Методическая разработка урока по ОРКСЭ модуль «Основы православной культуры» Тема: «Святые заступники. Историческая игра-лото». 4-й класс

Разделы: ОРКСЭ


Пояснительная записка

Игра является культурологической, исторической, ориентирована на систематизацию и обобщение знаний учащихся об известных личностях России, представляющих духовную ценность русского народа. Во время урока учащиеся узнают о наиболее почитаемых святых, сыгравших важную роль в истории Отечества: князь Владимир, Александр Невский, Дмитрий Донской, Сергий Радонежский, Серафим Саровский.

Педагоги и психологи давно обратили внимание на огромное значение игры для всестороннего развития детей. По их мнению, в ней ребенок с большим интересом и охотой выполняет то, что вне ее ему кажется очень трудным.

В современном мире игра «Лото» стала более многогранной и используется в разных областях нашей жизни. Лото может показать не только свою соревновательную сторону, но и познавательную, поэтому она идеально подходит для детей в качестве развивающей формы занятия.

Данная разработка может быть использована на уроках ОРКСЭ, классных часах, библиотечных уроках, во внеурочной деятельности.

Предварительно проводится цифровой диктант, в котором приводятся несколько утверждений по теме. Если они верные, игроки ставят 1, если утверждение неверное, ставится 0. В конце учащиеся самостоятельно проверяют цифровой диктант и ставят правильный ответ, но уже карандашом другого цвета. Данная методика позволит провести первичный контроль знаний, а также ученику в конце занятия осуществить самоконтроль. (Приложение)

Методикой обучения на уроке является развивающее обучение.

Развитие мотивации происходит с помощью создания проблемной ситуации при решении творческих задач.

Речевое развитие – представление своего «Игрового поля».

Воспитание практической самостоятельности - проведение творческой работы в соответствии с изучаемой темой.

Методы обучения: словесные, наглядные, творческие, практические.

Метапредметные связи: культура и история.

Тип урока ;- комбинированный, т.к. четко выделяются его части: организационный момент, постановка целей, практическое занятие - игра, подведение итогов, самооценка.

Здоровьесберегающие технологии: соблюдение гигиенических требований к кабинету (чистота, свежий воздух); благоприятный эмоциональный настрой; смена деятельности.

Планируемые результаты:

  • регулятивные: саморегуляция;
  • познавательные: отбор необходимой информации;
  • коммуникативные: умение и готовность вести диалог, искать решения, оказывать поддержку друг другу.

Предлагаемый конспект включает в себя подробное описание деятельности педагога и обучающихся на каждом этапе урока. В приложениях к уроку даны карты «Игровое поле», а также информационные карточки.

Цель: формирование гражданско-патриотических ценностей, бережного отношения к историческому и культурному наследию своей Родины.

Задачи:

Обучающие:

  • формировать у обучающихся представления о прошлом и настоящем нашей Родины;
  • о личностях, оставивших заметный след в истории;
  • о вкладе, который внесли соотечественники в духовное и культурное наследие страны.

Развивающие:

  • развивать коммуникативные навыки и умения в процессе общения, учить работать в группах.

Воспитательные:

  • способствовать пробуждению интереса к изучению истории и православной культуры;
  • воспитывать умение строить позитивные межличностные отношения со сверстниками.

Форма проведения: настольная игра, за основу которой взята детская настольная игра «Лото». Эта форма характеризуется наглядностью. Участвовать могут как подготовленные, так и неподготовленные дети.

Принимают участие 5 команд. Проходит в два тура.

I тур

Каждая команда получает карту «Игровое поле», которая представляет собой лист с шестью картинками, объединенными одной темой: князь Владимир, Александр Невский, Дмитрий Донской, Сергий Радонежский, Серафим Саровский. На картах будут изображения, связанные с жизнью святого: основные события, памятники, храмы и обители, иконы. К каждому изображению будет текстовая информация на информационных карточках.

