Урок из программы «Нравственные ценности в общении» по духовно-нравственному по теме "Щедрость". 4-й класс

Разделы: Школьная психологическая служба


Данный урок из программы «Нравственные ценности в общении» по духовно-нравственному воспитанию во внеурочной деятельности обучающихся начальной школы. Проводится в 4 классе.

Невозможно представить духовно-нравственное развитие без опоры на жизненно важные ценности. Без добра, совести, искренности, сердечности, любви разрушаются не только человеческие взаимоотношения, но и психологическое и физическое здоровье. Без нравственного фундамента невозможна человеческая эволюция, а значит невозможно Будущее.

Цель: расширить психологические представления о щедрости.

Задачи:

  • выявить представления учащихся о щедрости;
  • умение обосновать и выразить свою мысль о психологических проявлениях щедрости;
  • раскрыть психологическую взаимосвязь щедрости с другими качествами человека.

Оборудование:

  • ларец или сундучок;
  • подготовленные вопросы на листочках, которые лежат в сундучке;
  • лист А4 и цветные карандаши.

Методические приёмы:

  • ассоциативные связи;
  • чтение и анализ притчи;
  • активизация личного жизненного опыта;
  • неоконченный рассказ;
  • метод контрольных вопросов;
  • рисуночная методика на воображение.

Ход урока

I. Разминка

«Настроение в ассоциациях».

Если бы Ваше настроение было:

  • цветом
  • вкусом
  • звуком
  • если бы его можно было пощупать
  • образом.

II. Основная часть

Педагог-психолог. - Тема нашего урока тоже начнётся с образа и небольшой загадки. Вам предстоит отгадать название темы сегодняшнего урока. Но вначале, скажите мне на что похожа эта буква (преподаватель пишет на доске букву «Щ» и выслушивает варианты ответов ребят).

Педагог-психолог. - Название нашей темы начинается на букву «щ». Какое качество, которым обладает человек может начинаться на эту букву? (Щедрость)

- Действительно, это щедрость. Об этом качестве наслышаны многие. Но, что это такое? Как мы можем понять, что человек щедрый? (Дети делятся своими наблюдениями и знаниями).

- А дальше я прочитаю Вам интересную притчу, которая называется «40 золотых». О чём народная мудрость нам хочет поведать в этой притчи. И ещё, в притче Вам встретится такое слово как «дервиш».

Кто-нибудь из Вас знает, что оно обозначает?

И ещё одно слово – «суфизм».

  • Дервиш – мусульманский монах.
  • Суфизм – религиозное учение, которое зародилось в 8 веке в Ираке и Сирии

«40 золотых»

Один король собрал самых выдающихся своих архитекторов и приказал им выстроить на широком открытом месте дворец, чтобы в нем размещалась огромная золотая кладовая с сорока окнами.

Спустя некоторое время такой дворец выстроили. Король приказал заполнить размещавшуюся в нем казну золотыми монетами, и со всей страны в столицу собрали все повозки, чтобы наполнить дворец золотыми монетами. Когда работа была закончена, глашатаи объявили королевский указ: «Слушайте все! По воле царя царей, фонтана щедрости, выстроен дворец с сорока окнами. С этого дня его величество через окна сам будет раздавать золото всем нуждающимся».

Неудивительно, что к дворцу потекли бесчисленные толпы. Изо дня в день король появлялся в одном из сорока окон и одаривал каждого просителя золотой монетой.

Раздавая милостыню, король обратил внимание на одного дервиша, который каждый день подходил к окну, получал золотую монету и уходил. Поначалу монарх решил, что дервиш берет золото для какого-нибудь бедняка, который не в состоянии прийти за милостыней сам. Затем, увидев его снова, он подумал: «Может быть, он следует дервишскому принципу тайной щедрости и одаривает золотом других». И так каждый день, завидев дервиша, он придумывал ему какое-нибудь оправдание. Но когда дервиш пришел в сороковой день, терпению короля пришел конец. Схватив его за руку, монарх в страшном гневе закричал:
– Неблагодарное ничтожество! Ты еще ни разу не поклонился мне, не произнес ни одного благодарного слова. Хотя бы раз улыбка озарила твое лицо. Ты что же, копишь эти деньги или даешь их в рост? Ты только позоришь высокую репутацию дервишского одеяния!

