Виртуальные музеи города Москвы как образовательный ресурс на уроках в начальной школе в рамках общегородского проекта «Город как школа»

Разделы: Начальная школа


Современные московские школьники имеют возможность познакомиться с уникальной музейной базой и накопленным в ней материалом. Это большой творческий ресурс для учителя, который позволяет показать обучающимся всё многообразие окружающего мира, наглядно подтвердить примерами изучаемый материал.

Проект «Город как школа» это мощная альтернатива классно-урочной системе образования. Это так называемая ресурсная сеть, где в зависимости от проекта и интереса ребенка могут быть использованы все ресурсы города. [4.1] Современные школьники имеют дело с универсальными пространствами, которые используются применительно к изучению нескольких дисциплин, организации проектной деятельности, реализации игровых технологий, составлению и решению разнообразных квестов, в том числе и виртуальных. Создаваемые условия дают возможность погружения ребенка в самые различные социальные роли в урочной системе за счет современных, деятельностных по характеру различных практик. При этом ученик является активным участником, организатором, инициатором, проектировщиком, конструктором, сценаристом, а не пассивным зрителем.

Сама среда школы ассоциируется в сознании ребенка с пространством города, потенциально предполагающего для каждого бесконечное количество возможностей самореализации. Вместо коридоров - улицы города, вместо холлов - проспекты, вместо залов - парки, за которыми нужно следить и использовать по назначению. [4.2]    

Разработка предлагает систему виртуальных экскурсий, совмещающих урочные и внеурочные виды деятельности. Творческие работы по итогам экскурсий выполняются учащимися по желанию, оцениваются их же товарищами, что способствует развитию навыков контроля и самоконтроля.

Цель проекта – реальное использование, развитие и обогащение собственного опыта учащихся и их представлений о мире.

Задачи:

  • становление основ гражданской идентичности и мировоззрения обучающихся;
  • создание системы экскурсий, позволяющих школьникам почувствовать себя гражданином России;
  • развитие индивидуальности и формирование собственного отношения к жизни и труду;
  • развитие интереса обучающихся к изучению окружающего мира, в том числе и с целью профориентации;
  • воспитание общей культуры, расширение кругозора учащихся, патриотическое воспитание младших школьников;
  • развитие исследовательских, коммуникативных, творческих навыков, навыков самоорганизации.

Ресурсы – виртуальные музеи города Москвы:

  • http://tours.kremlin.ru - Виртуальный тур по Московскому Кремлю.
  • http://www.poklonnayagora.ru -Тур по залам Центрального музея Великой Отечественной войны.
  • http://www.tretyakovgallery.ru - Виртуальная экскурсия по залам Третьяковской галереи.
  • http://www.googleartproject.com/museums/tretyakov- Тур по экспозиции Третьяковской галереи.
  • http://www.arts-museum.ru/collections/index.php- Коллекции Государственного музея изобразительных искусств имени А.С.Пушкина.

Система экскурсий составлена для обучающихся 1, 4 классов. Это дает возможность обучения старшими детьми своих младших сверстников. А также способствует обратной взаимосвязи. Сценарий образовательного события по окружающему миру, представленный в статье, наглядно показывает данную взаимосвязь. Ценность данного события - это взаимодействие участников образовательного процесса 1 и 4 классов в достижении целей личностного, социального и познавательного развития.

Интегрированный урок окружающего мира «Начинается земля, как известно, от Кремля…»

Форма урока: виртуальная экскурсия – путешествие с использованием ИКТ.

Использование современных образовательных технологий: проектного обучения, проблемного обучения, личностно-ориентированного подхода.

Цель: развитие устойчивого познавательного интереса к городу-герою Москве, ее историческим и культурным традициям.

Задачи:

  • формировать эффективное образовательное пространство, направленное на воспитание целостной, разносторонне развитой личности;
  • систематизировать, обобщить и свести знания в единую гармоничную картину представления о Московском Кремле;
  • формировать «образ музея» как храма искусства, в котором хранятся коллекции культурно-исторического значения;
  • развить творческое отношение к собственной деятельности, дать возможность адекватно ее оценивать, вырабатывать навыки саморазвития и самообучения;
  • способствовать успешной социализации личности;
  •  формировать речевую компетенцию учащихся;
  • привить гордость и любовь к столице Российского государства.

Возраст участников: от 7 до 12 лет.

