Нетрадиционные приемы развития устной речи

Разделы: Начальная школа


Третий год я работаю в классе с углубленным изучением русского языка и литературного чтения. С первого класса стала искать интересные приемы развития устной речи учащихся, так как после знакомства с детьми поняла, не все дети хотят и умеют высказывать мысли вслух, задавать вопросы, рассуждать об увиденном, давать ему оценку.

Нужны были такие приемы, которые внешне отвлекали бы ребенка от задачи - «развивать свою речь» и одновременно служили бы этой цели. Малышам ближе всего игра, и я начала искать, придумывать «речевые игры». Их я провожу в начале урока чтения или в минуты отдыха на уроке. Таких игр накопилось около двадцати. Вот некоторые из них.

1. «Шкатулка сказок»

В шкатулке лежат цветные кружки. Учитель открывает крышку, а дети говорят «Раз, два, три! Ну-ка сказка выходи!». Они по очереди достают кружки, и те становятся персонажами. Кружки крепит на доску, по ним затем легко восстановить сказку. Достали красный – это костер, желтый -0 цыпленок. Сказку можно начинать: «Во дворе горел костер. Увидел его цыпленок и побежал к костру». Достали черный кружок – это туча. «Испугалась туча, что цыпленок обожжет перья. Полила она костер дождем, он и погас». Дети достают еще кружок, сказка, как снежный ком, покатилась дальше, обрастая персонажами и событиями. 

Один кружок каждый раз может стать кем угодно. Например, зеленый кружок – он то огурец, то росток, то листик, то пуговица, то горошинка.

2. «Узнай меня»

Нескольким ученикам даю предметные картинки. Они должны указать признаки предмета и дать его описание: цвет, материал, форма, части, для чего, что ест, где живет и т.д., не называя его самого. остальные ученики угадывают, о чем шла речь, поправляют, дополняют сказанное.

Ученик говорит, «Это предмет неживой. Он бывает из металла, бывает эмалированный. Его можно встретить на кухне. У него есть брюшко, ручка, крышка, носик. В нем кипятят воду». Все догадались, что это чайник. Кто-то вспомнил загадку: «Их горячего колодца через нос водица льется». Задумались, почему это про чайник, ведь так можно сказать и о самоваре. Решили придумать более точную сказку.

3. «Бывает - не бывает».

Дети придумывают разные предложения: выпал снег; Поезд отправляется в 12 часов; Волк залез на дерево. Класс хором утверждает: бывает это или нет.

4. «Что такое хорошо и что такое плохо?»

Класс делится на две команды. Показываю детям предмет. Одна группа детей ищет у него достоинства (чем он хорош), а другая – недостатки. Такое соревнование (кто больше придумает ) очень увлекает детей. Одни говорят: «Стакан красивый, на нем яркая наклейка – это хорош. Он прозрачный, сквозь стенки виден цвет жидкости – это хорошо». А другие утверждают: «Стакан хрупкий, его легко разбить – это плохо. У него нет ручки, и горячий чай трудно держать – это плохо». Итак, мы говорим о б иголке, журнале, деревянной ложке, друге и т.д.

5. «Сочиняйка»

Придумай 10 новых применений лопнувшему воздушному шарику, пустому стержню, обертке шоколадки, пустой консервной банке и т.д.

6. «Загадалки»

Водящий выходит к доске. Дети оп очереди задают ему вопросы о нем самом, его увлечениях, друзьях, любимых блюдах и т.д.: «Сколько тебе лет? Сколько человек живет в вашей квартире? Когда у тебя день рождения? Какого цвета у тебя глаза? Сколько пуговиц на твоей рубашке?»  На верно заданный вопрос – сам можешь спрашивать. Если водящий ошибся или ответил одним словом, он уступает место другому. 

7. «Перевертыши»

Любую фразу в русском языке можно сказать по-другому. Попробуйте и вы сказать по-другому не повторяя ни одного слова, но сохраняя смысл, различные фразы: «Воробей влетел в окно»; «Муха села на варенье»; «Пошел сильный дождь» и др. Так фразу «муха села на варенье» дети переиначили в следующую: «жужжащее насекомое серого цвета приземлилось на лакомство, сваренное из ягод в сахаре».

8. «Выгляни в окошко»

В раскрашенную рамочку – «окошко» с закрывающимися створками вставляются листы цветной бумаги. Створки отворяются. Предлагаю детям «выглянуть в окошко» - пофантазировать и рассказать, что они видят за «окном». Обычно за белым листом дети «видят» зимний пейзаж, каток, больницу; за желтым – пустыню, осеннюю полянку и т.п.

9. «Собери поезд»

На доске прикреплены картинки. На них различные предметы: ложка, пылесос, ваза тарелка, поливочная машина и т.д. Картинки – это «вагоны», их нужно поставить друг за другом т.к., чтобы между стоящими рядом «вагонами» можно было указать какую-либо связь. Класс «собирает» поезд: за ложкой ставит тарелку, так как это посуда, за тарелкой вазу, так как они обе сделаны из фарфора. Далее поедет поливочная машина, так как и в вазу, и в поливочную машину наливают воду. За поливочной машиной пылесос, потому что они машины и служат для уборки пыли, грязи. Картинки на доске переместились – поезд готов. Выбирается «машинист», он проверяет, как «скреплены вагоны» - повторяет связи между предметами.

10. «Волшебная кисточка»

Один из учеников (или я) делает несколько взмахов «волшебной кисточкой», ручка которой обернута цветной фольгой. Дети останавливают кисточку словами: «Раз, два, три, замри!». После этого класс «разгадывает», что нарисовала кисточка. Дети рисуют словесные картинки на различные темы.

Равнодушных к таким упражнениям не бывает. Ведь детям кажется, что они просто играют, соревнуются, у них исчезает стеснение, боязнь говорить. Это только первые шаги, но они помогают детям стоить предложения, делать выводы, обогащают их словарный запас, учат размышлять. Чередуя подобные игры, можно поддерживать интерес к самостоятельным высказываниям, формировать умение сравнивать, объяснять.