Научное шоу «Империя чуда» (cтарший дошкольный возраст)

Разделы: Работа с дошкольниками


Цель: формировать у детей познавательные способности.

Задачи:

  • научить проводить опыты с использованием подручных средств и предметов;
  • развивать навыки анализа, умение решать познавательные задачи;
  • воспитать интерес к экспериментальной деятельности.

Материалы и оборудование:

  • Для опыта «Как налить воду с горкой?» потребуется: стакан, тонкая кисть, растительное масло, вода подкрашенная (холодная), горсть шайб (гаек, монет или любых других металлических предметов).
  • Для опыта «Убегающие чаинки» потребуется: вода, чай, тарелка, жидкость для мытья посуды.
  • Для опыта «Бутылкофон» потребуется: две пластиковые бутылки (1 литр и 0,75 литра), ножницы, вода.
  • Для опыта «Удерживаем воду в дырявом пакете» потребуется: четыре остро наточенных карандаша, подкрашенная вода, глубокая тарелка, целлофановый пакет, нитки.
  • для опыта «Удерживаем воду в перевёрнутом стакане» потребуется: вода, стакан, пластиковая крышка.
  • Для опыта «Море в стакане» потребуется: стакан, зажигалка, маленькая свечка в гильзе, подкрашенная вода, тарелка.

Медали: «за любознательность», «За усердие», «За стремление к знаниям»; фишки по количеству зрителей, кубок «Гений науки».

Предварительная работа. Предварительно выучить с детьми демонстрируемые в конспекте опыты, выучить восточный танец.

Ход научного шоу

(Зрители заходят в группу и берут по одной фишке, садятся)

(звучит музыка, выходит ведущий)

Ведущий: Добрый день дорогие друзья! Мы рады видеть вас на нашем научном шоу «Империя чуда»!

Сегодня за кубок «Гений науки» будут бороться самые эрудированные, самые опытные, перспективные молодые исследователи!

Итак, встречаем их бурными аплодисментами!

(Заходят ученые.)

Ведущий: Добрый день, дорогие участники нашего научного шоу. Расскажите нам немножко о себе.

Участники:

  1. Добрый день! Меня зовут Света Р. Я очень люблю экспериментировать. Сегодня я вам покажу мои самые любимые опыты. Вы увидите, как это интересно и увлекательно.
  2. Здравствуйте! (поклон) Я, Никита С., будущая звезда науки. Когда я вырасту, открою в нашем городе научный центр.
  3. Добрый день, дорогие друзья! Меня зовут Артем Т. Мое призвание – наука! Когда я вырасту, то удивлю мир научными открытиями.

Ведущий: Давайте поаплодируем нашим участникам! и пожелаем им удачи в предстоящей научной борьбе.

Ведущий: Прежде чем начать состязание, хочу объявить результаты жеребьевки, которая прошла накануне.

  • Света Р. выступает под №1;
  • Никита С. выступает под №2;
  • Артем Т. выступает под №3.

Ведущий:

Жеребьевка сохраняется до конца шоу, а кто же из участников получит кубок «Гения науки», решат зрители. Для этого, после окончания шоу вам нужно отдать свой голос (фишку), за понравившегося участника. Участник, набравший наибольшее количество фишек становится победителем научного шоу «Империя чуда».

Основная часть

Ведущий: А сейчас перед вами выступит участник под №1 Света Р. Давайте поаплодируем.

Света Р. Я хочу показать «Как можно налить воду с горкой?»

Горку можно соорудить практически из чего угодно – из песка, соли, сахара и даже из одежды. А можно ли сделать горку из воды? Сейчас мы это проверим.

Описание опыта:

  1. Берем стакан и смазываем его края растительным маслом.
  2. Теперь наполняем стакан водой до краев.
  3. Аккуратно опускаем в стакан с водой по одной монетке. Вода понемногу начнет приподниматься, образуя горку. Поверхность воды надуется, словно воздушный шарик. (Считает монетки) на 5 монетке шарик лопнул, и вода потекла по стенкам стакана.

Вывод: горка получилась, потому что на поверхности воды образовалась тонкая пленка из молекул, она более прочная, чем жидкость внутри объема.

Ведущий: А сейчас выступит участник под №2 Никита С.

Никита Р. Опыт, который я подготовил, называется «Убегающие чаинки».

Вода состоит из очень маленьких частиц – молекул. Молекулы притягиваются друг к другу, между ними есть связь. Поэтому вода не распадается на отдельные молекулы. Что же будет, если эту связь нарушить?

Описание опыта:

  1. Наливаем воду в тарелку.
  2. Насыпаем чай в тарелку с водой. Чай нужно сыпать по всей поверхности.
  3. Обмакиваем палец в жидкость для мытья посуды. Затем дотрагиваемся этим пальцем до поверхности воды и смотрим. Чаинки разбегаются к краям тарелки.

Вывод: Капля жидкости для мытья посуды разрушила связь между молекулами воды и поэтому молекулы воды «убегают» к краям тарелки, увлекая за собой чаинки.