«Игровые поля» предварительно разыгрываются. Участники выполняют различные задания, в которых нужно узнать имя исторического деятеля. Участники, первыми ответившие на задание, получают карту с именем человека, о котором шла речь.

«Игровое поле» нужно заполнить информационными карточками.

Текст информационной карточки читает ведущий, доставая их в произвольном порядке. Команда в это время определяет, соответствует ли карта их игровому полю.

Если подходит, то закрывается одно из полей своей главной карты.

После того, как все закроют «Игровые поля» начинается 2 тур.

II тур

Командам дается время на подготовку, так как один из участников команды должен еще раз рассказать о святом, карту с именем которого они заполняли.
Лучший ответ определит победителя.

Ход игры

1. Вступительное слово ведущего

Страна российская с давних пор именуется святою. Не потому, что мы лучше других народов. Так названа Русь оттого, что ни в какой иной земле не было столько угодников Божиих, сколько в нашем отечестве. А ещё, идеалом жизни для многих поколений русских людей является святость.

История России неразрывно связана с Православием. Православная вера не дала погибнуть Руси во времена татарского ига.

На протяжении столетий православный народ молился своим угодникам и чудотворцам, и во многом их помощь и заступничество перед Богом помогли России выстоять в годы тяжких испытаний.

Сегодня вы узнаете о людях, чьи дела и подвиги снискали им почет и уважение при жизни, а после смерти дали основание для причисления к лику святых.

Среди них – великий князь Владимир, креститель Руси, благоверный Александр Невский, преподобный Сергий Радонежский чудотворец, полководец Дмитрий Донской, святой чудотворец Серафим Саровский. Именно они, осенённые Божественным светом Пресвятой Троицы, изменили лик нашей земли. Не огнем и мечом, хотя защищаться им пришлось, а миром и любовью, единством и согласием.

2. Рапределение карт «Игровое поле»

Задание 1. Разгадайте шифрограмму. Команда, первая выполнившая задание, получает карту «Александр Невский».

Задание 2. Расположите буквы в порядке убывания. Команда, первая выполнившая задание, получает карту «Дмитрий Донской».

НМЙ   СДОКИО  ИДРТЙ

Задание 3. Разгадайте шифрограмму (убрать повторяющиеся буквы). Команда, первая выполнившая задание, получает карту «Сергий Радонежский».

БСББЕБББРБГББИБББЙБРББАБББДБОББНБББЕБЖББСБББКБИББЙБББ

Задание 4. Прочитайте правильно. Команда, первая выполнившая задание, получает карту «Князь Владимир».

РИМИДАЛВЬЗЯНК

Задание 5. Разгадайте ребус. Команда получает карту «Серафим Саровский».

Заполнение карт «Игровое поле»

Ведущий берет в произвольном порядке информационные карточки и зачитывает текст. Участники сопоставляют текст с темой своего «Игрового поля».

Александр Невский. Информация на карточках

- Великого князя Александра Ярославича русский народ полюбил за его славные победы, а Церковь за то, что он защищал православное христианство от многих опасных врагов.

- В 1240 году шведское войско высадилось в устье Невы. Иноземцы рассчитывали на скорую победу. Князь Александр стал готовиться к атаке. Как сообщает житие князя, перед выходом Александр был в церкви Святой Софии и усердно молился. Выйдя из церкви, он ободрял свою дружину словами: «Не в силе Бог, а в правде». Сражение на Неве принесло Александру Ярославичу победу. За это он получил почетное прозвище – Невский.

- В 1242 г. Немецкие рыцари захватили город Псков и хотели нанести удар по Новгороду. 5 апреля 1242 года на льду Чудского озера состоялась знаменитая битва - Ледовое побоище. Немецкие полки построились клином. («свиньёй»). Александр Невский зная хитрость врага, оставил в засаде часть своей дружины. Когда немцам удалось пробить центр русских войск, на противника были направлены свежие силы. Рыцари пустились в бегство по замерзшему озеру, но тонкий весенний лед проломился под тяжестью их военных доспехов, и немецкое войско стало тонуть в озере.

