Работа над формированием двигательно-мышечного аппарата на начальном этапе занятий ритмикой в Центре вокального искусства В.Левко

Разделы: Музыка


Как известно, развитие двигательной активности младших школьников способствует улучшению их физического и психического состояния, стимулирует работоспособность и активное участие к творческой деятельности.

Двигательная активность – это биологическая потребность организма, от удовлетворения которой зависит здоровье детей, их физическое и общее развитие. К счастью, природа наградида ребенка очень ценным чувством – чувством «мышечной радости», которое он испытывает, двигаясь.

Не секрет, что большинство учащихся имеют низкий уровень двигательной активности. Это связано, как с общим мышечным тонусом ребенка (вялым или, наоборот, перевозбудимым), так и с нарушение эмоционально-волевой сферы, проявляющееся в повышенной эмоциональной возбудимости в сочетании с выраженной неустойчивостью вегетативных функций. Все чаще сталкиваешься с проблемой,что дети не умеют справляться со своим эмоциональным состоянием, не умеют или даже скорее всего не понимают, как регулировать свое поведение.

Это очень трудный момент не только для детей, но и для взрослых в целом – осознания «себя», своего тела и того, что происходит с тобой.

Поэтому на начальном этапе мы работаем без музыки, начинаем работать с мышечным тонусом - умением осознать степень «напряжения» и степень «расслабления» разных частей тела - по отдельности, «напряжение» одних частей тела при одновременном «расслаблении» других. Например, «солдатики», «железные самолеты», «тряпичные куклы».Обязательно рядом должны стоять два состояния – напряжение и расслабление,чтобы ребенку было легче их сравнивать, а,значит, понять

Далее предлагаем это почувствовать вместе с музыкой.И тут подключается эмоцмональный компонент. Ведь при при выполнении различных упражнений и движений, учащиеся подчиняют свои действия характеру музыки. Такое активное восприятие музыки позволит занимающимся глубже познать содержание, характер, ритм и другие характеристики музыкальных произведений. В двигательном плане сначала пытаемся включить в работу крупные мышцы через ходьбу, бег, маховые движения, затем после освоения этих движений переходим на более дифференцированные – мелкий бег, ходьба на полупальцах, плавные движения.

В начале берутся простые, доступные для понимания и эмоционального переживания музыкальные фрагменты, произведения (чаще всего это народные мелодии, марши). Затем, постепенно усложняя музыкальный материал, усложняются комплекс движений, появляется более тонкая двигательная, мышечная регулировка , а также усложняется эмоциональное переживание музыкального произведения.

Все это помогает ребенку понять прежде всего свое тело и его возможности, и конечном итоге управлять своим состоянием. А для вокалиста  особенно важно управление своим дыханием, мышцами диафрагмы и грудного отдела.

Примеры упражнений без музыки на укрепления тонуса:

  • «солдатики», «железные самолеты», «тряпичные куклы», «луковка растет» (общий тонус);
  • «растягивание тугой резинки» руками и резкое схлопывание, «кошечка показывает коготки», раскручивание рук как «мельница» (тонус рук и кистей);
  • «растягивание тугой резинки» между коленями и резкое схлопывание, рисование стопой по полу - стопа как «кисточка для рисования», «качание» ноги как маятника (тонус ног).

Примеры упражнений с музыкой на укрепления тонуса:

  • Английская народная мелодия. Обработка Т.Ломовой «Мельница» (освоение махового движения рук).
  • «Марш». Э.Парлов, «Марш». Н.Богословский (освоение бодрого шага).
  • «Тема из вариаций», соч.105. К.Вебер (бег с лентами).
  • «Этюд». С Майкопар (освоение пружинного движения рук).

30.10.2018