Урок-проект "Образ русского богатыря Добрыни Никитича. Правда и вымысел". 7-й класс

Разделы: Литература


Цели:

  • Создать условия для характеристики Добрыни Никитича как исторического лица, образа былинного богатыря, персонажа фильма «Последний богатырь»; усвоения понятий прообраз, элементы художественного вымысла, аллегория;
  • Развить умение работать с различными источниками информации и решать проблемные задачи;
  • Помочь ученику определиться в нравственных ориентирах;

Задачи.

  • формирование мотивации для изучения былин о Добрыне Никитиче путем создания проблемной ситуации;
  • актуализация знаний учащихся по теме: Устное народное творчество. Былины;
  • организация групповой работы учащихся по сбору и переработке информации: текстов былин и летописей, просмотр художественного фильма о Добрыне Никитиче;
  • организация рефлексии учащимися собственных знаний путем их сравнения с полученными результатами;
  • организация самооценки учащимися своей деятельности.

Планируемые результаты.

  • Предметные результаты: углубление знаний учащихся о русском эпосе, былинах о Добрыне Никитиче, развитие умения характеризовать художественный образ; формирование понятий «прообраз», «аллегория», «художественный вымысел»; умение видеть и понимать взаимосвязи литературы и истории, литературы и кино;
  • Личностные результаты: мотивирование учащихся к индивидуальной и коллективной деятельности, формирование нравственно-этической ориентации на основе анализа поступков героя;
  • Метапредметные результаты:
    • познавательные: поиск и выделение необходимой информации в текстах; применение метода информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;
    • регулятивные: умение формулировать и удерживать учебную задачу, планировать и регулировать свою деятельность;
    • коммуникативные: умение работать в группах, устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать, формулировать собственное мнение, осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации;

Тип урока: урок систематизации знаний (общеметодологической направленности).

Вид урока: проект.

Вид проекта: исследовательский.

Сроки: 2 недели.

Технологии: проектной деятельности, критического мышления.

Метод обучения: поисковый.

Методы исследования теоретические: обобщение, сравнительный анализ, синтез, изучение художественных текстов (былин), изучение документальных свидетельств (летописей).

Основные понятия: аллегория, прообраз, художественный вымысел.

Используемые материалы:

  1. Круглов Ю.Г. / Былины – «Просвещение». М., 1985
  2. ФЭБ: Летописные известия о киевском воеводе Добрыне. – 1974
  3. Фильм «Последний богатырь», 2017 год, режиссёр Д.Дьяченко.

Этапы работы над проектом

Этапы

Содержание работы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Поисковый

Определение темы. Постановка проблемы.

Ребята! Сегодня мы обсудили с вами былину «Добрыня Никитич и Змей». В ходе работы вы вспоминали недавно просмотренный фильм «Последний богатырь». Какие вопросы у вас появились при сравнении содержания былины и содержания фильма?

Былинный Добрыня совсем не похож на Добрыню из фильма «Последний богатырь». Непонятно, почему авторы фильма изобразили Добрыню на стороне злых сил.

Выдвижение гипотез.

Как вы думаете, почему авторы фильма именно так изобразили Добрыню Никитича?

1. Добрыня Никитич – реальный человек, живший на Руси, который иногда совершал недостойные богатыря поступки.
2. Авторы фильма выдумали все события, а от былины оставили только имена богатырей.
3. Существуют другие былины о Добрыне Никитиче, которые и легли в основу фильма.

Аналитический

Формирование групп по количеству гипотез и по их сторонникам.

Наблюдает, помогает детям самоорганизоваться.

Делятся на группы в зависимости от того, кто какую гипотезу поддерживает.

Постановка задач, определение источников информации.

Как мы сможем установить, кто из нас прав?

1. Перечитать все былины о Добрыне Никитиче, составить характеристику персонажа.
2. Найти и изучить упоминания о Добрыне в летописях.
3. Ещё раз просмотреть фильм и составить характеристику Добрыни.
4. Сравнить Добрыню Никитича – реальное историческое лицо, былинного героя, персонажа фильма.

Определение способа представления результатов.

Предлагает устные сообщения или презентации.

Выбирают для себя форму представления результатов исследования

Практический

Сбор и уточнение информации. Обсуждение хода проекта. Анализ информации. Формулирование выводов.

Помогает в поиске источников информации, высказывает предположения. Наблюдает за работой учащихся.

Ищут и анализируют информацию. Оформляют проект.

Контрольный

Представление полученных результатов.

Слушает, задаёт вопросы, направляет процесс обсуждения, оценивает выводы.

Представляют работы, доказывают или опровергают свои гипотезы. Решают поставленную проблему.

