Формирование логического мышления на уроках математики в 1-м классе

Разделы: Математика, Начальная школа


Одной из важнейших задач, стоящих перед учителем начальных классов, является развитие всех качеств и видов мышления, которые позволили бы детям строить умозаключения, делать выводы, обосновывая свои суждения, и, в конечном итоге, самостоятельно приобретать знания и решать возникающие проблемы.

Начиная с 1 класса, необходимо вводить специальные задания и задачи направленные на развитие познавательных возможностей и способностей детей. Использовать дополнительные задания развивающего характера, задания логического характера, требующие применения знаний в новых условиях.

Формирование логического мышления – важнейшая составная часть педагогического процесса. Помочь учащимся в полной мере проявить свои способности развить инициативу, самостоятельность, творческий потенциал – одна из основных задач современной школы.

Цель: развивать умение учащихся выполнять задания творческого и поискового характера; развивать логическое мышление, математическую речь, умение выражать свои мысли; воспитывать интерес к предмету.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Повторение изученного материала

1. Веселый счет.

Шесть веселых медвежат
За малиной в лес спешат.
Но один малыш устал,
От товарищей отстал.
А теперь ответ найди:
Сколько мишек впереди? (5)

По тропинке зайчик шел,
Подосиновик нашел.
Походил вокруг осин
И нашел еще один.

Сколько всего подосиновиков нашел зайчик? (2)

2. Игра «Помоги Буратино».

3+2=6       

       2+0=2    

       4-1=1

5+0=6      

       9-1=7      

      8+1=9

3. Задачи на смекалку.

- Ты да я, да мы с тобой. Сколько всего нас?

- Три яйца сварилось за три минуты. За сколько минут сварилось одно яйцо?

- К Маше на день рождения пришли три подружки. На столе уже стоят две тарелки. Сколько тарелок еще нужно поставить на стол?

III. Закрепление изученного материала

Задание 1. У Антона, Андрея и Саши живут собаки, по одной у каждого мальчика. Все собаки разного цвета: рыжего, черного, серого. У Антона и Саши собака не серого цвета. У Саши – не рыжего. Какого цвета собака у Антона и у Саши?

- Прочитайте задание.

- Кто живет у мальчиков?

- Какого цвета собаки?

- Что сказано про Антона и Сашу? (У них собака не серого цвета.)

- Следовательно у кого собака серого цвета? (У Андрея)

- Каких собак нет у Саши? (Рыжей, серой)

- Следовательно, какая собака у Саши? (Черная)

- Если у Саши – черная, а у Андрея – серая, то каким цветом собака у Антона? (Рыжего)

Задание 2. К праздничному столу мама купила 9 тарелок из трех цветов: зеленые, оранжевые и красные.  Больше всего было зеленых тарелок, а меньше всего – красных. Сколько могло быть тарелок каждого цвета.

Чтобы решить такую задачу, детям предоставляется таблица, которую надо заполнить.

Красные

1

1

2

Оранжевые

2

 

 

Зеленые

 

 

 

(Обратить внимание детей, что в сумме тарелок должно получиться 9. Красных должно быть всегда меньше, а зеленых всегда должно быть больше.)

- Заполняем первый столбец. Если красная тарелка одна, а оранжевых 2, сколько тогда зеленых? (6)

- Заполняем второй столбец. Если красных 1 тарелка, а оранжевых 3, сколько будет зеленых? (5)

- Заполняем 3 столбец. Можно ли оранжевых тарелок взять меньше, чем красных? (Нет. Потому что красных меньше всех). Сколько тогда можно взять оранжевых? (3). Если красных 2 тарелки, а оранжевых 3 тарелки, сколько тогда зеленых? (4)

Задание 3. (решение задач с опорой на рисунок)

У девочки 7 мишек, двух цветов: белого и бурого. Надо рассадить их так, чтобы каждый бурый  мишка сидела между двумя белыми. Сколько белых и сколько бурых мишек было у девочки?

- Если бурый мишка должен сидеть между белыми, то где они будут находиться? (второй, четвертый и шестой).

- Закрасьте их.  Сколько получилось бурых? (3)

- Сколько получилось белых? (4)

Физкультминутка

Раз-подняться, потянуться,
Два – согнуться, разогнуться,
Три – в ладоши три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре – руки шире.
Пять – руками помахать.
Шесть – за парты сесть опять.

Задание 4 (по картинке). Есть ли  утверждения, верные для данного рисунка?

- Все круги желтого цвета.

- Если фигура синего цвета, то это квадрат.

- Если фигура желтого цвета, то это треугольник.

Закончи высказывание, верное для данного рисунка.

Если фигура красного цвета, то это…

Дети выполняют самостоятельно, затем меняются тетрадями, проверяют и исправляют ошибки.

Задание 5. Какая картинка лишняя?

Лишний ежик, так как это живой предмет, а все остальные неживые.

Лишняя вишня – так она растет в саду.

Задание 6 (устно). В двух коробках лежала 9 мячей. Из одной коробки в другую переложили 2 мяча. Сколько стало мячей в двух коробках?

- Сколько мячей в двух коробках?

- Сколько мячей переложили из одной коробки в другую?

- Сколько мячей стало в двух коробках?

Вспомним состав числа 9: 8 и 1, 7 и 2, 6 и 3, 5 и 4.

Предположим, если в первой коробке 8 мячей, а во второй 1, то когда мы уберем из первой коробки 2 мяча, в ней останется 6 мячей. Во второю коробку положим 2 мяча, в ней станет 3 мяча.

По рядам дети рассматривают другие варианты. Представитель от каждого ряда выходит и рассказывает свой вариант.

Пальчиковая гимнастика.

Задание 7.

- Измерьте длины звеньев каждой ломаной.

- Вставьте пропущенные числа. Запишите неравенства.

- Какие это ломаные? (Одинаковые)

IV. Рефлексия. Итог урока

- Что больше всего вам понравилось на уроке?

- Поднимите зеленые карточки, у кого не было трудностей в выполнении задания.

- Поднимите красные карточки, кто при выполнении заданий столкнулся с трудностями.