Движение воды в океане. 6-й класс

Разделы: География


Класс: 6.

Цель и задачи урока:

  • Познакомить учащихся с новыми понятиями и определениями,
  • Продолжить формировать у учащихся представление о свойствах воды – познакомить учащихся с видами движения воды в океане.
  • Рассмотреть с учащимися особенности и причины образования некоторых видов движений воды в океане,
  • Познакомить учащихся с правилами безопасного поведения на воде,
  • Продолжить формировать у учащихся умение работать с географической картой,
  • Развивать умение строить причинно-следственные связи,
  • Использовать элементы ландшафтотерапии.

Учебно-наглядный комплекс:

  • Физическая карта Мирового океана,
  • Карта полушарий,
  • Карта России,
  • Картины И.К. Айвазовского,
  • Схемы: ветровые волны, образование цунами, прилив – отлив.
  • Выставка книг, посвященная данной тематике,
  • Доклады учащихся.
  • Иллюстрации водных видов спорта,
  • Аудиозапись «Море, прибой, шторм».

Формы проведения урока:

  • Повторение уже известных и знакомство с новыми понятиями и определениями,
  • Работа с картинами, хрестоматиями и книгами для создания образа различных видов волн в океане,
  • Беседа о волнах в океане и причинах, которые их вызывают,
  • Работа с географическими картами – определение районов Мирового океана, отличающихся наиболее значительными волнами,
  • Доклады учащихся.

Интеграция: с литературой, мировой художественной культурой, изобразительным искусством, физической культурой.

Термины и понятия: ветровая волна, длина волны, высота волны, гребень, прибой, цунами, солитон, прилив, отлив.

Географические объекты: Залив Фанди, Пенженская губа, Тихий океан.

Содержание

I. Организационный момент

II. Повторение

2.1. Проверка повторения домашнего задания по учебнику, §19-20 «Свойство вод Мирового океана».

2.2. Во время устного опроса учащихся по параграфу, проводится работа с индивидуальными карточками.

Карточка № 1.

1. Дайте определение:

Рельеф - …..

Гора - ….

2. Установите соответствие:

Высота

Вид горы

А. 0 – 200 м

 1. Плоскогорье

Б. 200 – 500 м

 2. Возвышенность

В. 500 м и выше

 3. Низменность

Карточка № 2.

1. Дайте определение:

Рельеф - …

Равнина - ….

2. Установите соответствие:

Высота

 Вид горы

А. до 1000 м

 1. Средние

Б. 1000 – 2000 м

 2. Высокие

В. Более 2000 м

 3. Низкие.

Карточка № 3.

1. На поверхности Земли над очагом землетрясения расположен:

А. вулкан
Б. гейзер
В. Кратор
Д. эпицентр
Г. Жерло

2. В центре Земли находятся:

А. мантия
Б. эпицентр
В. Ядро
Г. Земная кора

3. Расплавленная масса в недрах Земли называется:

А. плазмой
Б. лавой
В. Магмой
Г. Пеной

Карточка № 4.

1. Какими цифрами на карте обозначены:

А. Северный полюс
Б. экватор
В. Южный тропик
Г. Меридиан

2. Условная линия на географической карте, разделяющая Землю на западноеи восточное полушарие называется:

А. Северным тропиком
Б. Южным тропиком
В. нулевым меридианом
Г. Экватором

3. От экватора отсчитывается:

А. западная и восточная долгота
Б. северная и южная долгота
В. Западная и восточная широта
Г. Северная и южная широта

Карточка №5.

1. Географическая долгота бывает:

А. западная и южная
Б. западная и северная
В. Западная и восточная
Г. Южная и северная

2. Условная линия на географической карте, разделяющая Землю на северное и южное полушарие, называется:

А. северным тропиком
Б. южным тропиком
В. Нулевым меридианом
Г. Экватором

3. От нулевого меридиана отсчитывается:

А. северная и южная долгота
Б. западная и восточная широта
В. Западная и восточная долгота
Г. Северная и южная долгота

2.3. Работа с классом.

На доске написан кроссворд. После прочтения вопросов из кроссворда учащиеся вписывают ответы в сетку на доске.

Вопросы кроссворда:

1. Единица измерения температуры.

2. Единица измерения солёности воды.

3. Название острова, имеющего координаты 660 с.ш., 200 з.д.

4. Часть океана, отделенная от него островами и полуостровами и отличающаяся от него свойствами воды, обитателями.

5. Участки материков и островов, глубоко вдавливающиеся в океан.

6. Одно из свойств океанической воды, связанное со способностью воды растворять вещества.

7. По контуру определите название материка.

8. Обширное пространство Земли, омываемое морями и океанами.

9. Группа островов, находящихся близко друг от друга.

10. Вдающаяся в сушу часть океана, моря или озера.

III. Новый материал

3.1. Подготовка к активной познавательной деятельности.

Сегодня на уроке мы с вами продолжим знакомство со свойствами вод Мирового океана. А что это за свойство Вы узнаете из стихотворения М.Ю.Лермонтова «Гроза».

Ревёт гроза, дымятся тучи,
Над тёмной бездною морской,
И хлещут пеною кипучей,
Толпятся, волны меж собой.

- О чём идёт речь в этом стихотворении? (о грозе, о тучах и о волнах).

3.2. Объявление темы.

Мы с вами сегодня будем знакомится с волнами. Запишите тему урока «Волны в океане».

3.3. Установка познавательной задачи.

 На уроке мы с вами познакомимся с причинами образования волн, с проблемами, которые они вызывают.

3.4. Усвоение новых знаний.

- Как вы думаете, что является причиной образования волны?

Одной из причин, вызывающих волны является ветер – это ветровые волны…

Ветер, ветер! Ты могуч,
Ты гоняешь стаи туч,
Ты волнуешь сине море,
Всюду веешь на просторе.

