Младший школьник в цифровом обществе: взаимодействие первоклассника с социальными сетями и мессенджерами

Разделы: Начальная школа, Классное руководство, Профессия — педагог


Ключевые слова: младший школьник, первоклассник, социальная сеть, мессенджеры, медиаобразование, Интернет.

Трудно представить современное общество без сетевых коммуникаций, без компьютеров и без продукции мультимедиа. Именно поэтому современное общество можно назвать цифровым. Однако к цифровому обществу принято относить тех людей, которые родились во время цифровой революции, когда произошел переход от аналоговых технологий к цифровым.

Люди, рожденные в этот период, уже не могут представить свою жизнь без взаимодействия с цифровыми технологиями1.

__________

1 Марком Пренски Digital Natives, Digital Immigrants, 2001.

Уже с рождения происходит знакомство ребёнка с медиамиром. Родители включают новорождённому различные аудиозаписи, будь это успокаивающие звуки природы, или известные детские произведения в аудиоформате.

Помимо прослушивания колыбельных, малыш также постепенно знакомится с экраном смартфона. Родителям всегда кажется, что их ребенок растет очень быстро, поэтому нужно запечатлеть все мгновения, а с появлением смартфонов это становится намного проще. Интернет переполнен многочисленными фотоснимками и видеозаписями новорождённых ребят. Дети так привыкают к присутствию смартфона, который следит за их каждым шагом, что считают его неотъемлемой частью жизни.

Дальнейшее знакомство ребёнка с медиамиром происходит с помощью экрана телевизора. Именно на экране можно увидеть любимые мультфильмы, посмотреть красочные рекламы или узнать какой-либо совет.

Младший школьник становится активным зрителем ещё в далёком детстве. «Согласно данным исследований, среднестатистический российский ребёнок становится активным телезрителем с 2-х лет 2».

__________

2 Челышева И.В. Медиаобразование для родителей:освоение семейной медиаграмотности Таганрог, 2008.

В среднем, к 5-6 годам ребёнок начинает взаимодействовать с компьютером. Современные дети довольно быстро осваивают компьютерную технику, и это иногда приводит к тому, что дети и родители меняются местами. Юные исследователи компьютерного мира демонстрируют, как найти ту или иную информацию, «закачать» музыку или фильм и т.п. Таким образом, к концу дошкольного возраста дети уже близко знакомы с медиамиром.

Родители в основном позитивно относятся к взаимодействию младшего школьника с цифровыми ресурсами. Практически у каждого первоклассника есть свой собственный мобильный телефон, но не «старенькая модель», а современный смартфон. Зачастую, родители забывают, что данный смартфон может нести ряд угроз, а не только быть средством связи «родитель-младший школьник».

Одной из таких угроз является неконтролируемый выход в интернет. Многие родители младших школьников поощряют подобный подход, в частности, утверждая, что в сети доступно множество обучающих ресурсов и программ.

Действительно, в этом с ними сложно не согласиться – уже в первом классе ученики работают в различных образовательных порталах, например «Учи.ру» и «Якласс», которые подразумевают выход в интернет. Но не стоит забывать, что данная работа происходит под грамотным руководством педагогов.

Если перестать контролировать нахождение младшего школьника в интернете, тот тут и возникают угрозы, о которых родители могут даже не иметь представления. Бесконтрольное нахождение в сети может способствовать к легкодоступному получению нежелательной информации. Под нежелательной информацией обычно понимают непристойные материалы или информацию о насилии, наркотических веществах. Вся эта информация неблагоприятно может отразиться на психическом состоянии младшего школьника.

Оградить ученика начальных классов от нежелательной информации можно с помощью специальных настроек в браузере, которые называются «Родительский контроль». Но не стоит ограничиваться только настройками браузера. Родителям следует пояснять правила пользования интернетом, где будут обговорены важные моменты, направленные на безопасность ребёнка3.

__________

3 Интернет-Контроль «Дети в Интернете».

