Урок обучения грамоте "Согласные звуки [м], [м'], буквы Мм". 1-й класс

Разделы: Начальная школа, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (31,9 МБ)

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.


Цель урока: создать условия для ознакомления учащихся с согласными буквами М, м; развития речи, логического мышления, памяти.

Урок составлен по программе Школа России с требованиями ФГОС.

На уроке были использованы инновационные образовательные технологии.

Проблемно-диалогическая технология обеспечивает творческое усвоение знаний учащихся. Эта технология лежит в основе деятельностного метода обучения.

Постановку проблемы и поиск её решения ученики осуществляют в ходе специально выстроенного мною диалога. Проблемная ситуация на моих уроках строится на основе дидактической игры.

Технология «Учебное сотрудничество» является наиболее эффективной технологией личностно-ориентированного образования. На уроке создаю условия для взаимопомощи и индивидуальной поддержки. Каждый ученик выполняет задание определённого уровня, которое соответствует индивидуальным особенностям, знаниям. Успех группы зависит от участия каждого. Начиная с первого класса, я постоянно корректирую деятельность учащихся в группах.

Особое место на моих уроках занимает здоровьесберегающая технология. Правильная организация учебной деятельности  на уроке, даёт мне возможность предотвратить перегрузку и усталость у учащихся.

Урок составлен с использованием информационной технологии. Эта технология расширяет и закрепляет полученные знания, а также повышает творческий и интеллектуальный потенциал учащихся.

Считаю, что моя презентация поможет учителям начальных классов в проведении урока обучения грамоте.

В уроке есть мультфильм «Предки – Азбука – Буква М», игры.

  • 2 слайд – «Буква заблудилась». По щелчку закрывается лишняя буква и по щелчку она появляется ниже для того, чтобы дети дали характеристику.
  • 3 слайд – «Собери слово». По щелчку из слогов составляются слова.
  • 4 слайд – мультфильм, который можно приостанавливать на нужном фрагменте, для того, чтобы задавать вопросы, выдвигая проблему.
  • 6 слайд – «Встреча с буквой». По щелчку вместо знака вопроса появляется буква м.
  • 7-8 слайды – по щелчку появляются картинки, звуки, звуковые цветные квадраты, схемы.
  • 11 слайд – «Раскрась бусы». При проверке по щелчку бусы закрашиваются в определённый цвет.
  • 12 слайд – «Загадка». По щелчку сначала появляется книга, ещё раз по щелчку появляется Азбука.
  • 15 слайд – «Составление текста». По щелчку предложения нумеруются, а затем встают в нужном порядке.
  • Приложение 1
  • Приложение 2
  • Приложение 3

Технологическая карта урока

Класс: 1.

Тип урока:  открытие новых знаний.

Педагогическая цель

Создать условия для ознакомления учащихся с согласными буквами М, м; развития речи, логическое мышления, памяти.

Планируемые результаты
(предметные)

Владеют навыками плавного слогового чтения с постепенным переходом на чтение целыми словами, чтения предложений и коротких текстов с интонацией и паузами в соответствии со знаками препинания; знать условное обозначения твёрдого и мягкого звуков [м],[м'] с помощью печатной буквы.

Личностные результаты

Оценивать собственную учебную деятельность: свои достижения, самостоятельность, инициативу, ответственность на основе критериев успешности учебной деятельности; формировать положительное отношение к урокам литературного чтения, внимательное отношение к окружающему миру.

Универсальные учебные действия (метапредметные)

Регулятивные: учиться работать по предложенному плану, формировать умение самостоятельно выделять и формулировать цель урока, заданий; умение сравнивать, анализировать, группировать, классифицировать, обобщать.
Познавательные: формировать умение отличать новое от уже знакомого с помощью учителя; строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте; обогащать словарный запас; развивать фонематический слух, внимание, мышление, познавательность.
Коммуникативные: формировать умение работать в парах, группах, коллективно, индивидуально; осуществлять контроль.