Ветер заставляет подниматься вверх воду – возникает гребень волны. А когда вода опускается, образуется подошва волны.

3.5. Работа с тетрадью.

- Откройте тетради и давайте зарисуем схему волны. (При зарисовке разбираем строение волны).

- Попробуйте сформировать определение:

  • Высота волны – это расстояние от подошвы до гребня.
  • Длина волны – это расстояние между двумя соседними гребнями.

3.6. Работа с учебником.

- Откройте учебник на странице ____ и проверьте, составление Вами, определения.

- Допишите определения гребень и подошва.

- Как вы думаете, в глубине морей и океанов волны есть? Объясните свой ответ.

Ветровые волны охватывают только верхние слои воды, толщиной 200 метров. С глубиной высота ветровых волн постепенно уменьшается.

- Прочитайте и выберите из учебника, как называются волны, также вызванные ветром.

Фёдор Иванович Тютчев так в своих стихотворениях описал зыбь и прибой.

 Зыбь, ты великая, зыбь ты морская,
Чей это праздник так празднуешь ты?
Волны несутся, гремя и сверкая,
Чуткие звёзды глядят с высоты.

 Волн неистовых прибоем,
Беспрерывно вал морской
С рёвом. Свистом, визгом, воем,
Бьёт в утёс береговой …
Но о камне неизменный
Бурный натиск преломив,
Вал отбрызнул сокрушённый,
И струится мутной пеной
Обессиленный порыв…

3.7. Демонстрация картин И.К.Айвазовского.

О морских волнах писал Иван Константинович Айвазовский. Вот некоторые из них.

Пейзажи моря и волны восхищали не только художников. В 1957 году во Франции нашлись смельчаки, решившие покорить волну на доске. Так появился новый вид спорта – серфинг. Столицей этого вида спорта стал город Биаррии. Через десятилетие появился другой вид спорта – вингсерфинг. К доске приделали парус. Такой вид спорта, не только улучшает физическое состояние человека, но и его эмоциональное состояние. Мы с вами уже говорили на уроке о том, что вода даёт человеку жизнь, но также и отнимает её. Поэтому любое пребывание на воде требует от человека выполнения правил поведения. Они выработаны в результате работы на досках и при подготовке новичков, первое что делает инструктор, это знакомит его с ними.

3.8. Физкультурная минутка. Игра «Море волнуется раз…» проводится под музыкальное сопровождение.

- Но не только ветер является причиной волнения на море. Об этой причине хорошо в своём стихотворении написал Иван Алексеевич Бунин

В кипящей пене валуны,
Волна, блистая, заходила, -
Её уж тянет, тянет сила
Всходящей за морем луны.

Это приливы и отливы. Они вызывают приливную волну.

Процессы, связанные с притяжением водной массы Мирового океана, называются приливами и отливами.

Научное объяснение морским приливам впервые дал английский учёный Ньютон. Однако первым доказал влияние луны на морские приливы и отливы Пифей из города Массалии (на побережье Средиземного моря).

Пифей был одним из учёных мужей своего времени. Он был и путешественником, и географом, и астрономом. Жил он за 300 лет до н.э.

Он доказал, что под влиянием Луны уровень океана в каждом месте в течении суток поднимается – прилив, и опускается – отлив.

- Как вы думаете, замечают ли прилив и отлив моряки в открытом океане?

При изучении темы «Литосфера» мы с вами говорили ещё об одном виде волн, которые связаны с землетрясениями и вулканической деятельностью. Назовите их пожалуйста. Цунами.

3.9. Рассказать учащимся о цунами.

Цунами – это гигантская волна, возникающая на поверхности океана.

Название цунами дали японцы, которые наиболее часто сталкивались с её разрушительной силой, цу – порт, нами – волна.

Местом рождения является граница сжатия литосферных плит, где формируются процессы, связанные с землетрясением и извержением вулканов. Цунами возникает в результате действия подводных вулканов, раскалённая лава которых, извергаясь из недр Земли, встречается с толщей воды и вызывает в глубинах океана сильные взрывы. При соприкосновении с водой лава гаснет, а энергия взрыва так же как и подводные землетрясения, распространяются со скоростью 800 км/ч.

IV. Первичное закрепление знаний

4.1. Мы с вами на уроке говорили о волнах, причинах их образования. И теперь давайте в тетрадях составим обобщающую схему.

Процессы, вызывающие движение воды в океане.

4.2. Повторение правил поведения на воде.

- А сейчас я предлагаю Вам ответить на вопросы теста по изученной сегодня теме.

ТЕСТ ПО ТЕМЕ «ДВИЖЕНИЕ ВОДЫ В ОКЕАНЕ»

1. Силы притяжения луны являются причиной:

А. штормов в океане
Б. Цунами
В. Приливов и отливов
Г. Океанических течений

2. Причиной возникновения цунами являются:

А. Резкий перепад температур
Б. Землетрясение и извержение подводных вулканов
В. Штормовые ветры
Г. Скорость морских течений.

3. Волны на поверхности океана образуются:

А. Из-за разницы температур
Б. Под действием ветра
В. Из-за неровностей дна океана.
Г. Под действием океанических течений.

4. Расстояние между двумя соседними гребнями называются:

А. Ветровая волна
Б. Длина волны
В. Высота волны
Г. Прибой
Д. Цунами
Е. приливы и отливы

5. Подберите пару: определение – понятие.

А. Деформация морской волны у берега
Б. Расстояние от подошвы до гребня волны
В. Волны, вызываемые энергией ветра.

V. Рефлексия, самооценка учащихся

VI. Домашнее задание

§ 20. Подобрать из художественной литературы стихотворения о волнениях на море.

29.10.2018