Только король умолк, дервиш достал из рукава сорок золотых монет, которые он получил в течение сорока дней и, швырнув их на землю, сказал:

– Знай, о король Ирана, что щедрость только тогда воистину щедрость, когда проявляющий ее соблюдает три условия.

Прежде, чем прочитать окончание притчи можно задать вопрос детям:

- А как Вы думаете, какие три условия нужно соблюдать, чтобы быть по-настоящему щедрым?

А вот что ответил дервиш.

Первое условие – давать, не думая о своей щедрости. Второе условие – не ждать ничего взамен. И третье – доверять, не питать в душе подозрений.

И в этой части притчи тоже можно задать вопрос о дальнейшей судьбе короля

Но этот король так никогда и не стал по-настоящему щедрым. Он стремился к щедрости только потому, что хотел прославиться среди людей.

Вопросы к притче:

1. Какое впечатление у Вас сложилось о щедрости короля?

2. О чём могут свидетельствовать 40 окон в кладовой короля? (как вариант: король заранее ограничил свою щедрость; боялся, что золото может закончиться; был изначально неискренен в своей щедрости).

3. Что, окружающее нас в жизни, являет молчаливый пример бескорыстной щедрости? (Природа).

«Сундучок знаний»

Педагог-психолог. - Я сегодня с собой прихватил небольшой сундучок. Скажите, ребята, а что вы представляете, когда слышите слово «сундук», «сундучок», «ларец»? (дети делятся своими ассоциациями)

- Из древности до нас дошло такое словосочетание «сундучок знаний» или «ларец знаний». Что бы это могло значить? (варианты ответов детей).

- Такой ларец люди искали, потому что обладатель такого ларца знаний начинал понимать язык птиц, зверей, природы, читал небесные письмена. Одним словом, становился мудрее и добрее. Делало его богатом, потому что весь окружающий мир становился для него живым, словно в сказке. Но прежде, чем стать обладателем такого ларца, человеку нужно было пройти испытания. И в первую очередь испытывались ум, смекалка и душевные качества.

- Мы тоже попробуем пройти небольшое испытание. И, возможно, сможем для себя открыть что-то новое, до этого неизвестное. Сейчас, по желанию, один из Вас подойдёт к ларцу и достанет оттуда один из вопросов. Этот вопрос он читает вслух и пробует на него ответить. Если ответить будет трудно, то можно будет попросить помощи у своих одноклассников.

Вопросы в ларце. (Часть вопросов можно взять из книги «Азбука мудрости» книга V А.Лопатина, М.Скребцова с.146 или составить свои)

  1. Ко всем ли людям стоит проявлять щедрость?
  2. Обязательно ли щедрый человек добрый?
  3. Что, по-вашему, чувствует человек, когда поступает щедро?
  4. Как Вы думаете, труднее быть щедрым или добрым?
  5. Как Вы думаете, меняет ли щедрость внешний облик человека?
  6. Всегда ли на Земле была щедрость?
  7. Сложный вопрос. Как Вы понимаете такое высказывание: «Что отдал, то твоё»?
  8. Как Вы думаете, быть щедрым это счастье?

«Щедрое дерево».

Педагог-психолог. - Дмитрий Сергеевич Лихачёв подметил в природе интересную особенность. Деревья, с возрастом, в своей внешней форме очень ярко выражают свой характер. Глядя на них, можно пофантазировать об их качествах. Одно может напоминать скрягу, жадного человека. Другое устремлённое к чему-то высокому, третье напоминать о мужестве и стойкости. А как может выглядеть щедрое дерево? Попробуйте его нарисовать.

Рисунки детей потом можно будет собрать все вместе и сделать из них общий альбом под названием «Щедрое дерево».

III. Заключение

- Что нового для себя вы узнали о щедрости?

Литература

  1. А.Лопатина, М.Скребцова. Азбука мудрости. Книга для занятий по духовному воспитанию. Книга V. М.: ИПЦ «Русский Раритет», 1997, - 576 с.

31.10.2018