План-конспект урока математики в 5-м классе по теме «Уравнение». Путешествие по «сказочному» городу

Разделы: Математика, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (4,6 МБ)

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.


Тип урока: Комбинированный.

Дидактическая цель урока: создать условия для формирования новой учебной информации.

Цели и задачи урока по системно-деятельностному подходу:

Цель: на уроке планируется повторить и систематизировать уже известные пятиклассникам сведения об уравнениях, способе их решения.

Личностные:

  • осознать значимость изучаемой темы.
  • формировать позитивную самооценку на основе успешной учебной деятельности.
  • развивать умение анализировать, систематизировать, делать выводы и применять знания на практике.

Метапредметные:

Познавательные УУД:

  • развивать умения решать уравнения,
  • выполнять математические действия при решении уравнений, составлять уравнения, используя условия задачи, находить корень уравнения,
  • анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления;
  • строить логически обоснованное рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.

Регулятивные УУД:

  • самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности;
  • выдвигать версии решения проблемы, осознавать (и интерпретировать в случае необходимости) конечный результат, выбирать средства достижения цели из предложенных, а также искать их самостоятельно;
  • работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно (в том числе и корректировать план);
  • в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.

Коммуникативные УУД:

  • отстаивать свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами;
  • в дискуссии уметь выдвинуть контраргументы;
  • учиться критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его;
  • понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории;
  • уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций.

Предметные УУД:

  • знать и применять алгоритм решения уравнений.

Методы:

  • по источникам знаний: словесные и наглядные;
  • по степени взаимодействия: учитель – ученик, ученик – ученик;
  • по характеру познавательной деятельности: проблемно-поисковый.

Оборудование:

  • Учебник: Н.Я.Виленкин, Математика 5класс: учеб. для общеобразовательных учреждений.
  • Мультимедийное оборудование: компьютер (ноутбук), мультимедийный проектор, интерактивна доска SMART Board, флип чарт, колонки.
  • Путевой лист с указанием этапов маршрута.

Ф.И. учащегося

Этапы на маршруте

Администрация Белоярского района

Причал р.Казым

Набережная

Гостиница «Карибу»

Кинотеатр ТЦ «Оазис Плаза»

Итоговый балл

Настроение

Оценка

 

 

 

 

 

 

 

(Ролик о городе Белоярский) – СЛАЙД

Этот город самый лучший город на Земле,
Он как будто нарисован мелом на стене.
Нарисованы бульвары реки и мосты,
Разноцветные веснушки, белые банты.

Этот город, просыпаясь, смотрит в облака,
Где то там совсем недавно пряталась луна,
А теперь взрывают птицы крыльями восход
И куда-то уплывает белый пароход.

Этот город не похожий ни на что вокруг,
Улыбается прохожий и за 5 минут,
Помогая человеку верить в чудеса,
Распускаются фонтаны прямо в небеса.

Здравствуйте, ребята! Меня зовут Плотников Андрей Николаевич! Вот так необычно я хотел бы начать урок математики, слова этой замечательной песни прозвучали неслучайно. Сегодня я предлагаю вам вместе со мной совершить увлекательное путешествие в наш сказочный город Белоярский, а ещё убедиться в том, что математика – это не скучный школьный предмет, а увлекательная наука, тесно связанная со многими другими науками. Урок сегодня, связан с одним из важных событий, для нашего города и района.

Какое событие происходило совсем недавно в нашем городе и районе?

– 30-летний юбилей Белоярского района.

Верно, я вам предлагаю совершить увлекательное путешествие по административному центру Белоярского района – городу Белоярский. Но мы на уроке математики, поэтому путешествие связанно с одним из важных математических терминов… С каким? Выясните сами: (ребус) СЛАЙД

Для этого решите ребус, который представлен на доске и у вас у каждого на парте. Работайте на этих листах.

(на доске через документ камеру и в маршрутных листах у учащихся)

Для расшифровки ребуса использую документ – камеру, с помощью которой ученик показывает, как его разгадать.

(Уравнение)

- У кого какое слово получилось? (дети дают свои ответы)

- Прошу одного учащегося показать, как он решал этот ребус. Желающие?

(один ученик выходит к столу учителя и решает ребус, записывая ответы на листе, который проецируется ч/з ДК на экран).

- Знакомо вам это понятие, ребята? (Да)

Запишите в тетради сегодняшнее число и тему урока: «Уравнение».

- Дайте ему определение, расскажите, что вы знаете об уравнении

Уравнение – это равенство с неизвестным (с буквой).

Решить уравнение это значит найти значение буквы, т.е корень уравнения, которое при проверке превращает уравнение в верное равенство.

- Предлагаю вам «Путешествие по «сказочному» городу Белоярский».

На доске вы видите карту – маршрут нашего путешествия. СЛАЙД

Нам необходимо пройти все этапы и выполнить все задания, чтобы достичь цели – повторить тему «Уравнение» и совершить экскурсию по городу.

Переверните лист с ребусом на оборотную сторону, где вы найдёте путевой лист. Здесь за прохождения каждого этапа вы будете присуждать себе баллы. Итак, в путь…

И вот первое не сложное задание:

СЛАЙД 

Когда был образован Белоярский район? Ответ на этот вопрос в уравнении: 2018 - х = 30?

Кто сможет его решить и объяснить, как он это сделал? (ответ у доски)

2018 – х  = 30
х = 2018 – 30
х = 1988

Ответ: 1988

- Верно! Молодцы! Предлагаю перейти к путешествию...

