Игра как мотивация учебной деятельности учащихся начальных классов

Разделы: Начальная школа


Успешность в обучении во многом определяется интересом к изучаемому предмету. Об этом знают все: и учителя, и родители, да и сами ученики. А вот добиться того, чтобы дети учились с увлечением, с радостью шли на урок, к сожалению, удаётся не всегда. Особенно трудно сформировать положительную мотивацию у детей с небольшими способностями, слаборазвитой эмоциональной сферой и волевыми качествами. Одним из средств решения этой проблемы является проведение нестандартных уроков. В подготовке таких уроков принимает участие не только учитель, но и учащиеся, так как значительное время на таком уроке отводится к представлению домашних заготовок. Это обстоятельство позволяет дать посильное задание каждому ученику в соответствии с его возможностями, склонностями, интересами. В процессе проведения занятий решается проблема дифференциации обучения, расширяются рамки учебной программы, появляется реальная возможность развития каждого ученика, поднять авторитет слабого ученика.

Я считаю, что для начальных классов наиболее популярными и доступными являются: уроки-исследования, уроки-сказки, урок-путешествия, ролевые игры, устные журналы и многие другие уроки, потому что игра является действенным фактором повышения качества учебно-воспитательного процесса. Во время игры учащиеся проявляют заинтересованность, способны концентрировать свое внимание, работоспособны. Основная цель игры - поднять интерес учащихся в учёбе, и тем самым повысить эффективность обучения.

Использование игры на уроках показывает, что у детей стала лучше речь, учащиеся самостоятельно делают выводы, стал шире круг их интересов, они задают больше вопросов. Исчезают робкие и стеснительные ученики. У детей появляется желание ещё лучше учиться и больше узнавать нового. У детей вырабатывается привычка сосредотачиваться, развивается внимание, ощутить взаимосвязь разных наук. Нельзя недооценивать значение игры для детей младшего школьного возраста. Сущность игры, как ведущего вида деятельности заключается в уточнении детьми своих знаний об окружающей действительности. Для учителя урок-игра, с одной стороны – возможность лучше узнать и понять учеников, оценить их индивидуальные особенности, решить внутренние проблемы (например, обучения), с другой стороны, это возможность для самореализации, творческого подхода к работе, осуществления собственных идей. Современная дидактика, обращаясь к игровым формам обучения на уроках, усматривает в них возможности эффективной организации взаимодействия педагога и учащихся, продуктивной формы их общения с присущими им элементами соревнования, непосредственности, неподдельного интереса. Идея соревнования по балльной системе заложена во многих играх, которые мы смотрим по телевизору с большим удовольствием.

Игра есть средство познания действительности, так как она выполняет мотивационно-побудительную, образовательно-обучающую, воспитательную функции и является одним из активных методов обучения и воспитания учащихся. Игра стимулирует умственную деятельность учащихся, развивает внимание и познавательный интерес к предмету. Игра – один из приёмов преодоления пассивности учеников. Игра воспитывает у школьников дисциплинированность, ответственность и коллективизм.