Идейно-художественное своеобразие поэмы А.С.Пушкина "Медный всадник". 10-й класс

Разделы: Литература


Цели и задачи урока:

  • раскрыть идейное и художественное своеобразие поэмы А.С.Пушкина «Медный всадник»;
  • проследить развитие образа Петра Первого в творчестве А.С.Пушкина;
  • развивать умение работать с информацией, обобщать ее и систематизировать;
  • развивать творческие способности учащихся через выразительное чтение, умение анализировать поэтический текст.

Оборудование: мультимедийная презентация; тексты поэмы.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Вступительное слово учителя

«Медный всадник» (1833) — лиро-эпическая поэма, однако Пушкин, который очень хорошо разбирался в признаках литературных жанров, назвал ее «Петербургская повесть». Можно предположить, что подзаголовок «Медного всадника» является не определением жанра, а указанием на «истинность происшествия». Именно в таком значении употреблен термин «atale» (повесть) Дж.Байрон в отношении своих поэм. Определение «петербургская» должно было подчеркнуть местный колорит сюжета. В соответствии с подзаголовком торжественное вступление поэмы заканчивается так:

Была ужасная пора,
Об ней свежо воспоминанье...
Об ней, друзья мои, для вас
Начну свое повествованье.
Печален будет мой рассказ.

III. Идея поэмы

Эпическая часть поэмы поднимает серьезные социально-философские проблемы. В ней автор рассказывает о «маленьком человеке», мелком чиновнике Евгении, описывает его мечты, заботы и его жизненную трагедию. Именно поэтому данное произведение является социально значимым: поэт поднимает в нем важную проблему отношения общества к «маленькому человеку».

Идея поэмы

  1. Социальная. Она заключается в том, что «маленький человек» беззащитен перед людьми, перед властью, перед природой; государству до него самого и его проблем нет дела. «Строитель чудотворный» не подумал о счастье бедного Евгения и Параши, поэтому все его деяния немногого стоят в глазах «маленького человека», который грозит Медному всаднику будущими карами: «Ужо тебе!..»
  2. Философская. Решается общая проблема взаимоотношения государства и отдельной личности.

IV. Главные герои поэмы

  1. Евгений (= «маленький человек»). Символ личности.
  2. Петр I (= Медный всадник). Символ самодержавного государства.

У А.С.Пушкина образ Евгения становится символом личности, а идея самодержавной государственной власти воплощена в образе второго главного героя поэмы — Петра Великого, представленного в виде знаменитого памятника — Медного всадника. Только в прологе поэмы появляется царь: Петр показан как выдающийся государственный муж, думающий о пользе и процветании своей державы:

И думал он:
Отсель грозить мы будем шведу,
Здесь будет город заложен
На зло надменному соседу.
Природой здесь нам суждено
В Европу прорубить окно,
Ногою твердой стать при море.
Сюда по новым им волнам
Все флаги в гости будут к нам,
И запируем на просторе.

А в I и II частях поэмы великий реформатор изображается в виде Медного всадника, т.е. уже как символ самодержавного государства.

Сочувствие Евгению Пушкин подчеркивает многозначным словом «бедный» (в словаре отмечены следующие значения: небогатый, несчастный, простой, смиренный); сложное отношение к Петру — многозначным словом «кумир» (статуя языческого божества — идола, предмет обожания, восторженного поколения).

V. Образ Петра I в творчестве А.С.Пушкина

До поэмы «Медный всадник» Пушкин несколько раз обращался к образу царя-реформатора и по-разному оценивал деятельность Петра I.

1. Поэма «Полтава»

Петр представляется Пушкину исторической личностью. «Гений Петра вырывался за пределы своего века», — писал Пушкин в «Заметках по русской истории 18 века» (1822). Этот взгляд на царя нашел отражение в поэме «Полтава», где Петр изображен как романтический герой:

Выходит Петр. Его глаза
Сияют. Лик его ужасен.
Движенья быстры. Он прекрасен
Он весь, как божия гроза.

Петр изображен как деятельный государь, «свыше вдохновленный», который знает, что нужно для его державы.

Поэма заканчивается словами, где поэт признает чрезвычайные заслуги Петра перед Россией и в военной, и в политической, и в административной, и в культурной областях. Современная Россия, по мнению Пушкина, является прежде всего творением Петра Великого:

В гражданстве северной державы,
В ее воинственной судьбе,
Лишь ты воздвиг, герой Полтавы,
Огромный памятник себе.

2. Неоконченный роман «Арап Петра Великого»

Петр I изображается уже более реалистично, чем в «Полтаве». С одной стороны, царь представлен как мудрый государственный деятель, пребывающий в постоянных трудах и заботах о своей державе.

С другой стороны, в Петре Пушкин видит не только государственную мудрость и человечность, но и самодержавное своеволие, когда тот не желает поинтересоваться чувствами невесты, и, помогая Ибрагиму, царь разбивает жизнь Наташи.