1 этап «Администрация Белоярского района»

СЛАЙД

Стартует наше путешествие от здания администрации Белоярского района. Районом вот уже много лет руководит Сергей Петрович Маненков. В каком же году родился наш глава района? Ответ на вопрос – корень следующего уравнения:

х + 62 = 2018
х = 2018 – 62
х = 1956

Ответ: 1956

СЛАЙД

- Молодцы, справились с этим заданием.

Сергей Петрович Маненков родился 24 июля 1956 года в п.Сараны Горнозаводского района Пермской области.

А вам пришло время оценить себя (поставить балл в оценочном листе) (вывожу на слайд):

  • «5» - вы справились с этим заданием, не допустили ни одной ошибки;
  • «4» - некоторые задания вызвали у вас затруднения и вам нужна была помощь (1-2 ошибки);
  • «3» - вы смогли ответить только на часть заданий (3-4 ошибки).

(дети оценили себя на листе)

После хорошей разминки, перейдём к следующему этапу.

Следующий этап – №2 «Причал р. Казым»

СЛАЙД

Решите следующую задачу с помощью уравнения: длина реки Казым составляет 659 километров, 409 км которой не доступны для прохождения барж и катеров. Какова длина судоходной части реки?

409 + х = 659
х = 659 – 409
х = 250

Ответ: 250

СЛАЙД

- Молодцы! и с этим заданием вы справились оцените себя (поставьте балл в оценочном листе):

(слайд с критерием оценки)

- Самое время двигаться дальше. Впереди нас ждет следующий этап, где важна не только скорость, но и ум, и быстрота реакции. Задание – составить алгоритм решения уравнений.

Этап №3 «Набережная»

У вас на столах карточки разных цветов (белого и зелёного).

Задание 1. Объединиться в группы по цвету карточек, встать друг напротив друга между рядами.

(между 1 и 2 – белые; между 2 и 3 рядом - зелёные) Внимание, время, кто вперёд?

Задание 2. На одной стороне ваших карточек написаны шаги из алгоритма решения уравнений. Задача команд построится в правильной последовательности выполнения шагов данного алгоритма:

  • Прочитать уравнение.
  • Записать уравнение в тетрадь.
  • Определить неизвестный компонент.
  • Выполнить действие.
  • Сделать проверку.

 Также нужно построиться в две шеренге друг напротив друга.

- Проверим. Переверните карточки,  прочитайте, что у вас получилось?

Если вы всё выполнили верно, то у вас получится «На-бе-реж-на-я»

СЛАЙД

- Прошу занять свои места. Итак, вспомним, алгоритм решения уравнений.

- Молодцы! Правильно.

- Теперь прошу выставить в оценочный лист ваши заслуженные баллы за выполнение данного задания.(выставление баллов в оценочный лист)

- Продолжаем наше путешествие.

Этап №4 «Гостиница «Карибу»

СЛАЙД

Удобно расположен в тихой части города Белоярский Отель&Spa «Карибу» – это гостиница, в которой гармонично сочетается домашний уют номеров, так необходимый гостю города, и современная инфраструктура, полностью удовлетворяющая потребностям делового человека.

На разных этаж гостиницы разместились уравнения. Цель решить уравнения и внести ответ в таблицу ответов, при этом каждая цифра должна быть в отдельной клетке.

(слайд с уравнениями): СЛАЙД

х + 12 = 45
х = 45 – 12
х = 33

Ответ: 33

к – 0 = 345
к = 345 + 0
к = 345

Ответ: 345

у – 546 = 132
у = 546 + 132
у = 678

Ответ: 678

300 – х = 128
х= 300 – 128
х= 172

Ответ: 172

 

Обменяйтесь листами, сравните правильные ответы, (показываю ответы через документ камеру) поставьте отметку своему соседу по парте. (слайд)
Выставьте отметку в оценочный лист (нужно поставить балл в оценочном листе). (слайд):

Вот мы и добрались до последнего этапа.

Этап №5 «Кинотеатр ТЦ «Оазис Плаза»

(Решить задачу из КИМов ОГЭ)

Вам необходимо решить практическую задачу и помочь мальчику:

Сергей подошёл к кассе кинотеатра ТЦ «Оазис Плаза» в 12:10 для того, чтобы купить билет на какой-нибудь фильм. У него есть только 320 рублей на билет. Пользуясь таблицей, определите, сколько рублей будет стоить билет на ближайший сеанс, на который может пойти Сергей.

Ответ: 310 рублей

Задания выполняются индивидуально на местах. (проверка происходит с помощью интердоски)

- Итак, маршрут пройден. Как справились вы с заданиями? Все ли этапы успешно  пройдены?

  • Оцени свою деятельность за урок по 5-балльной системе (поставьте итоговый балл)
  • Что мы повторили и закрепили на уроке?

- Повторили определение уравнения, вспомнили, как решаются уравнения (как находить корень уравнения).

  • Понравился ли вам урок?
  • Что не понравилось на уроке?
  • Что на уроке было самым интересным, а самым трудным?

И вот мы уставшие, но довольные, совершили путешествие по городу Белоярский. Внимание на экран.

(мувимейкер ролик)

В последнем столбике вашего путевого листа, прошу изобразить ваше настроение: если оно приподнятое, бодрое – изобразите праздничный салют:

Если вам грустно и уныло – нарисуйте тучку:

На память о нашей встрече я хотел бы вам сделать небольшой подарок (календари).

Внимание на экран. (видеоролик)

6.11.2018