Исправление сигматизма шипящих звуков у дошкольников с ОВЗ

Разделы: Логопедия


Исправление нарушений произношения звука «Ш»

I. Постановка звука «Ш» по подражанию

Логопед предлагает ребенку изобразить, как шипит змея? Как осенние листья шуршат?.. К сожалению, в настоящее время такой способ постановки звука «Ш» практически не работает. Но мы помним о нем и пробуем ставить звуки по подражанию, если у ребенка хорошо развит фонематический слух и артикуляционная моторика.

II. Постановка звука «Ш» от артикуляционных упражнений

Ребенок должен открыть рот, «сделать чашечку» языком и прислонить «ее край» (широкий кончик языка) к верхним резцам (к самой их вершине или немного спереди – с наружной стороны). В этом положении ребенок должен дуть на «край чашечки», чтобы остудить налитый в нее чай. Выдох должен ощущаться на приставленной ко рту ладони. Будет слышаться неясный свистящий звук. Потом «чашечку» нужно будет занести в рот так, чтобы не расплескать чай.  «Край чашечки» при этом должен не отрываясь скользить сначала по внутренней стороне верхних резцов, потом по небу до альвеол. Все это время ребенок должен продолжать дуть. Нечеткий свист постепенно заменится на «С-с-с», затем послышится звук «Ш» (несколько жесткий из-за слишком широко открытого рта).  Все это ребенок должен выполнять по беззвучному показу. Когда ребенок научится «заносить чашечку» в рот и произносить звук «Ш», обратите его внимание на этот звук и скажите, что так шипит змея.

III. Постановка звука от опорных звуков

Опорными для звука «Ш» являются звуки «С» и «Т». Звуки «Ш» и «Т» одинаковые по месту образования - переднеязычные. Звуки «Ш» и «С» одинаковые по способу образования – щелевые.

* Предложите ребенку изобразить, как едет паровозик. При открытом рте в медленном темпе 4–5 раз с придыханием произнести звук «Т», ударяя кончиком языка в бугорочки за верхними зубами. Затем, постепенно удлиняя выдыхаемую струю (паровозик останавливается и выпускает пар из трубы: «ТШШШШШ»).

* Ребенок должен длительно произнести звук «Т», приставив широкий кончик языка к верхним резцам, вторым будет слышаться свистящий звук. Пусть этим вторым звуком он «целится» себе в ладонь. Затем, широко улыбнувшись, ребенок должен длительно произнести звук «Т», прикасаясь широким языком к альвеолам. Предварительно можно ощупать во рту то место, куда нужно будет поставить язык.  Вторым звуком будет слышаться шипящий. Укажите ребенку на этот не очень отчетливый шипящий звук и скажите, что так шипит змея. Предложите ребенка пошипеть, неплотно сомкнув зубы. «Змеиное шипение» должно ложиться на ладонь горячей широкой струей. Губы должны быть в широкой, открывающей верхние и нижние резцы, улыбке. Во время длительного произнесения звука «Ш» большим и средним пальцами слегка нажмите на щеки ребенка около уголков его рта так, чтобы губы округлились рупором. От этого произношение станет совсем точным. Обратите внимание ребенка на получившийся звук и скажите ему, что так «шипит змея». Переходите к произношению слогов (Научите «змею разговаривать» или «читать»). Когда звук «Ш» будет произноситься ребенком безошибочно, сообщите ему, какой звук он научился произносить.

* Предложите ребенку прислонить кончик языка к верхним резцам (покажите ему, как это сделать) и вслед за вами произнести звук «С». Если не получится, надо начать длительно произносить звук «С» при нижнем положении языка и в это время вести языком по передним зубам, переходя с нижних на верхние и следя за тем, чтобы звучание не изменялось. В то время, когда ребенок будет тянуть звук «С» на верхних зубах надо вести языком по нёбу. Посоветуйте ребенку «ползти» кончиком языка к альвеолам, как бы «нащупывая дорогу» Губы ребенка постоянно должны находиться в улыбке, такой, чтобы были видны верхние и нижние резцы. Во время длительного произнесения звука «Ш» нажмите большим и средним пальцами руки на уголки рта ребенка и слегка выдвиньте вперед его губы. Теперь можно будет сообщить ребенку, какой звук он выговаривает, и закрепляйте звук Ш в слогах.

IV. Постановка звука «Ш» с механической помощью

Логопедические зонды «Рогатка», «Шпатель», «Широкая и узкая лопатки» используются как для подготовки артикуляционного аппарата к произношению, так и непосредственно для постановки шипящих звуков. «Рогатка», например, удобна для пассивной гимнастики языка, а «Широкая лопатка» помогает ставить звук «Ш» у детей, имеющих аномальное строение артикуляционного аппарата, в том числе узкий язык.

* Ребенок произносит несколько раз слог СА и логопед вводит под язык зонд № 5. С его помощью переводит кончик языка в верхнее положение и регулирует степень его подъема до появления нормально звучащего звука «Ш». Логопед фиксирует зонд в этом положении, просит ребенка вновь произнести этот же слог и вслушаться. После нескольких тренировок в произнесении ША с помощью зонда логопед фиксирует внимание ребенка на положении языка и закрепляет нужную позицию без механической помощи.

