальной школе: Методические рекомендации по преодолению перегрузки учащихся / Е.А.Менчинская. – М. : Вентана-Граф, 2008. – 112 с. – (Педагогическая мастерская).

30.10.2018