Оборудование:

  • ноутбук с выходом в Интернет;
  • интерактивная доска;
  • бумага;
  • цветные карандаши;

Место проведения: учебный кабинет.

Подготовительная работа:

  • сбор информации;
  • анализ и обработка собранной информации;
  • составление сценария этапов образовательного события;
  • произвольное деление детей для групповой работы.

Ход события

1. Организационный момент

Обучающийся 4 класса: Всё имеет конец и начало:

Есть начало – исход у пути,
Есть исток и, конечно же, устье
У равнинной и горной реки.
Есть начало у жизни и судеб.
Есть конец у грозы и дождя…
Кто же скажет мне, кто же рассудит:
Где начало у града Москва? [3, c.45]

2. Мотивация и целеполагание

Обучающийся 4 класса: В конвертах на столах у вас лежат части одной картинки. Ваша задача собрать ее и догадаться, о чем сегодня мы будем говорить.

3. Освоение нового содержания и его применение

Обучающийся 4 класса: - А как вы думаете, что такое столица? Назовите столицу нашей Родины.

- Сегодня мы отправимся в путешествие по Москве.

Обучающийся 4 класса:

Город чудный, город древний,
Ты вместил в свои концы
И посады, и деревни,
И палаты, и дворцы!
Опоясан лентой пашен,
Весь пестреешь ты в садах…
Сколько храмов, сколько башен
На семи твоих холмах! [2, c.37]

Обучающийся 4 класса: - Как вы думаете, всегда ли город выглядел так, как его описал поэт?

Обучающийся 4 класса: Более восьми веков назад. В 1147 году (XII век), на крутом холме, поросшем густым лесом, построили небольшую деревянную крепость. Этот год стали считать годом основания Москвы. В XIII веке Москва стала столицей Московского княжества. [1, с.12]

Обучающийся 4 класса: В XV веке её укрепляют, строят новые стены и башни из дуба. Но в те времена часто случались пожары, и эта беда не миновала и Москву. После очередного пожара её стали восстанавливать и строили уже из камня. Стены и башни из белого камня более 100 лет выдерживали атаки врагов, выстаивали перед пожарами. В середине XV века на Боровицком холме был возведён тот Кремль, который мы можем видеть сегодня. Конечно, краснокирпичный Кремль со временем обновлялся и реставрировался, но сильно его облик не меняется. [1, с. 13]

Обучающийся 4 класса: Сегодня мы предлагаем вам отправиться на виртуальную экскурсию в Московский Кремль. Внимательно посмотреть и постараться ответить на вопросы викторины.

5. Ознакомление с новым материалом

ПРОСМОТР ЭКСКУРСИИ - http://tours.kremlin.ru/

6. Закрепление новых знаний

Вопросы викторины:

1. Как называется главная башня Кремля?

2. Кто возводил стены Кремля и почему?

3. Какой мост считается главным мостом столицы?

4. Какой собор является усыпальницей русских царей? Почему он так назван?

5. Какой собор является главной святыней Кремля?

6. Где проходило «венчание на царство» русских царей?

7. Какой собор остался нетронутым во время Отечественной войны 1812 года?

8. Что велел взорвать Наполеон и чем это закончилось?

9. Что называлось «рукоприкладством»?

10. Какое крылатое выражение, известное до сих пор, возникло в средние века?

11. Какое значение имела Красная площадь в средние века?

12. Какая башня самая необычная?

13. Сколько веков находятся Куранты на Спасской башне?

7. Рефлексия учебной деятельности

За каждый правильный ответ викторины дети получают часть пословицы:

В Кремле побывать — ума понабрать.

Обучающийся 4 класса: Как вы, ребята, понимаете смысл этой пословицы?

- Что нового вы узнали для себя?

Составим синквейн. (Образец написания у вас на столах).

Лучшие работы зачитываются авторами.

Список используемой литературы

1. Алдонина Р.П. «Московский Кремль». Издательство: Белый город, 2007.

2. Дмитриева К.А., Ульяненкова М.С., Хлебникова С.А. «В Москве интересно!». Издательство: "ОлмаМедиаГрупп/Просвещение", 2014.

3. Качур Е.И. «Московский Кремль». Издательство: Манн, Иванов и Фербер, 2017.

Интернет-ресурсы

1. http://1sept.ru

2. http://www.ug.ru