* Ребенок длительно произносит звук «С» при верхнем положении языка. Губы должны быть в улыбке, открывающей верхние и нижние резцы. Между зубами должна быть небольшая щель. Во время такого произношения введите в рот ребенка шпатель и, надавливая им на кончик языка, медленно продвигайте язык вглубь до тех пор, пока не послышится звук «Ш». Ребенок должен закусить шпатель зубами и продолжать «шипеть». В это время округлите губы ребенка, нажав пальцами на уголки его рта. Послышится полноценный звук «Ш».

* Попросите ребенка открыть рот и сделать упражнение «Грибок». Затем логопед подкладывает ребенку под язык свой большой палец в горизонтальном положении, прижимая среднюю часть языка к нёбу. Ребенок делает сильный продолжительный выдох, а логопед при этом регулирует щель за счет давления пальцем. Затем ребенок выполняет упражнение самостоятельно, подкладывая под язык свой палец. Освоив артикуляцию, ребенок произносит звук «Ш» без помощи пальца.

Исправление нарушений произношения звука «Ж»

Чаще всего, после проведенной работы по автоматизации звука «Ш», звук «Ж» появляется в речи ребенка автоматически, т.к. два этих звука имеют абсолютно идентичный артикуляционный уклад. Достаточно обратить внимание ребенка на то, что при произнесении звука «Ш» горлышко молчит, а если прибавить голосок, то послышится звук «Ж», голышко «задрожит».

Исправление нарушений произношения звука «Щ»

* Учитывая взаимосвязь в движениях языка и губ можно предложить ребенку при длительном произнесении звука «Ш» растянуть губы в улыбку, при этом язык передвигается и слышится мягкий «Щ».

* Можно поставить звук «Щ» от сохранного звука «Ч». Достаточно попросить ребенка произнести звук «Ч» протяжно и обратить внимание на то, какой шипящий звук он слышит. Расщепление звука «Ч»  и отделение взрывного элемента, от фрикативного, как правило, не вызывает затруднений.

* Ребенок вслед за логопедом произносит пары переднеязычных звуков, отличающихся между собой по признаку  твердости – мягкости: «Т – Ть», «Д – Дь»,  «С – Сь»,  «З – Зь» Затем логопед называет первый твердый звук, а ребенок должен назвать парный мягкий. После этого назовите звук «Ж» и сразу произнесите его мягко «Жь». Пусть ребенок повторит это за вами. Предложите ребенку подобрать мягкую пару к звуку «Ш».

* Предложите ребенку длительно произнести звук «Ж», переходя на тихое, шепотное его звучание «Жь – Щ».

* И, наконец, в крайнем случае, можно прибегнуть к механической помощи, поставив звук «Щ» от звука «Сь».

Исправление нарушений произношения звука «Ч»

* Ребенок по показу логопеда произносит звук «Ть- Ть – Ть», отодвигая кончик языка дальше вглубь от верхних резцов. Губы при этом округляются и слегка вытягиваются вперед. Получается звук близкий к «Ч». Можно сказать, что так стрекочет кузнечик: «Он высоко прыгает в траве, так же, как твой язычок за верхними зубами. Слышишь, Ч – прыгнул, Ч – прыгнул».

* Правильного звучания «Ч» можно добиться путем слитного произношения звукосочетания «ТЩ». Сначала медленно, а затем в быстром темпе.

* При многократном произнесении ребенком  слога ТИ нажимать большим и указательным пальцами на щеки, прижимая их к коренным зубам. Будет слышаться ЧИ.

*Можно прибегнуть к механической помощи, поставив звук «Ч» от звука «Ть». Логопед в процессе многократного произнесения ребенком прямого слога ТИ или обратного слога АТь, приподнимает его язык зондом № 5 (или шпателем) и одновременно отодвигает его назад.

Список использованной литературы

  1. Богомолова А.И. Логопедическое пособие для занятий с детьми. – СПБ: Библиополис, 1995.
  2. Парамонова Л.Г. Логопедия для всех. – СПб: Питер, 2009.
  3. Поваляева М.А. Справочник логопеда /М.А.Поваляева. – Изд.6-е, Ростов н/Д: Феникс. 2006.
  4. Правдина О.В. Логопедия. / Учеб. пособие для студентов дефектолог. фак-тов пед. ин-тов. Изд. 2-е, доп. и перераб. М.: «Просвещение», 1973. Логопедия: Учебник для студентов дефектол. фак. пед. вузов / Под ред. Л.С.Волковой, С.Н.Шаховской. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998.
  5. Филичева Т.Б. и др. Основы логопедии; Учебн. Пособие для студентов пед. ин-тов по спец. «Педагогика и психология» (дошк)»/ Т.Б.Филичева, Н.А.Чевелёва, Г.В.Чиркина. – М.: Просвещение. 1989.
  6. Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного звукопроизношения: Практикум по логопедии: Учеб. пособие для учащихся пед. уч-щ по спец. № 03.08 «Дошк. воспитание» М.: Просвещение.