 

Решение проблемы.

Как мы, прослушав все три исследования, можем ответить на поставленный вопрос, прозвучавший в начале нашей работы: былинный Добрыня совсем не похож на Добрыню из фильма «Последний богатырь», почему авторы фильма изобразили Добрыню на стороне злых сил?

Авторы фильма опирались на содержание былины «Добрыня и Марина», в которой рассказывается, как Марина превратила Добрыню в тура. То есть они использовали тот факт, что Добрыня был околдован. И в фильме Варвара смогла полностью подчинить богатыря своей власти.  Но в былине Добрыня смог освободиться от чар Марины, а в фильме нет, поэтому образ Добрыни получился неполным и утратившим главное своё достоинство – героизм и преданность Родине и вере.
Для авторов фильма важнее оказалась зрелищность, чем близость письменному источнику.

Рефлексия

Анализ достигнутых результатов.

- Вы были готовы к такому результату исследования?
- Какие испытывали затруднения, работая над проектом?
- Что показалось самым интересным в процессе работы?

Делают самоанализ своих работ, дают им оценку.

Исследовательские работы, представленные учащимися.

1 группа

Добрыня и его сестра были детьми Малка Любечского. Местом рождения Добрыни считается столица древлян - город Искоростень (сейчас Коростень Житомирской области). После сожжения города ратью княгини Ольги, пленённого 10-летнего Добрыню привезли в терем киевской княгини, где он с сестрой обитал на правах дворцовой челяди. Немало унижений испытал княжич, но именно в княжеском тереме он выработал характер воина и дипломата.
После рождения Владимира Добрыня был определён ему в воспитатели. С этих самых пор он всегда был рядом с князем. Именно он уговорил послов из Новгорода просить себе князем Владимира, на него опирался Владимир, добывая княжий стол в Киеве. В лѣто 6478 (970). В се же время придоша людье ноугородьстии, просяще князя собѣ: «Аще не поидете к намъ, то налѣземъ князя собѣ». И рече к нимъ Святославъ: «А бы пошелъ кто к вамъ». И отпрѣся Ярополкъ и Олегъ. И рече Добрыня: «Просите Володимера». Володимеръ бо бѣ отъ Малуши, ключницѣ Ользины; сестра же бѣ Добрынъ, отець же бѣ има Малъкъ Любечанинъ, и бѣ Добрына уй Володимеру. И рѣша ноугородьци Святославу: «Въдай ны Володимира». Онъ же рече имъ: «Вото вы есть». И пояша ноугородьци Володимера к собѣ, и иде Володимиръ съ Добрынею, уемъ своимь, Ноугороду» (ПВЛ, стр. 49–50).

В летописях упоминается о том, что воевода Добрыня смог укротить Новгородского змея, который мучил всех местных жителей. Также достоверно известно, что воевода Добрыня смог найти для князя Владимира красавицу- жену Рогнеду, что стало основой былины русского цикла «Как Дунай Иванович и Добрыня Никитич искали невесту для князя Владимира». В лѣто 6636 (1128)... Роговолоду держащю и владѣющю и княжащю Полотьскую землю, а Володимеру сущю Новѣгородѣ, дѣтьску сущю, еще и погану. И бѣ у него [уи его] Добры на, воевода и храборъ и наряденъ мужь. Сь посла к Роговолоду, и проси у него дщере [его] за Володимера. Он же рече дъщери своеи: «Хощеши ли за Володимера?» Она же рече: «Не хочю розути обичича, но Ярополка хочю». Бѣ бо Роговолодъ перешелъ изъ заморья, имѣяше волость свою Полтескъ. Слышавше же Володимеръ разгнѣвася о тои рѣчи оже рече: «не хочю я за робичича», пожалиси Добрына и исполнися ярости, и поемше вои / и / идоша на Полтескъ, и побѣдиста Роговолода. Рогъволодъ же вбѣже в городъ. И приступивъше к городу и взяша городъ и самого [князя Роговолода] яша и жену его, и дщерь его. И Добрына поноси ему и дщери его, нарекъ еи робичица и повелѣ Володимеру быти с нею пред отцемь ея и матерью. Потом отца ея уби, а саму поя женѣ и нарекоша еи имя Горислава... (ПСРЛ, т. I. М., 1962, стр. 299–300.

И Добрыня не только принимал участие в решении принять христианство из Византии, но и активно обращал «сограждан» в новую веру. И делал это не только словом Божьим, но и мечом острым. Въ лѣто 6498 (990)... Того же лѣта иде Михаилъ митрополитъ Киевский и всея Руси въ Новгородъ Великий, съ епископы Фотѣя патриарха... и з Добрынею дядею Володимеровымъ...; и идолы сокруши, и многия люди крести... Въ лѣто 6499 (991). Иде Михаилъ митрополитъ по Русской землѣи до Ростова, съ четырма епископы Фотѣа патриарха, и з Добрынею... И учаше митрополитъ всѣхъ... вѣровати въ единого бога (ПСРЛ, т. IX. М., 1965, стр. 63–64).

