Конспект НОД по ФЭМП «Путешествие в страну математики» для детей старшей группы

Разделы: Работа с дошкольниками


Задачи:

Обучающие задачи:

  • формировать умение считать в пределах 6, показать образование числа 6 на основе сравнения двух групп предметов, выраженных соседними числами 5 и 6;
  • закреплять знания о геометрических фигурах: умения различать геометрические фигуры, умения сравнивать их;
  • закреплять навыки по ориентировке на листе бумаги (середина, правый верхний угол, правый нижний угол, левый верхний угол, левый нижний угол).

Развивающие задачи:

  • развивать познавательный интерес детей, мышление, память;
  • развивать умение формировать свои ответы на заданный вопрос.

Воспитательные задачи:

  • воспитывать интерес к математическим знаниям;
  • воспитывать умение слушать, не перебивать друг друга.

Оборудование: Телефон, колонки.

Демонстрационный материал:

  • Конверты с заданиями.
  • Изображения сказочных персонажей (Красная Шапочка, Буратино, Карлсон)
    Картонные конфеты.
  • Геометрические фигуры.

Раздаточный материал:

  • Подносы.
  • Игровизоры, фломастеры.
  • Доски для выкладывания геометрического диктанта.
  • Геометрические фигуры.
  • Печатные задания.

Ход занятия

1. Организационный момент

Воспитатель: Дети, давайте поздороваемся с гостями.

Дети повторяют за воспитателем:

Здравствуйте, гости!
В детский сад мы все придем,
Весело мы здесь живем,
Улыбнемся, подмигнем,
Путешествовать начнем.

Воспитатель: У нас сегодня необычное занятие. Я хочу пригласить вас в путешествие в страну Математики.

Под музыку дети топающим шагом идут к столам.

2. Основная часть

Воспитатель: Посмотрите на стол, на нем лежат  разноцветные конверты.

Как узнать сколько их? (Сосчитать. 3 конверта.)

Эти конверты непростые, их прислала Царица математики и если мы выполним все задания, которые находятся в этих конвертах, мы узнаем, кто же живет в этой волшебной стране Математики. Садитесь на свои места.

Воспитатель берет первый конверт. Какого он цвета? (Синего.) Достает задание – это загадка:

Папа Карло удивлён:
Стукнул по полену он –
И сучок стал носом длинным…
Так родился …
(Буратино)

Воспитатель на доску прикрепляет изображение Буратино.

Это первый житель волшебной страны. Он приготовил нам задание.

На столах у детей на подносе лежат геометрические фигуры (круг, квадрат, овал, треугольник, прямоугольник)

В конверте есть загадки от Буратино. Я буду вам их читать, а вы мне показывать ответ.

Нет углов у меня 
И похож на блюдце я,
На медаль, на блинок,
На осиновый листок.
Людям я старинный друг.
Называют меня …
(Круг)

Он давно знакомый мой,
Каждый угол в нем прямой,
Все четыре стороны 
Одинаковой длины. 
Вам его представить рад. 
А зовут его… 
(Квадрат)

Три вершины, 
Три угла, 
Три сторонки – 
Кто же я?
(Треугольник)

Если взял бы я окружность,
С двух сторон немного сжал,
Отвечайте дети дружно —
Получился бы …
(Овал)

У меня углы прямые
Как и у квадрата
Но длина у двух сторон
Разная ребята
Знает меня каждый школьник
Называют…
(Прямоугольник)

Воспитатель помещает на доску геометрические фигуры. Дети после каждой загадки показывают правильную геометрическую фигуру.

  • Как одним словом называются все эти фигуры?
  • У каких фигур нет углов? Сколько фигур без углов?
  • У каких фигур есть углы? Сколько фигур с углами?

Геометрический диктант

Давайте расположим все эти фигуры на доске. Вспомним, где у нас правая рука, а где левая.

В центр доскиположите круг, квадрат положите в правый верхний угол, прямоугольник - в левый верхний угол, овал - в правый нижний угол, треугольник - в левый нижний угол.

Дети рассказывают, где какая фигура лежит.

Вы справились с заданиями. Молодцы!

Воспитатель берёт второй конверт:

Какого цвета конверт? (желтого)

Внучка к бабушке пошла, 
Пироги ей понесла. 
Серый волк за ней следил, 
Обманул и проглотил.

Ответ: Красная шапочка.