3. Стихотворение «Стансы» (1826)

Пушкин признает выдающиеся заслуги Петра и удивляется его энергии, работоспособности, широте его души. Стихотворение написано как своеобразное наставление новому царю Николаю I, которого поэт призывает во всем быть похожим на великого Петра I, отличая созидательную деятельность его и патриотизм:

Самодержавною рукой
Он смело сеял просвещенье,
Не презирал страны родной;
Он знал ее предназначенье.

4. Стихотворение «Пир Петра I» (1835)

В данном стихотворении поэт подчеркивает великодушие и мудрость царя, который умел не только давать отпор врагам, но и множить число своих сторонников и друзей. Пир в «Петербурге-городке» царь устроил не потому, что отмечает военную победу, не потому, что празднует рождение наследника, не потому, что радуется новому кораблю:

Нет! Он с поданными мирится;
Виноватому вину
Отпуская, веселится;
Кружку пенит с ним одну;
И в чело его цалует,
Светел сердцем и лицом;
И прощенье торжествует,
Как победу над врагом.

5. Материалы к «Истории Петра Великого»

Здесь Пушкин было касается реформ царя, которые есть «плоды ума обширного, исполненного доброжелательства и мудрости», зато подробно приводит те указы, которые свидетельствуют о «Своевольстве и варварстве», «несправедливости и жестокости».

6. Поэма «Медный всадник»

В данной поэме черты мощи и самовластия в образе Петра доведены до предела. Во вступлении царь изображается как дальновидный государственный деятель. Пушкин приводит рассуждения Петра о том, зачем должна быть построена новая столица. Это и военные цели («Отсель грозить мы будем шведу»), и государственные политические соображения («В Европу прорубить окно»), и торговые интересы («Все флаги в гости будут к нам»). При этом Петр вроде бы и не обращает внимание на то, что по реке в челне плывет рыбак, что «здесь и там» чернеют бедные избы, для него берега Невы все равно пустынны, он увлечен мечтой и не видит «маленьких людей».

Уже в I части поэмы Петр превращается в «горделивого истукана». Медный всадник изображен как существо высшее, он на своем бронзовом коне возвышается над стихиями, и волны, которые встают вокруг памятника, как горы, ничего не могут с ним сделать:

Над возмущенною Невою
Стоит с простертою рукою
Кумир на бронзовом коне.

Во II части, описывающей бунт человека, Медный всадник назван властелином Судьбы, который своей роковой волей направляет жизнь целого народа. Из-за великодержавных планов царя рухнуло счастье и жизнь Евгения. Поэтому безумный Евгений упрекает Медного всадника и даже грозит ему кулаком: в душе безумца рождается протест против насилия чужой воли над его судьбой.
Петр в поэме становится символом бездушного Российского государства, пожирающего права «маленького человека».

Вывод: в «Медном всаднике» представлен финал эволюции образа Петра I в пушкинском творчестве: человеческие черты в Петре вообще отсутствуют, автор называет его «кумир на бронзовом коне» — ни разъяренная стихия, ни людские беды не касаются его. Император предстает символом русского государства, чуждого интересам простых людей.

Поскольку поэма является наиболее поздним крупным произведением о Петре, можно сделать вывод, что Пушкин пришел к многостороннему взгляду на личность Петра, в котором соединяются и уважение, и резко критическое отношение.

VI. Жанровое своеобразие поэмы

Черты классической героической поэмы:

  1. Торжественное вступление, похвалы главному герою.
  2. Значимое событие в истории нации.
  3. Образцовый герой.
  4. Явственный нравственный урок.
  5. Однородные «звучные стихи».

Поэма «Медный всадник»:

  1. Торжественное вступление — похвалы Петру и его творению — Петербургу.
  2. Частный случай — наводнение в Петербурге.
  3. Ничтожный чиновник, «маленький человек».
  4. Отсутствие морали.
  5. Смешение оды и идиллии.

Вывод: Пушкин создал лиро-эпическую поэму нового (реалистического) типа, отличную от классицистической героической поэмы.

VII. Итоги урока

Явная сниженность главного события и главного героя не мешает автору выразить в поэме глубокие социальные и философские идеи. Пушкин дал свое понимание современного российского государственного устройства роли государства в человеческой жизни вообще. Вывод поэта неутешителен: государство противопоставлено личности. Медный всадник равнодушно отвернулся от забот маленького, но живого человека:

И, обращен к нему спиною,
В неколебимой вышине,
Над возмущенною Невою
Стоит с простертою рукою
Кумир на бронзовом коне.

Поэму пронизывает сочувствие «маленькому человеку». Автор рисует Евгения и Парашу как простых, но чувствительных людей, ни в чем не повинных и не способных пережить разлуку. Их идиллическое описание контрастирует с трагической реальностью, в которой «маленький человек» обречен на гибель. В таком взгляде на героев проявился гуманизм поэта.

VIII. Домашнее задание

Письменный ответ на вопрос: «Как вы думаете, бунт сошедшего с ума Евгения, угрожающего кумиру на бронзовом коне («Ужо тебе!..») может привести к каким-либо положительным для героя изменениям или это бунт бессмысленный и наказуемый?»

Свой ответ аргументируйте.

30.10.2018