Ведущий: Следующий участник, который выступит под №3 это Артем Т.

Артем Т. Я хочу вам показать опыт «Бутылкофон».

То, что слышит человек, это музыкальные звуки и шумы. Музыкальные звуки - это пение, звучание музыкальных инструментов. В своем опыте я покажу как можно получить такие звуки из пластиковых бутылок.

Описание опыта: взрослый ассистирует.

  1. Отрезаем у большой бутылки горлышко, а у меньшей дно.
  2. Наполняем большую бутылку водой (оставляем 2 см от края)
  3. Вставляем меньшую бутылку внутрь большей, дуем в горлышко. Поднимаем меньшую бутылку вверх по 2 см и дуем в нее. Бутылка звучит.

Вывод: Когда мы дуем, в бутылке возникают колебания. Если маленькую бутылку приподнимать, то воздуха в бутылке будет больше, колебания будут другие, поэтому звуки мы слышим разные.

Ведущий: Какие интересные, познавательные и необычные эксперименты показали нам наши участники. Пока наши молодые исследователи готовятся ко второй части шоу, предлагаю посмотреть восточный танец. Встречайте, звезда востока Ангелина А.

(восточный танец)

Ведущий: Спасибо Ангелина, за прекрасный танец. Давайте проводим ее бурными аплодисментами.

Ведущий: Ну а мы продолжаем наше шоу.

Света Р. Своим последним опытом я хочу всех удивить. Я вам покажу как можно удержать воду в перевернутом стакане.
Весь воздух нашей планеты – это атмосфера. Воздух давит на поверхность Земли и на все предметы, которые на ней находятся. Это называется атмосферным давлением. Давайте посмотрим, как можно удержать воду в перевернутом стакане.

  1. Наполняем стакан водой наполовину.
  2. Берем пластиковую крышку от какой-либо емкости. Крышка должна быть в два раза больше в диаметре, чем стакан. Накрываем стакан крышкой.
  3. Переворачиваем стакан, придерживая крышку и аккуратно ее отпускаем. Крышка не падает, а вода не проливается.

Вывод: На крышку сверху давит слой воды. С другой стороны, на нее давит атмосферное давление. Атмосферное давление больше (сильнее), чем давление слоя воды, поэтому крышка не падает.

Никита С. Я сейчас покажу, как можно удержать воду в дырявом пакете.

Все вещества состоят из маленьких частиц – молекул. Между молекулами есть связь, если разорвать эту связь, то частицы будут притягиваться друг к другу. Это явление поможет нам увидеть, как продырявленный пакет не протекает.

Описание опыта: взрослый ассистирует.

  1. Берем целлофановый пакет, наполняем наполовину его водой. Проверяем, что пакет целый и нигде не протекает.
  2. Завязываем сверху. Приподнимаем пакет, под него ставим тарелку.
  3. Осторожно протыкаем пакет так, чтобы карандаш вышел с другой стороны пакета. Так же поступаем с остальными карандашами.

Вывод: Молекулы притягиваются друг к другу, за счет этого целлофан как бы «затягивается» вокруг карандашей.

Артем Т. Плавающая свеча похожа на маленький кораблик. Давайте отправим ее плавать и представим, что море плещется прямо в тарелке.
Опыт называется «Море в стакане».

Описание опыта: взрослый ассистирует.

  1. Наливаем в тарелку немного воды, подкрашенной синей краской.
  2. В центр тарелки помещаем свечу, поджигаем ее (поджигает взрослый)
  3. Держим стакан вверх дном над свечкой, ждем, пока он немного нагреется. Затем резко опускаем стакан на свечу, прижимая его края ко дну тарелки. Наблюдаем, что происходит с водой.

Вывод: Для процесса горения необходим кислород. Когда мы накрыли свечу стаканом, кислород, который был в стакане, быстро сгорел. Образовался вакуум, поэтому воду как бы «засосало» в стакан.

Ведущий: Наши участники сегодня показали все свои умения и знания. Они очень волновались и переживали! Ну, а кто был самым лучшим и, кто достоин кубка «Гений науки» решать вам, дорогие гости (зрители). Поддержите своего любимого участника и отдайте за него свой голос. А сейчас предлагаю перейти к голосованию.

Воспитатель: Итоги подведены и скоро мы узнаем кто же лучший из лучших! Итак, медаль «За любознательность» вручается Свете Р. Медаль «За усердие» вручается Никите С. Медаль «За стремление к знаниям» вручается Артему Т.

А сейчас наступил самый интригующий момент, кому же достанется кубок «Гений науки». Кубок «Гений науки» достается Свете Р.

Аплодисменты!!!

Итог

Наше научное шоу «Империя чуда» подошло к концу! Желаю новых открытий и научных достижений! До свидания! До новых встреч!

Литература

  1. Зарапин В.Г. Научные опыты с водой / В.Г. Зарапин, А.О. Караваева. – М.: Эксмо, 2014. – 96 с.: ил. – (Опыты для детей).