Второй житель волшебной страны Математики - Красная Шапочка.

На доску прикрепляет изображение Красной Шапочки.

Скажите, пожалуйста, куда пошла Красная Шапочка и что понесла в подарок? (к бабушке; пирожки, горшочек масла). 

Правильно, но Красная Шапочка так любит свою бабушку, что принесла ей еще одно угощение – конфеты.

Образование числа 6:

Красная Шапочка достала из корзинки 5 красных конфет и 5 зелёных конфет.

Воспитатель располагает на магнитной доске на двухполосной карточке 5 красных конфет на верхней полоске, а затем выкладывает столько же зелёных конфет на нижней полоске.

  • Сколько красных конфет? (5)
  • Сколько зелёных конфет? (5)
  • Что можно сказать о количестве красных и зелёных конфет? (Поровну)

Красная Шапочка достала ещё одну красную конфету.

Воспитатель выкладывает красную конфету в верхний ряд на доске.

  • К пяти красным конфетам я добавила ещё одну конфету.
  • Больше или меньше стало красных конфет? (Больше)
  • Сколькокрасных  конфетдостала Красная Шапочка сначала? (5)
  • Сколько добавила потом? (1)
  • Сколько красных конфет всего было у Красной Шапочки?(6)
  • Как мы получили 6 конфет? (к 5 прибавили 1)
  • Сколько всего красных конфет взяла Красная Шапочка? Давайте посчитаем. (Одна, две, три, четыре и т.д.) Всего 6 конфет.
  • Сколько красных конфет? (6)
  • Сколько зелёных конфет? (5)
  • Какое число больше: 6 или 5?
  • На сколько больше? (на одну)
  • Какое число меньше : 5 или 6?
  • На сколько меньше? (на одну)
  • Как сделать так чтобы красных и зелёных конфет стало поровну?

Дети дают ответы и объясняют какое число получили и каким образом.

Воспитатель:теперь выполните такое же задание с материалом, который у вас на столе. У вас у всех есть двухполосные карточки, на верхней полоске выкладываем 5 красных конфет, на нижней полоске такое же количество зелёных конфет.

  • Сколько красных конфет? (5)
  • Сколько зеленых конфет? (5)
  • Что можно сказать о количестве красных и зелёных конфет? (Поровну)

Сейчас добавляем к пяти красным конфетам еще одну красную конфету.

  • Сколькокрасных  конфет было сначала? (5)
  • Сколько добавила потом? (1)
  • Сколько красных конфет стало всего? (6)
  • Как мы получили 6 конфет? (к 5 прибавили 1)
  • Сколько красных конфет? (6)
  • Сколько зелёных конфет? (5)
  • Какое число больше: 6 или 5?
  • На сколько больше? (на одну)
  • Какое число меньше: 5 или 6?
  • На сколько меньше? (на одну)
  • Как сделать так чтобы красных и зелёных конфет стало поровну?

Дети дают ответы и объясняют какое число получили и каким образом.

Хвалит детей.

И с этим заданием вы справились.

Воспитатель берёт третий конверт. Какого он цвета? (красного)

Читает загадку.

Взяв для подкрепления
Баночку варенья,
Отправляется в полет
Человечек-вертолёт.

Ответ: Карлсон.

Третий житель волшебной страны Математики – Карлсон.

Воспитатель прикрепляет изображение персонажа на доске.

Физкультминутка под музыку.

Карлсон – озорник и шалун предлагает нам немного отдохнуть.

Карлсон проснулся
Сонно потянулся
Руки в стороны развел
Он варенье не нашёл
Чтобы нам его достать
Нужно на носочки встать
Два хлопка над головой, раз, два
Два хлопка перед собой, раз, два
Руки мы за спину спрячем
И на двух ногах поскачем.
Вот какой Карлсон шалунишка.

Карлсон приготовил нам задания.

Первое задание. «На что похожи геометрические фигуры? Соедини?»

Дети выполняют на игровизорах (прозрачные экраны).

Следующее задание. «Соедини число с предметами»

Дети выполняют на местах.

Молодцы! Все жители сказочной страны говорят вам «Спасибо! До свидания!»

И нам пора возвращаться.

Под музыку дети выходят на ковер.

3. Заключительная часть

  • Где мы с вами сегодня были?
  • С кем мы познакомились?
  • Какие задания выполняли?
  • Какие задания больше понравились?
  • А что для вас было трудно выполнить?