Добрыня был женат на женщине-воительнице по имени Настасья. Интересно, что будущая супруга однажды победила Добрыню в своеобразном поединке. 
Можно предположить, что деятельность Добрыни — установление им кумиров над Волховом, замерение с «неверными» (болгарами) — могла дать повод к появлению рассказов о связи новгородского воеводы со всякого рода «нехристью». В лѣто 6493 (985) Иде Володимеръ на Болгары съ Добрынею, съ уемъ своимъ в лодьях,... и побѣди болгары. Рече Добры на Володимеру: «Съглядахъ колодникъ, и суть вси в сапозѣх. Сим дани намъ не даяти, поидемъ искать лапотниковъ». И створи миръ Володимеръ съ болгары...» (ПВЛ, стр. 59). В лѣто 6488 (980)... (Владимир, победив Ярополка, прогнал из Новгорода посадников, им поставленных) Володимеръ же посади Добрыну, уя своего, в Новѣгородѣ. И пришедъ Добрына Ноугороду, постави кумира надъ рѣкою Волховомъ, и жряху ему людье ноугородьстии аки богу (ПВЛ, стр. 56).

Таким образом, мы доказали, что Добрыня Никитич - реальное историческое лицо, о котором упоминают русские летописи. Он соратник князя Владимира, принимавший самое активное участие в крещении Руси. Он же и послужил прообразом (прообраз – тот, кто послужил автору образцом для создания персонажа художественного произведения) былин о Добрыне Никитиче. Русский народ Добрыню уважает за мужество, силу, верность князю Владимиру и готовность защитить землю и христианскую веру.

2 группа

О Добрыне Никитиче до наших дней сохранилось восемь русских былин:

1. «Поединок Ильи Муромца и Добрыни Никитича».

2. «Добрыня и Змей».

3. «Добрыня и Настасья».

4. «Добрыня и Марина».

5. «Добрыня и Василий Каземирович».

6. «Добрыня и Алеша Попович».

7. «Поединок Добрыни Никита с Дунаем Ивановичем».

8. «Как Дунай Иванович и Добрыня Никитич искали невесту для князя Владимира».

Наиболее известная былина о Добрыне Никитиче - «Добрыня и Змей», в ней повествуется о мужественном сражении Добрыни со злым чудовищем Змеем, который жил в Новгороде. В первой части былины Добрыня подписал с ним мирный договор:

Не съезжаться бы век по веку в чистом поле,
Не делать боя-драки, кроволитьица.

А во второй части богатырь по просьбе киевского князя Владимира выступает на битву со змеем, похитившим любимую княжескую племянницу Забаву Путятичну. Исполинский змей «о двенадцати хоботах» налетел на Киев и унёс Забаву, гулявшую по саду, к себе в логово. Добрыня вступает в битву со змеем на Почай-реке, он сражается с ним три дня и ещё три часа, убивает змея и выводит на свет из пещеры не только Забаву, но и множество других добрых людей, которых Змей увёл в полон:

А Добрыня своей матушки не слушался.
Как он едет далече во чисто поле
А на тую на гору сорочинскую,
Потоптал он младыих змеенышей,
А й повыручил он полонов да русскиих.

В былине «Добрыня и Настасья» нашёл отражение образ его жены. Вот как описывается первая их встреча:

И наехал тут Добрынюшка да в третий раз
А на ту же поленицу на удалую,
Да ударит поленицу в буйну голову.
На коне сидит же поленица, сворохнулася
И назад же поленица оглянулася.
Говорит же поленица да удалая:
«Думала же, русские комарики покусывают, —
Ажно русские богатыри пощалкивают!»
Ухватила тут Добрыню за желты кудри,
Сдернула Добрынюшку с коня долой,
А спустила Добрыню во глубок мешок,
А во тот мешок да тут во кожаной.