- Перед иконой св. благоверного князя Александра Невского можно прочитать молитву и попросить у него мужества, ясного разума, крепости и смирения, чтобы смогли мы сохранить и благо украсить Россию.

- Сегодня святые мощи благоверного князя Александра Невского можно увидеть в г.Санкт-Петербурге в Александро-Невской лавре. Это мужской монастырь. Посвящение монастыря святому князю Александру Ярославичу Невскому объяснялось тем, что именно в этом месте, как тогда считалось, князь одержал победу над шведами в Невской битве 1240 года.

- «Кто с мечом к нам войдет, от меча и погибнет». Эту фразу новгородский князь якобы произнес, когда послы Ливонского ордена прибыли в Великий Новгород просить «вечного мира» после поражения в Ледовом побоище. На самом деле, источником этих слов стал фильм Сергея Эйзенштейна «Александр Невский» (1939), в его киносценарий была включены эта фраза. Слова «Взявши меч мечом погибнет» сказал Иисус Христос при его аресте в Гефсиманском саду.

Князь Владимир. Информация на карточках

- Сильным и могущественным стало государство при князе Владимире, младшем сыне князя Святослава. «Владимир Красное Солнышко»,  - так называли князя Владимира на Руси.

- Вся жизнь князя Владимира прошла в постоянных военных походах не только против соседних народов, но и против русских князей, не желавших признавать его своим старшим князем. Распря между князем Владимиром и его братьями началась после смерти князя Святослава. Став великим князем и объединив под своей властью все русские земли, князь Владимир предпринял ряд походов на своих северных и западных соседей.

- Самым большим событием во времена правления князя Владимира было принятие Русью новой веры – христианства. До этого славяне почитали множество богов. 988 год считается временем крещения Руси.

- Князь Владимир отправил послов в разные государства выбирать веру. Когда послы вернулись домой, то рассказали, что больше всего им понравилось в греческой церкви. Князь Владимир со своей дружиной первым принял крещение, затем в Киеве был крещен весь народ.

- Перед ликом мудрого князя просят об избавлении государства от врагов, о преодолении внутренних проблем страны, о мире и укреплении веры. Святому молятся об исцелении от болезней, особенно связанных со зрением: по одной из легенд, князь, который из-за тяжелого недуга практически ослеп, после крещения вновь узрел мир в ярких красках.

Князь Владимир был одаренным воином и правителем, поэтому является покровителем внутренних войск России. Также князь считается небесным заступником всех мужчин с именем Владимир.

- В День народного единства 4 ноября 2016 года в Москве состоялась торжественная церемония по случаю открытия памятника святому равноапостольному князю Владимиру.

Монумент можно назвать, в полном смысле, народным, он создан на средства Российского военно-исторического общества и частных пожертвований. Всего было собрано более 100 миллионов рублей.

Памятник Владимиру установлен на Боровицком холме, его высота вместе с постаментом составляет 17,5 метров.

Сергий Радонежский. Информация на карточках

- Сергий Радонежский - святой, преподобный, величайший подвижник земли русской, преобразователь монашества в Северной Руси. Происходил из знатного рода; родители его, Кирилл и Мария, принадлежали к ростовским боярам и жили в своем поместье недалеко от Ростова, где и родился Сергий в 1314 г. В миру, мальчиком его звали Варфоломеем.

- В семилетнем возрасте Варфоломея отдали учиться грамоте. Он всей душой жаждал учения, но грамота не давалась ему. Скорбя об этом, он днем и ночью молил Господа открыть ему дверь книжного разумения. Однажды, ища в поле пропавших лошадей, он увидел под дубом незнакомого старца-черноризца. Монах молился. Отрок подошел к нему и поведал свою скорбь. Сочувственно выслушав мальчика, старец начал молиться о его просвещении. Затем вынул малую частицу просфоры и, благословив ею Варфоломея, сказал: “Возьми, чадо, и съешь: сие дается тебе в знамение благодати Божией и разумения Священного Писания”. Господь дал ему память и разумение, и отрок стал легко усваивать книжную мудрость. После этого чуда в юном Варфоломее еще более окрепло желание служить только Богу.

