Урок математики в 5-м классе по теме «Прямоугольник»

Разделы: Математика


Методы и приемы ТРКМЧП на уроках математики

С незапамятных времен место в системе школьного образования определялось ее ролью в жизни общества и формировании личности каждого отдельного человека, а осведомленность в математике почиталась как высшая степень учености человека. Большинство детей и взрослых издавна относились к математике как к трудной, неинтересной науке, без которых вполне может обойтись обычный человек.

Математика обладает огромными возможностями для умственного развития учеников, благодаря всей своей системе, исключительной ясности и точности своих понятий, выводов и формулировок.

Стоит отметить тот факт, что нельзя овладеть математикой путем лишь заучивания, зубрежки. Она требует сосредоточения, усердия и терпения. Необходимо поверить в то, что воспитание ума, культуры мышления учащихся, несмотря на сложность этого, казалось бы, косвенного пути, обеспечивает более высокие результаты в обучении математике.

Под математическим стилем мышления понимается целый комплекс умений: умение классифицировать объекты, умение открывать закономерности, устанавливать связи между разнородными на первый взгляд явлениями, умение принимать решения. Такой стиль мышления оказывает внимание и на поведение человека, позволяя ему приступать к решению проблем, не ожидая помощи извне, аргументировать свое мнение, критически оценивать себя и окружающих.

Обучение математике способствует становлению и развитию нравственных черт личности - настойчивости и целеустремленности, познавательной активности и самостоятельности, критическому мышлению.

Необходимо специально обучать умению мыслить, вооружать учащихся знаниями о содержании и последовательности умственных действий, обеспечивающих усвоение курса математики. При этом необходимо такая организация процесса обучения математике, при которой математическое мышление учащихся развивалось бы не стихийно, а целенаправленно. В работе учителя по организации мыслительной деятельности школьников главным является не то, какое содержание должно быть усвоено, а то, как это содержание должно быть усвоено, то есть процесс приобретения знаний, а не его результат.

Цели обучения в ТРКМЧП: активизация процессов самопознания, развитие интеллектуальных умений, а также формирование коммуникативных навыков и навыков информационной культуры.

В 5-м классе по алгебре  рассматривается тема «Прямоугольник».

На стадии вызова используется таблица ЗХУ, которая позволяет вспомнить предшествующие знания, выявить пробелы и узнать новое. На стадии вызова просим учеников вспомнить все, что они знают или предполагают, что знают о прямоугольнике. Эту работу учащиеся выполняют индивидуально, записывая все свои знания в тетрадь. Затем происходит обсуждение списков в парах, а затем все сведения выносятся на доску в колонку «З». затем в парах происходит обсуждение информации, которую учащиеся хотели бы обсудить и записывают ее в колонку «Х».

Далее используется прием «Инсерт»: чтение текста, используя маркировочные значки «+», «-».

Ученикам предлагается  маркировать текст при помощи следующих значков: «+» они помечают то, что им уже было знакомо, знаком «-» - новую информацию. Таким образом, в процессе чтения происходит первичный анализ информации. При этом, поскольку каждый читает самостоятельно.

На стадии рефлексии, учащиеся заполняют колонку «У», определяют дальнейшие перспективы изучении темы, сочиняют синквейны. Синквейн помогает развитию познавательного интереса учеников, помогает систематизировать полученные знания в интересной форме.

Таблица «ЗХУ» расширена «Категорией информации», «Что мне осталось узнать?», «Источники информации».

Цели:

  • Построение знаний о прямоугольнике;
  • Формирование умений самостоятельного поиска информации, ведения учебного диалога;
  • Формирование умений самоконтроля и самооценки.

Приемы: таблица ЗХУ, «инсерт», «синквейн».

Ход урока

На доске записаны

  • тема урока,
  • таблица ЗХУ:

Знаю

Хочу узнать

Узнал

Категории информации

Что еще мне осталось узнать?

Источники информации

  • ключевые слова: геометрическая фигура, периметр, площадь, длина, ширина, диагональ, единицы измерения.

Стадия вызова

1. Введение в тему. Актуализация имеющихся знаний.

- Здравствуйте, ребята. Откройте, пожалуйста тетради и запишите тему урока. У вас на столах лежат таблицы ЗХУ. Сегодня вы будете с ней работать.

На доске записаны ключевые слова. Используя эти слова, составьте небольшой рассказ о прямоугольнике. Занесите уже имеющиеся знания в графу «Знаю» таблицы ЗХУ.

Выполняется индивидуально письменно. t=5 мин.

2. Представление результатов.

- Обсудите свои рассказы в парах. t=3 мин.

Если нужно, дополните свои записи в первой колонке таблицы.

Запишите в графе источники информации, откуда вы это знаете.

