Интегрированный урок (русский язык и литературное чтение) по теме "Повторение. Основные правила орфографии. По страницам детских произведений". 4-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 4


Урок обобщения и систематизации знаний.

Цель:

  • закреплять навыки нахождения орфограмм в словах и выбора алгоритма для их проверки;
  • пополнять лексический запас учащихся для более эффективной проверки орфограмм;
  • воспитывать внимательное отношение к звучащей речи.

Задачи:

  • обобщить знания детей по детским произведениям;
  • развивать эрудицию, память;
  • воспитывать любовь к чтению.

Формируемые универсальные учебные действия:

  • познавательные: выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов;
  • коммуникативные: умение слушать и слышать других людей;
  • регулятивные: умение сосредоточиться на решаемой учебной задаче;
  • личностные: положительная мотивация к изучению материала.

Оборудование:

  • карточки для индивидуальной работы и работы в парах,
  • учебник Русского языка 4 класс,
  • выставка книг,
  • дневники читателя,
  • плакат,
  • проектор.

Ход урока

I. ОНЗ

- Прозвенел звонок, начинается урок.

- Здравствуйте, уважаемые гости.

Приветствие учеников.

- Хочу пожелать всем хорошего настроения,а ребятам продуктивного урока.

- Проверьте свои рабочие места и прясядьте за парты.

Сегодня у нас интегрированный урок: русский язык и литературное чтение.

Ученица читает загадку.

 На полке в комнате моей
Всегда полным-полно друзей.
Они утешат, развлекут,
А надо - и совет дадут. (КНИГА)

Отгадайте загадку.

 Мы повторим основные правила орфографии, а помогут нам герои и цитаты ваших любимых произведений.

II. Самоопределение к деятельности

«Прежде чем что-нибудь делать, надо составить план» - говорила Алиса из сказки «Алиса в стране Чудес».

- Кто автор этой сказки? ЛЬЮИС КЕРРОЛЛ

(книга на выставке)

- Давайте составим план нашего урока.

Доска (карточки):

  • Минутка чистописания.
  • Орфографическая минутка.
  • Работа по теме урока.
  • Закрепление.
  • Рефлексия.
  • Подведение итогов.
  • Домашнее задание.

Расположите этапы урока в правильном порядке. (Ученик у доски)

И конечно же, Физкультминутки.

III. Минутка чистописания

Фрагмент мультфильма «Цветик-Семицветик».

- Ребята, кто автор данного произведения? ВАЛЕНТИН КАТАЕВ

(книга на выставке)

- Как звали героев фрагмента? (Витя и Женя)

- Что вы можете сказать об этих словах? (Им. собств.)

- Вспомните правило.

- Как звучат полные имена героев?

(Доска)

Вв Жж

Витя Виктор Женя Евгения

Запишем в тетрадь.

Молодцы!

IV. Орфографическая минутка

Прочитайте цитату: (доска)

«Они застали Пеппи в саду. Она поливала из старой заржавленной лейки последние чахлые осенние цветы. Моросил дождик, и Томми заметил, что в такую погоду цветы не поливают. - Тебе легко говорить, - сердито возразила Пеппи, - а я, может быть, всю ночь не спала ни минуты и мечтала о том, как утром буду поливать клумбу. Неужели я допущу, чтобы моя мечта не осуществилась из-за какого-то паршивого дождика! Нет! Этому не бывать...»

- Кто автор произведения? АСТРИД ЛИНДГРЕН

(книга на выставке)

- Найдите слово с проверяемой безударной гласной.

Вспомним правило.

(Работа с меловой доской)

1 ученик

Поливала - лить, цветы - цвет, осенние - осень, холодный - холод, вечерний - вечер, летел - летчик, словарная - слово.

2 ученик

Выполните морфемный разбор слова ЛЕТЕЛ

- Молодцы!

V. Физкультминутка

Зрительный тренажер.

VI. Работа по теме урока

Прочитайте цитату, назовите автора произведения.

«- Я вот сейчас в него кочергу брошу, чтобы не обзывался!

- Зачем бросать, если почта есть? Сейчас мы её упакуем и коту передадим. Это же бандероль получается. Вам кочергу прислали бандеролью. Хотели в Вас
запустить...

- Что-что-что-что?!? Да я за это в него утюгом запущу!

- Минуточку... Больше килограмма! Это посылка получается. Сейчас мы её доставим...

- ...А если Вы на него бочку катите, то это уже контейнерная перевозка получается. Этим Трансагентство занимается в сельской местности.»

ЭДУАРД УСПЕНСКИЙ

(книга на выставке)

- Найдите слово с удвоенной согласной.

Вспомним правило.

Работа на меловой доске.

1 ученик

Килограмм, ванна,бассейн, аллея, аппетит, одиннадцать,пассажир, коллектив.

2 ученик

- Разделите слова на слоги для переноса.

VII. Пальчиковая гимнастика

VIII. Закрепление материала

- Прочитайте цитату. Из какого она произведения? Кто автор?

«— У нас пять золотых. Так? Пять на два не делится? Не делится, да? Попробуем разделить... на пять! Получается… один! Получай!

— Ты меня не путай!

— Базилио, ну когда я тебя путала?

— Ты меня не путай!

— Ну когда я тебя путала?

— У нас четыре золотых?

— Четыре.

— Ну четыре на пять не делится? Не делится! Вот я себе эту не делящуюся половину и возьму. Я ж всегда рада услужить другу...

— Обманула… Да? Запутала...

— Шутишь?

Ах ты, подлая!..»

АЛЕКСЕЙ ТОЛСТОЙ «Золотой ключик или приключения Буратино».

 (книга на выставке)

- Ребята, чего не хватало героя произведения? (Знаний)

- А где черпают знания? (В книге)

1. Работа по учебнику.

Уч. стр. 45 устно (устная работа: повторение основных правил орфографии и приведение примеров на каждое из них).

2. Работа в парах

(На листочках (карточках) написаны слова)

Под...езд. со...нце, в...селый, туч...ка, спеш...ть, яг...да, в...сна, звез...ный, медле...о, ч...родей.

- Вставьте пропущенные буквы. Назовите орфограмму.

- Составьте предложение с данными словами. Запишете предложение. Подчеркните грамматическую основу.

IX. Рефлексия

- Продолжите предложение, которое находится на столе.

  • Сегодня на уроке я узнал(а)....
  • После урока мне захотелось...

X. Подведение итогов

- Какие орфограммы мы отрабатывали на уроке?

- Перечислите названия произведений и их авторов, которые помогали нам закрепить правила.

- Ребята из «Творческого актива» сделали плакат, с основными правилами русского языка. (Прикрепить на доску)

- На выставке вновь появились наши любимые произведения, а также дневники читателей с прочитанными вами произведениями.

XI. Домашнее задание

  • Читать настольную книгу. Повторять правила.

Спасибо за урок.