Технология деятельностного характера на уроке литературы. Роману И.С.Тургенева «Отцы и дети»

Разделы: Литература


Последние два десятилетия очень многое изменилось в образовании. Я думаю, что нет такого учителя, который бы не задумывался над вопросами: «Как сделать урок интересным, ярким? Как увлечь учеников своим предметом? Как создать на уроке ситуацию успеха для каждого ученика?». Каждый современный учитель мечтает, чтобы на его уроке ребята работали с интересом, творчески. Ведь именно интерес является основным стимулом деятельности ребенка, его обучения, развития.

Ни для кого не секрет, что современных школьников очень сложно чем-то удивить, заинтересовать. Большой проблемой является то, что дети не читают объемных произведений. Очень сложно в таких условиях организовать продуктивную работу класса над образами героев произведений, так как многие учащиеся знакомы с текстом поверхностно. На мой взгляд, самым полезным и эффективным в этом случае является организация работы с конкретным текстом, в котором представлены самые важные для раскрытия образа героя данные, приводится цитатная характеристика.

На своих уроках я использую разнообразные методы активного обучения учащихся, но излюбленным приемом является «Шесть шляп мышления», с помощью которого учащимся гораздо проще высказать свои мнения, предположения. Тем более, что большинство подростков иногда стесняются высказывать свои мысли.

Автором метода является Эдвард де Боно. «Шесть шляп мышления» – это своеобразная техника мозгового штурма, с помощью которой можно рассматривать вопрос с разных точек зрения. Когда ученик или группа «примеряют» шляпу, они начинают мыслить в определенном русле, как бы говорить от лица шляпы. Это снимает напряжение, раскрепощает учащихся, дает им некую свободу.

Использование данного метода на уроке литературы развивает у обучающихся способность структурировать информацию, в «Шести шляпах мышления» автор представляет простой, но эффективный метод, позволяющий стать лучшим мыслителем. Он разделяет мышление на шесть отличных друг от друга режимов, обозначенных шляпами разного цвета. «Надевание» шляпы фокусирует мышление, «смена» шляпы изменяет его направление. В основе этого метода лежит идея параллельного мышления.

Параллельное мышление - это мышление конструктивное, при котором различные точки зрения и подходы не сталкиваются, а сосуществуют.

Как «работает» метод «Шесть шляп мышления», покажем на примере романа И.С.Тургенева «Отцы и дети».

При изучении образа Евгения Базарова каждой группе условно предлагается «примерить» шляпу определенного цвета.

«Белая шляпа» – это группа, которая готовит достаточно точную информацию, представленную в виде схемы, таблицы, кластера. Задача ребят - выбрать самое главное, полезное, что нужно знать о герое (Кто он? Чем занимается? Как выглядит? Как ведет себя с людьми? Что с ним происходит?). Они оперируют только фактами, приводят только точные данные и цитаты.

«Красная шляпа» – группа, которая старается очень эмоционально преподнести информацию о ярких событиях героя, о его хороших или плохих поступках. Результат их работы – привлекательное мнение, лучшие цитаты о герое, озвученные как можно более эмоционально.

Самая сложная роль – роль «Черной шляпы», так как учащимся приходится быть пессимистами. Они должны аргументированно доказывать, что герой произведения (Базаров) – самый плохой человек на земле, никакой он не герой времени, не способен на хорошие, искренние поступки.

«Желтая шляпа» – это позитив, ребята старательно находят малейшие светлые стороны в характере, поступках героя, говорят о его мыслях.

«Зеленая шляпа» – это самая творческая группа, создающая всегда что-то интересное. Они преподносят самые неожиданные идеи, высказывают предположения, чаще всего в оригинальной форме. Работая на данном уроке, ребята составили синквейны о Базарове.

«Синяя шляпа» играет важную роль на уроке. Участники группы являются как бы дирижерами, организаторами работы всех групп. Во время мозгового штурма групп представители «Синей шляпы» передвигаются по кабинету, подсказывают, если есть необходимость, корректируют деятельность одноклассников, наблюдают за тем, как идет работа, кто проявляет наибольшую активность. После того, как каждая группа представит свою работу, «Синяя шляпа» анализирует ход работы, отмечает положительные моменты, дает рекомендации, пожелания.

После изучения романа «Отцы и дети» предлагаю для групп следующие задания:

  • Белая шляпа - факты из истории создания произведения, объяснить почему выбрана именно такая структура, такой жанр.
  • Желтая шляпа - найти аргументы, почему это произведение считается одним из лучших в русской классике.
  • Черная шляпа - обосновать негативное восприятие главного героя.
  • Красная шляпа - рассказать об эмоциях, чувствах и впечатлениях после прочтения произведения.
  • Зеленая шляпа - доказать, что роман актуален в наши дни, чему он учит современных подростков.
  • Синяя шляпа - объясните смысл названия произведения. Какой жизненный урок мы вынесли из прочитанного романа?

Применение технологии « Шесть шляп мышления» даёт возможность не только передавать школьникам сумму тех или иных знаний, но и учит их приобретать эти знания, уметь пользоваться ими для решения новых познавательных задач, развивать способность к адекватной самооценке, критическое мышление, умение соотносить свои интересы с интересами других. Режим «Шести шляп» является технологичным и может быть адаптирован к конкретному учителю, классу, школьному предмету.

Список литературы

1. Боно Э. Шесть шляп мышления / Пер. с англ. – Мн.: Поппури, 2006. – 208 с.

2. Метод шести шляп мышления Эдварда де Боно [Электронный ресурс]. – Режим  доступа:  http://constructorus.ru/uspex/metod-shesti-shlyap-myshleniya-
edvarda-de-bono.html

3. Гузеев В.В. Образовательная технология XXI века: деятельность, ценности, успех. М., 2004.

4. Э.Де Боно. Шесть шляп мышления. Основная концепция. http://www.debono.ru/article/sixhats.htm