- Бог даровал ему знамения благодати, он мог исцелять больных. Однажды он даже воскресил умирающего сына по отчаянным молитвам его отца. Преподобный Сергий на расстоянии умел видеть и слышать. Но самым замечательным и чудесным было явление старцу во время Рождественского поста Богородицы с апостолом Петром.

- Перед сражением на Куликовом поле князь Дмитрий отправился в Троицкий монастырь к его настоятелю Сергию Радонежскому. Сергий благословил князя на битву с врагом. В помощь князю он дал двух монахов, бывших воинов – Пересвета и Ослябю.

- Постоянный поток паломников к божественным изображениям и мощам святого Сергия не иссякает. Часто происходят множественные чудеса перед ними: усмиряется гордыня, так как это считается одним из самых тяжелейших грехов; люди получают помощь в нуждах своих; благодатный совет и наставление. Зачастую перед этим ликом молятся об успехах в образовании и духовном здоровье детей. Именно потому, этот образ часто встречается в православных домах.

- Троице-Сергиева лавра (в церковной литературе обычно Свято-Троицкая Сергиева лавра) – крупнейший мужской монастырь Русской православной церкви с многовековой историей. Расположен в центре города Сергиева Посада Московской области, на реке Кончуре. Крупнейший центр образовательной и издательской деятельности Русской православной церкви. В Свято-Троицком соборе лавры находятся мощи основателя монастыря, преподобного Сергия Радонежского.

Дмитрий Донской. Информация на карточках

- Правление Дмитрия Донского (годы жизни 1350-1389) стало символом объединения Руси. История запомнила его как успешного и талантливого полководца, истинного лидера – умного и справедливого, человека с добродушного, сильного и бесстрашного.

- Великий князь Дмитрий Иванович правил на протяжении 20 лет Московской землей и на протяжении 17 – всем Великим княжеством Владимирским. Одной из самых ярких заслуг князя считается постройка нового белокаменного Кремля в 1367. Дмитрий Донской был верующим человеком, поэтому всячески поощрял строительство церквей и православных храмов.

- Темник Мамай, крупный военачальник из Золотой Орды, с войском направился на Русь. 8 сентября 1380 года войска сошлись на поле Куликовом, где река Непрядва впадает в Дон. Бой начался поединком двух богатырей ордынского Челубея и монаха Пересвета. В какой-то момент битвы ордынцы уже торжествовали победу, но по ним ударил засадный полк. В ужасе бежали войска Мамая с поля. За эту победу князь Дмитрий получил прозвище Донской.

- Перед сражением на Куликовом поле князь Дмитрий отправился в Троицкий монастырь к его настоятелю Сергию Радонежскому. Сергий благословил князя на битву с врагом. В помощь князю он дал двух монахов, бывших воинов – Пересвета и Ослябю.

- Великого благоверного князя Дмитрия Ивановича Донского канонизировали в лике Святых в 1988 году. Иконе Святого Дмитрия Донского молятся с просьбой сохранить единство, отвести угрозы от семьи, оградить от нападения врагов, с просьбой укрепить веру. Дмитрий Донской, как и его знаменитый предок Александр Невский, покровитель людей военных профессий.

- Бронзовая скульптура на гранитном постаменте в сквере на пересечении Николо-Ямской и Яузской улиц Москвы в честь святого благоверного великого князя Дмитрия Ивановича Донского, активного собирателя русских земель вокруг Москвы. 8 мая 2014 года состоялось торжественное открытие и освящение памятника Дмитрию Донскому Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Кириллом. Памятник установлен на месте, где собиралось и отправлялось на Куликово поле войско и ополчение князя Дмитрия Ивановича Донского.

Серафим Саровский. Информация на карточках

- Иеромонах Саровского монастыря, основатель и покровитель Дивеевской женской обители. Прославлен Русской церковью в 1903 году в лике преподобных по инициативе императора Николая II. Великий подвижник Русской Церкви и один из наиболее почитаемых монахов в её истории.