Цифровое общество невозможно представить без социальных сетей и мессенджеров. Социальная сеть предполагает размещение информации о себе и возможность коммуницировать между зарегистрированными пользователями.

Мессенджер - это специальная программа или приложение для мгновенного обмена сообщениями с одним человеком, или несколькими людьми, состоящими в специально созданной группе. Современные мессенджеры уже стали полноценными коммуникационными центрами, которые помимо обмена текстовыми сообщениями предоставляют голосовую и видеосвязь, обмен файлами.

Уже в младшем школьном возрасте дети становятся активными пользователями социальных сетей. Начиная с первого класса ученики регистрируются в таких социальных сетях, как «ВКонтакте» и « Instagram». Первоклассники активно пользуются «мессенджерами», такими как «WhatsApp» и «Viber», создавая различные группы для обмена фотографиями и голосовыми сообщениями.

Из таблицы можно увидеть сколько человек в первом классе непросто знакомы с социальными сетями и мессенджерами, а активно их используют.

Многие убеждены, что использование месенджеров учениками младших классов это прежде всего удобно. Родители и дети могут общаться друг с другом, обмениваться фотографиями и видеозаписями, находясь в разных местах. Уже первоклассники создают в месенджерах групповые чаты, где происходит общение между одноклассниками.

Использование социальных сетей и мессенджеров младшими школьниками на первый взгляд кажется безобидной вещью, но не стоит забывать об опасностях, которые могут подстерегать несовершеннолетнего ребенка.

Многие дети, заполняя свою страничку в социальной сети, бывают чрезмерно откровенными. Они сообщают личные интересы, в какой школе и классе обучается, сообщают свой номер телефона, свой адрес. Такая страничка, к сожалению, станет находкой для любого, кто может представлять угрозу ребёнку – похитители, растлители и прочие преступники.

Одной из самых актуальных угроз для младшего школьника является травля в интернете или кибербуллинг. Очень часто ученик начальной школы становится объектом подобной травли – она может иметь широкую аудиторию, так как информация в сети довольно быстро распространяется. Усугубляется это тем, что хулиган круглосуточно имеет доступ к жертве, нападки не прекращаются и после уроков. Помимо анонимной травли в интернете возможна и открытая травля ученика начальных классов с помощью технических средств, когда в групповом чате происходит обсуждение конкретной жертвы.

Многие дети хотя бы однажды сталкивались с интернет-угрозами, но при этом они не ставили в известность своих родителей. Специалист «Лаборатории Касперского» по детской интернет-безопасности Мария Наместникова считает, что родителям просто необходимо знать о существовании программ онлайн-безопасности для детей.4 Такие программы способны сообщить о нежелательных действиях ребенка в сети, указать на опасные группы в социальных сетях, в которых состоит младший школьник. В итоге родители не просто узнают больше о своем ребенке, но и получают информацию о его «слабых точках».

__________

4 Мария Наместникова «Дети в сети: как защитить ребёнка от интернет-угроз», 2017.

Многие специалисты советуют на этапе знакомства младшего школьника с социальными сетями договориться о том, что выход в интернет не будет мешать учебе и будут соблюдены правила виртуального поведения. Так как в большинстве социальных сетей регистрация возможна с 14 лет, то решение о доступе к сети младшего школьника определяет не закон, а родители.

Таким образом, родители предоставляют ученику начальных классов возможность использовать мессенджеры и социальные сети, но одновременно с предоставлением особого права они несут ответственность за безопасность и развитие младшего школьника.

Список цитируемой литературы

  1. Интернет-Контроль «Дети в Интернете». (http://www.internet-kontrol.ru/stati/deti-v-internete.html).
  2. Мария Наместникова «Дети в сети: как защитить ребёнка от интернет-угроз», 2017.
  3. Марком Пренски Digital Natives, Digital Immigrants, 2001.
  4. Челышева И.В. Медиаобразование для родителей:освоение семейной медиаграмотности Таганрог, 2008.