Педагогический проект «Мы вместе» (Моделирование образовательной среды для детей с ОВЗ в условиях внеурочной деятельности)

Разделы: Начальная школа, Внеклассная работа, Инклюзивное образование, Дополнительное образование


Организация методической работы в школе по реализации ФГОС основного общего образования

Наша школа находится в ситуации введения ФГОС ООО на втором уровне обучения в 5 классе.

Процесс работы над внедрением новых стандартов ООО в школе начался ещё в прошлом учебном году. В результате подготовительной работы к внедрению ФГОС на первом этапе были решены следующие задачи моделирование образовательной среды для детей с ОВЗ в условиях внеурочной деятельности, а именно: реализация педагогического проекта «Мы вместе».

Детство – период жизни человека от новорожденности до достижения им психологической зрелости, во время которого происходит его социальное развитие, становление как члена человеческого общества. И очень важно, какими людьми вырастут наши воспитанники. В наши дни приходится говорить об общей тенденции к снижению уровня детского здоровья. С каждым годом увеличивается число детей с отклонениями в развитии. Это обосновано тем, что мир, в котором живет современный ребенок, по сравнению с недавним прошлым, значительно изменился. Социально-экономические проблемы жизни общества, оказывающие негативное влияние на большинство семей, ухудшение экологии. С каждым годом процент детей с ОВЗ растет. В обществе назрела острая необходимость в разработке и реализации социальных программ, направленных на воспитание и социализацию личности ребенка с ОВЗ. Одной из целей развития системы внеурочной деятельности является привлечение таких детей, их социализация, развитие личностного потенциала ребенка через творческую реабилитацию.

Творческая реабилитация - это целый комплекс мероприятий, направленных на раскрытие творческого потенциала ребенка, на повышение уровня духовного и интеллектуального развития, на укрепление здоровья ребенка с ОВЗ, на то, чтобы ребенок овладел необходимыми умениями, навыками по самообслуживанию, выработка у ребенка психологической уверенности в собственной полноценности и социальной значимости.
Образование детей с ограниченными возможностями здоровья предусматривает создание для них психологически комфортной коррекционно-развивающей образовательной среды, обеспечивающей адекватные условия и равные с обычными детьми возможности и социализации через включение в разные виды социально значимой и творческой деятельности.

Для родителей и педагогов возникает ряд вопросов:

Со стороны педагогов:

  • как организовать коррекционно-педагогическую работу с детьми так, чтобы добиться положительной динамики в творческой деятельности детей с ОВЗ.

Со стороны ребенка с ОВЗ:

  • найдет ли он друзей, комфортно ли ему будет в обществе.

Со стороны родителей:

  • проблема недостаточной информированности родителей в вопросах социальной и психолого-педагогической помощи ребенку с ОВЗ.

Проект «Мы вместе» предназначен для организации педагогической работы с детьми с ОВЗ в условиях внеурочной деятельности. В тоже время реализация проекта будет способствовать повышению степени интеграции детей с проблемами в социальную среду.

Цель проекта: моделирование образовательной среды для детей с ОВЗ в условиях внеурочной деятельности.

Задачи:

  • создать единую психологически комфортную образовательную среду для детей, имеющих разные стартовые возможности;
  • обеспечить эффективное психолого-педагогическое сопровождение процесса образования детей с ОВЗ;
  • совершенствовать систему просвещения родителей (законных представителей).

Основные участники проекта:

  • дети с ограниченными возможностями здоровья, родители (законные представители), воспитывающие детей с ОВЗ;
  • педагоги МБОУ «БСШ №2»;
  • социум.

Кадровое обеспечение:

Ф. И. О.

Должность

Функции

1.

Лашова Наталья Борисовна

учитель

Разработчик проекта, реализатор

2.

Климкина Ольга Михайловна

учитель

реализатор

3.

Зырянова Анна Николаевна

учитель

Разработчик проекта, реализатор

4.

Попкова Фарида Вахитовна

учитель

реализатор

5.

Латыпова Альфия Хамитовна

Социальный педагог

реализатор

6.

Фирсова Наталья Николаевна

Педагог - психолог

реализатор

Реализация проекта рассчитана на 1 год с выделением следующих этапов:

Название этапа

Сроки реализации

Цель

1.