- Давайте систематизируем наши знания и заполним графу «Знаю» на доске.

- Подумайте и скажите, какие категории информации вы могли бы выделить? Запишем их в графе «Категории информации».

3. Формирование информационного запроса.

- Что бы вы хотели узнать о прямоугольнике? Используя ключевые слова, запишите свои вопросы в графу «Хочу узнать».

- Озвучьте свои вопросы сначала в парах, а потом и всему классу.

Учитель записывает несколько вопросов на доске в соответствующей колонке.

- Если вам понравился чей-то вопрос, то занесите его в свою таблицу.

Стадия Содержания.

1. Организация активной работы с текстом.

- Прочитайте пункт 26 учебника  и текст, который лежит у вас на парте.

Текст.

Четырехугольники бывают разных видов. Среди них мы выделим один, хорошо нам известный – прямоугольник.

Прямоугольник – это такой четырехугольник, у которого все углы прямые.

У прямоугольника противоположные стороны равны, а две смежные (соседние) стороны могут быть различны. Если же у прямоугольника все стороны равны, то он называется квадратом. Таким образом, всякий квадрат является прямоугольником, но не всякий прямоугольник является квадратом.

Чтобы найти периметр прямоугольника, можно найти сумму дли смежных сторон и умножить на 2.

По ходу чтения делаем пометки (карандашом):

  • «V» - знакомая информация
  • «+» - новая информация

Все ученики работают самостоятельно.

Стадия рефлексии

1. Соотнесение старых и новых представлений.

- Какие из имеющихся у вас знаний подтвердились, а какие - нет? Вернитесь к графе «Знаю» и внесите соответствующие изменения.

- Какую новую информацию вы получили?

- На какие из ваших  вопросов вы нашли ответы? Сделайте записи в графе «Узнал». Обсудите свои записи в парах.

- Что нужно записать в графе «Источники информации»? Учитель просит озвучить записи 1-2 учеников.

2. Проверка понимания новой информации.

- Для проверки понимания полученных знаний выполним письменные упражнения №419, 420, 422, 425, 426, 431 по учебнику (Математика. Арифметика. Геометрия. Е.А. Бунимович, Г.В. Дорофеев, С.Б. Суворова и др.)

- Какую новую информацию вы получили после выполнения заданий? Обсудите свою работу в парах и сделайте соответствующие записи в таблицах.

3. Обобщение изученного материала.

- Объединитесь в группы по 4 человека. Проверьте ваши записи, поделитесь впечатлениями. Доложите полученные результаты у доски.

В ходе обсуждения результатов на доске заполняется графа «Узнал».

4. Формирование отношения к теме.

- Работая в группе, составьте синквейны о прямоугольнике. Ученики зачитывают у доски.

Пример синквейна:

Прямоугольник
Строгий, длинный
Чертят, измеряют, вычисляют
Из прямоугольников можно сделать квадрат
Фигура

5. Определение направлений для дальнейшего изучения темы.

- Какие из оставшихся вопросов вы хотели бы выбрать в качестве домашнего задания?

Запишите эти вопросы в графу «Что мне еще осталось узнать».

Таблица ЗХУ.

Знаю

Хочу узнать

Узнал

Прямоугольник – это геометрическая фигура, у которой четыре равных, прямых угла;
У прямоугольника есть длина, ширина, диагональ
Площадь – произведение длины на ширину;
Периметр – удвоенная сумма длины и ширины
Наш кабинет имеет прямоугольную форму..

Как еще можно назвать длину и ширину?
Откуда произошло название «прямоугольник»?
Всегда ли длина больше ширины?
Какие виды четырехугольников еще есть?
Существует ли «объемный» прямоугольник?

Квадрат – прямоугольник, прямоугольник – не является квадратом;
Длина и ширина могут быть разной длины;
Стороны прямоугольника (a и b) называются смежными;
Фигуры, имеющие равную площадь называются равновеликими;
Параллелепипед
S=ab, P=(a+b)2;

Категории информации

Что мне еще осталось узнать?

Источники информации

Свойства
Признаки
Математические действия
Применение в жизни

Существует ли «объемный» прямоугольник?
Какие объекты в реальной жизни имеют форму прямоугольника, квадрата?
Если бы углы «прямоугольника» были острыми или тупыми, как бы тогда «прямоугольник» назывался?

Математика. Арифметика. Геометрия. Е.А.Бунимович, Г.В.Дорофеев, С.Б.Суворова;
Энциклопедический словарь юного математика. Сост. А.П.Савин.

Домашнее задание: п. 26 № 421, 432 (Математика. Арифметика. Геометрия. Е.А.Бунимович, Г.В.Дорофеев, С.Б.Суворова и др.: М. 2015).

19.11.2018