Воевода Добрыня смог найти для князя Владимира красавицу-жену Рогнеду, что стало основой былины русского цикла «Как Дунай Иванович и Добрыня Никитич искали невесту для князя Владимира»:

А во ту пору и во то время
Что Добрынюшка, сын Никитич млад,
Он и ходит  по городу по Ляхову
Он и бьёт татар всех до единого;
Услыхал король ляховинский
Выходил король на красно крыльцо,
Говорил король таково слово:
«Уж ты ой еси, Дунаюшка, сын Иванович!
Просим милости ко мне хлеба-соли кушати…

В былине «Добрыня Никитич и Марина» мы видим девушку – чародейку, которая знает все премудрости древней магии. Мать Ефимья просит сына не ходить в тот дом, где живет колдунья Марина, ведь она уже погубила немало богатырей и добрых молодцев. Добрыня слушает наказа матери, но как-то раз, гуляя, видит голубей. Он понимает, что на самом деле эти голуби – нечистая сила, и стреляет в них из лука. Стрела попадает прямо в окно Марины. Добрыня хочет забрать стрелу, и колдунья начинает его соблазнять. Он не поддается на уговоры, и тогда Марина пускает в ход колдовство:

Набирала Марина беремя дров,
А беремя дров белодубовых,
Клала дровца в печку муравленую
Со темя следы горячими,
Разжигает дрова палящатым огнем,
И сама она дровам приговариват:
«Сколь жарко дрова разгораются
Со темя следы молодецкими,
Разгоралось бы сердце молодецкое
Как у молода Добрынюшки Никитьевича.

А потом Марина пришла на пир и всем хвалилась, что обратила Добрыню в гнедого тура и пустила его далече во чисто поле к девяти другим турам, тоже превращенным богатырям:

Что Добрыня им будет десятый тур,
Всем атаман — золотые рога.

Но Добрыня сумел освободиться от колдовских чар и саблей зарубил Марину:

Пришли они ко Марине на высок терем,
Говорил Добрынюшка Никитич млад:
«А и гой еси ты, моя молодая жена,
Молода Марина Игнатьевна!
У тебя в высоких хороших теремах
Нету Спасова образа,
Некому у тя помолитися,
Не за что стенам поклонитися.
А и чай моя вострая сабля заржавела?»
А и стал Добрыня жену свою учить,
Он молоду Марину Игнатьевну,
Еретницу,…, безбожницу…

Таким образом, мы делаем вывод, что многие события жизни Добрыни Никитича отразились в былинах. В частности, борьба с Нептуном – змеюкой (борьба с язычниками), женитьба на Настасье, поездка за невестой князя и связь с нечистой силой. То есть реальный Добрыня стал прообразом Добрыни Никитича в былинах, а его борьба со Змеем и волшебными чарами – аллегория (иносказательное изображение понятия или явления через конкретный образ), отражение его борьбы с язычеством. Несмотря на то, что многие события и поступки реального Добрыни в былинах приобрели сказочные черты (в художественных произведениях допускается элемент вымысла – форма создания и изображения жизни в сюжетах и образах, не имеющих прямой соотнесённости с реальностью), уважительное отношение к Добрыне осталось: он мужественный воин, герой, готовый защитить слабых, русскую землю, интересы русского князя Владимира, христианскую веру.

3 группа

Фильм «Последний богатырь» вышел на экраны 26 октября 2017 года. Режиссёр Дмитрий Дьяченко. Иван, обычный парень, живущий в Москве, переносится в фантастическую страну Белогорье. В этом волшебном мире живут герои русских сказок и былин, в том числе и Добрыня Никитич. Неожиданно Иван, его играет Виктор Хориняк, оказывается в центре борьбы добрых и злых сил. Среди злых сил оказался и Добрыня Никитич, его играет Евгений Дятлов. Иван должен найти меч – кладенец и уничтожить злую волшебницу Варвару, устроившую охоту на богатырей. Она заколдовала Илью Муромца, Алёшу Поповича, других богатырей: превратила их в каменные глыбы и спрятала в темнице. И Добрыню Никитича она полностью подчинила своей воле. В результате Добрыня Никитич становится врагом Ильи Муромца и Алёши Поповича.

Мы делаем вывод, что по мнению авторов фильма, Добрыня Никитич был связан со злыми силами и под воздействием чар Варвары оказался противников других богатырей. На протяжении всего фильма Добрыня – человек ведомый, доверяющей Варваре, и никаких доблестных, благородных поступков, достойных уважения, он не совершил. В фильме утрачено главное качество богатыря – заступник земли русской и веры христианской.

Вывод.

Авторы фильма опирались на содержание былины «Добрыня и Марина», в которой рассказывается, как Марина превратила Добрыню в тура. То есть они использовали тот факт, что Добрыня был околдован. И в фильме Варвара смогла полностью подчинить богатыря своей власти. Но в былине Добрыня смог освободиться от чар Марины, а в фильме нет, поэтому образ Добрыни получился неполным и утратившим главное своё достоинство – героизм и преданность Родине и вере. Думаю, что для авторов фильма важнее была зрелищность, чем следование письменным источникам.

29.10.2018