Организационно- практический

Сентябрь 2017г.

Формирование рабочей группы по разработке проекта работы с детьми с ОВЗ в образовательном пространстве МБОУ «БСОШ №2».
Создание банка данных о детях с ограниченными возможностями здоровья, в том числе, детях-инвалидах, обучающихся в МБОУ «БСОШ №2».
Проведение входных диагностик с детьми с ЗПР.

2.

Проведение мероприятий с детьми ОВЗ

Октябрь–апрель 2017-2018г.

Разработка и внедрение комплекса игр и упражнений с детьми специалистами МБОУ «БСОШ№2»: педагог-психолог, социальный педагог, логопед, инструктор по физической культуре.
Проведение совместных праздников,
экскурсий, интеллектуальных и творческих конкурсов, олимпиад, учебных проектов с обучающимися и их родителями.
Мониторинг хода реализации проекта (проведение анкетирования среди детей, родителей, педагогов с целью объективного выяснения состояния дел и корректировки проекта).

3.

Контрольно-диагностический

Май 2018 г.

Подведение итогов работы в рамках данного проекта, оценка его результатов и распространение опыта работы на ШМО учителей начальной школы.

План реализации проекта

Наименование мероприятия

Ответственный

Приёмы, методы, формы.

Дата проведе-ния

1.

Индивидуальные и групповые занятия, игры.

Педагог-психолог

Концентрация внимания. Словесный, наглядный методы. Мотивационный настрой.

Сентябрь - май

2.

Коррекционные часы.

Классные руководители

Формы: групповая и индивидуальная работа.
Методы: словесный, наглядный, практический.
Мотивация: игровая форма.

Сентябрь - май

3.

Ежедневные физминутки, ритмика, ЛФК.

Классные руководители,
педагоги школы
Елохин И.С.,
Масленникова М.Н.

Формы: групповая и индивидуальная работа.
Мотивация: игровая форма.

Сентябрь - май

4.

Индивидуальные и групповые занятия, игры.

Логопед

Формы: активная форма обучения (парная) фронтальная, индивидуальная.
Методы: слушание, практический, наглядный, словесный.

Сентябрь - май

5.

Групповые занятия, игры, экскурсии.

Социальный педагог

Мотивация: игровая форма.
Формы: индивидуальная, коллективная.
Методы: слушание, практический, наглядный, словесный.

Сентябрь - май

6.

Конкурс стихов
«А у нас во дворе»

Разработчики проекта, родители

Мотивация: игровая форма.
Формы: индивидуальная, коллективная.
Методы: слушание, практический, наглядный, словесный.

Декабрь

7.

Конкурс «Семейная мастерская» в рамках праздника «Семейные посиделки»

Разработчики проекта, родители

Мотивация: игровая форма.
Формы: индивидуальная, коллективная.
Методы: слушание, практический, наглядный, словесный.

Февраль - март

8.

Праздник «Минута славы»
(Портфолио ученика)

Разработчики проекта, родители

Мотивация: игровая форма.
Формы: индивидуальная, коллективная.
Методы: слушание, практический, наглядный, словесный.
Благодарственные письма родителям.

Май

В работе с детьми предполагаются индивидуальные формы работы:

  • акция «Напиши письмо другу»;
  • новогоднее поздравление ребенка-инвалида, украшение комнаты, окна в комнате;
  • «Мой портрет» - стенгазета о ребенке, его увлечениях, достижениях.
  • встречи с интересными людьми;
  • организация и проведение выставок творческих работ;
  • праздники, концерты, развлекательные мероприятия;
  • ведение «Портфолио ученика»;
  • олимпиады UCHI.RU;
  • учебные проекты;
  • акции, конкурсы РДШ.

Ожидаемые результаты: При условии успешной реализации данного проекта:

  • Достижение ребёнком с ОВЗ планируемых результатов освоения основной образовательной программы и преодоление (компенсация) нарушений в развитии.
  • Наблюдается успешная социализация ребенка в условиях внеурочной деятельности.
  • Создана единая психологически комфортная образовательная среда для детей с разными стартовыми возможностями.
  • Повышена информационная компетентность родителей детей с ОВЗ.