- Преподобный старец Серафим еще при жизни стяжал славу святого, с малых лет удостоился видеть саму Царицу Небесную. Будучи подростком, он тяжело заболел, однако Богородица в видении обещала, что он будет исцелен и когда его приложили к Курской иконе Божией Матери Знамения он быстро поправился.

- Старец постоянно подвергал себя испытаниям. Тысячу дней и ночей простоял он на камне, точнее на двух камнях. Один камень был на пути к обители. И Серафим стоял на нем ночью. А днем он вставал на камень, который принес в келью. Стоя на камне с поднятыми к небу руками, он без устали повторял про себя молитвы и просил: «Боже, милостив буди мне, грешному!»

- В ночное время приходили к келье святого звери: медведи, и волки, и зайцы, и лисицы, подползали даже змеи, ящерицы и другие гады. Святой Серафим выходил из кельи и начинал кормить их из своего лукошка, в котором он хранил недельный запас хлеба. Сколько зверей ни приходило к старцу, хлеба всегда и на всех хватало.

- Серафим Саровский прославился своими подвигами монашества, пустынножительства, обета молчания, затворничества, столпничества, послушничества. За это Господь одарил его способностью целительства и даром предсказаний. К людям он обращался нежно и трепетно с лаковыми словами. Поэтому в молитвах его называют «Серафимушка», «Батюшка», «отче Серафим». Его лик изображают на иконах и фресках. Обычно это седовласый старец в простой одежде.

- Неразрывно связана с именем Серафима Саровского Дивеевская обитель. В монастырь едут, чтобы поклониться чудодейственным мощам Серафима Саровского, совершить омовение в купальнях с целебной водой. Но даже неверующему человеку всё-таки стоит сюда приехать. Дивеевская обитель потрясает великолепием храмов.

II тур

1. Групповая работа учащихся с текстом информационных карточек

Задача: проанализировать предложенные отрывки, выявить характерные черты героя, подготовить устное выступление.

Команды работают со своими картами. Готовят выступление по теме своей карты.

Лучший ответ определит команду-победителя. Оценивать ответы команд может учитель или приглашенные участники урока: старшеклассники, учителя, родители.

2. Обобщение. Подведение итогов

Сегодня на уроке мы познакомились с удивительными, яркими личностями. Их жизненный путь – образец святости и веры. Они жили не напоказ, а так, как подсказывало им сердце, вера в Бога, любовь к России. Они стали величайшей славой России. Подвиг их человечен!

Используемая литература и интернет-источники

  1. Булычев Ю.Ю., Краткий православный словарь.- СПб.: Петроглиф, 2014.
  2. Галеева Н.Л., Сто приемов для учебного успеха на уроках в начальной школе. – М.: «5 за знания»,2016.
  3. Давыдова Н.В., Православная культура, Словарь – справочник школьника. – М.: Про-пресс, 2008.
  4. Никольская, И.Л., Гимнастика для ума: книга для учащихся начальных классов. [Текст] – М.: Экзамен, 2009.
  5. Русские святые: для внеклассного чтения. [Текст] – М.: РОСМЭН, 2007.
  6. Саплина Е., Саплин А., Окружающий мир, 4 класс. [Текст] – М.: Астрель, 2016.
  7. Сурова Л., Открытый урок: ст.по духовному воспитанию. [Текст] – М.: Новый ключ, 2014.
  8. Храмы России. /Сост. Минаков, С., [Текст] – М.: Эксмо, 2010.
  9. Энциклопедия для детей, [Т.40], Россия: православие /Ред. Ипатько Л./. [Текст] - М.: Аванта+, 2011.
  10. https://www.portal-slovo.ru – конспект занятия «Князь Александр Невский».
  11. http://diveevo52.ru – официальный сайт Серафимо-Дивееского монастыря.
  12. http://ikona-i-molitva.info – информационный сайт» Православные иконы и молитвы.

9.11.2018