Важнейшие индикаторы и показатели, позволяющие оценить ход реализации проекта:

  • Наличие положительной динамики достижений ребёнка с ОВЗ и уровень освоения им образовательной программы.
  • Наличие и эффективность модели взаимодействия педагогов, специалистов и родителей в коррекционно–педагогической работе с детьми с ОВЗ и их социализации в условиях дополнительного образования.
  • Доля детей с ОВЗ, у которых наблюдается положительная динамика в оздоровлении и социализации.
  • Доля детей с ОВЗ, участвующих в творческих, интеллектуальных конкурсах и олимпиадах.
  • Доля родителей повысивших информационную компетентность в социализации детей с ОВЗ.

Все результаты, достигнутые в процессе реализации данного проекта, предполагается сохранить и обобщить с целью использования их в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья.

Список литературы

1. Бабенкова Е.А., Федоровская О.М. Игры, которые лечат. - М.:ТЦ Сфера, 2008.

2. Бочарова Н.И. Оздоровительный семейный досуг с детьми. - М.: АРКТИ, 2002.

4. Казина О.Б. Весёлая физкультура для детей и их родителей. - Ярославль: Академия развития: Академия холдинг, 2005.

5. Онучин Н.А. Дыхательная гимнастика для детей. М.: АСТ; СПб.: Сова, 2005.

6. Интернет-ресурсы

Статья в электронную газету «Ветер перемен» МБОУ «Берёзовская СОШ №2» https://vk.com/veter_peremen_bsosh

МИНУТА СЛАВЫ

26 апреля в рамках педагогического проекта «Мы вместе» для детей с ограниченными возможностями здоровья прошёл школьный фестиваль «Минута славы».
Много гостей собралось в зале, чтобы показать свой талант. А он обязательно есть в каждом человеке. Талант, как зёрнышко, которое в нас посадил Господь Бог. Если ухаживать за ним, то он будет развиваться, а если лениться, то погибнет. Вера в себя, в свою силу – это уже талант.

На сцену выходили, сменяя друг друга наши маленькие звёздочки. Зрители наслаждались прекрасными работами. Это были и рисунки, и поделки из самых разных материалов.

Громкими аплодисментами зал встречал творчество юных талантов

  • Борисовой Юлии (1 «Б»),
  • Утёмовой Виктории (1«Г»),
  • Камалетдиновой Румии (1 «В»),
  • Анечки Закирзяновой (1 «Д»),
  • Донцова Святослава (2 «А»),
  • Никиты Смирнова и Светы Мелединой (2 «Г»),
  • Шарапулина Лики (3 «А»),
  • Мальмагутовой Кристины (4 «А»),
  • Титова Вити (3»Б»).

Особенно хочется отметить выставку рисунков

  • Чернышевой Софьи (2 «В») и
  • Пашовой Виктории (2 «Г»). Молодцы, девочки!

Затаив дыхание, зрители слушали чтение стихотворения С. Я. Маршака «Багаж» в исполнении Жанкова Андрея (3»Б»).

Трогательным получилось выступление Стяжкова Кирилла и его мамы Тамары Андреевны (1 «А»). Мы на примере увидели доброе общение мамы и сына перед сном.

Творчество наших участников не знает границ! И вот зал уже рукоплещет нашим мальчишкам Геворгу Назарян (3 «А»), он убедил всех раз и навсегда, что лучшая игра – это футбол!

Русинову Паше (2 «Г») за захватывающий виртуозный танец Брейк-данс. Теплоухову Павлу (3 «А»), его увлечение шахматы - это одна из древнейших настольных игр и Павел овладел ею настолько, что выигрывает золотые медали на краевых играх.

Фестиваль получился ярким, интересным, запоминающимся не только выступлениями конкурсантов, но и музыкальными номерами и играми ребят – волонтёров из 3 «А» и 2 «Г» классов. Большое спасибо вам, девчонки и мальчишки!

Огромную благодарность мы выражаем родителям за поддержку и развитие таланта своих детей, за то, что откликнулись и пришли к нам на фестиваль.

Мы надеемся, что эта «Минута славы» станет для всех участников очередной ступенькой в покорении жизненных вершин. Желаем всем удачи и успеха!

2.11.2018