Основной техресурс урока

Мультимедиа, электронное приложение к к учебнику В.Г.Горецкого, демонстрационный и раздаточный материал

Организация пространства

Межпредметные связи

Формы работы

Ресурсы

 

Русский язык (обогащение словарного запаса), окружающий мир

Фронтальная работа, работа в парах, группах

Учебник для 1 класса «Азбука» А.Г.Горецкого, приложение к азбуке, интернет-ресурсы

Содержание урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

I. Организация. Проверка готовности класса; эмоциональный настрой на урок

Приветствие учеников:

Перемена, перемена,
Можно бегать и играть,
Но нельзя не забывать,
Что,  когда звенит звонок,
Он зовёт всех на урок.
Нам опаздывать нельзя,
Побыстрее в класс, друзья!

Проверьте, всё ли готово к уроку?

Приветствуют учителя. Организуют своё рабочее место. Проявляют эмоциональный настрой на слова учителя.

II. Актуализация знаний

1. Разминка. Буква заблудилась.

Гласные: о, с, е, ы, а

Назовите букву, которая заблудилась. Почему? Что можно ещё о ней рассказать?

Согласные: н, к, и, т, р

Назовите букву, которая заблудилась. Почему? Что можно ещё о ней рассказать?

Буква с. Эта буква образует согласный звук, потому что, когда его произносим, воздух встречает преграду. Все остальные – гласные.
Этот звук глухой, парный, может быть твёрдым, может быть мягким.
Буква и. Эта буква образует гласный звук, потому что, когда её произносим, воздух не встречает преграду, а выходит свободно. Он тянется, поётся. Может быть ударным и безударным.

Повар, плита, пенал, палка.

2. «Собери слово»

3.Создание проблемной ситуации.

На доске солги: по, пли, пе, вар, та, мо, нал, ка, пал

Какой слог не попал в слова? Почему?

Слог мо. Мы не изучали букву в этом слоге.

III. Мотивация к деятельности

Постановка темы и цели урока.
1. Просмотр мультфильма «Предки – Азбука - Буква «М»

На 57 сек. остановить.
Ребята, какая проблема у мамы? Почему возникла эта проблема? Мы им можем помочь?

 

Не знает названия лекарства. Не знает буквы.
Да.

Включаем дальше. На 1.03.ост.
Кто знает эту букву? На 1.10 ост. Произносим вместе с героями.
Эм.
2. Беседа по картинке.

 

Назовите слова друзей в этом мультфильм
Что их объединяет?
На доске картинка города (Москва).
Как называется город, который вы видите на картине? Что вы знаете об этом городе? Учитель добавляет и обобщает рассказы детей.
Мама, матрёшка, мотоцикл …
Одинаковый звук.
Москва. Столица нашей Родины. Разные ответы детей.
Вы сможете написать это слово? Нет.
Почему? Мы не знаем эту букву.
Назовите тему урока. Буква м.


Чему мы должны научиться сегодня на уроке?


Какие звуки образует эта буква, находить слова с буквой, читать слоги, слова, предложения.

IV. Открытие детьми нового знания

1. «Доскажи словечко»,
анализ слов.

1.
Руки мыть пошла Людмила,
Ей понадобилось …

- Произнесите слово, выделяя первый звук
- Назовите первый звук
- Дайте характеристику звуку
- Составьте схему слова (один ученик у доски)

мыло

[м] – согласный, звонкий, твёрдый

 

2.
В чёрном поле заяц белый
Прыгал, бегал, петли делал.
След за ним был тоже бел
Кто же этот заяц?  …

- Произнесите слово, выделяя первый звук
- Назовите первый звук
- Дайте характеристику звуку
- Составьте схему слова (один ученик у доски)

мел
[м'] – согласный, звонкий, мягкий

Вывод: ответьте на проблемный вопрос. Дайте характеристику новой букве. [м] [м'] согласный, звонкий, твёрдый и мягкий
2. Рисунок. Нарисуйте в тетради для печатания, на что похожа буква м. Учащиеся выполняют мини-рисунки по представлению.
3. Состаление и чтение слогов.

На доске схема:

По указке учителя, дети составляют и читают слоги.

Мо, му, мы, ма, ме, ем, ом, ам, ум

4. Физминутка

Мишка толстый, косолапый.
В зоопарке машет лапой.
То он сядет, то привстанет,
Головой всем покивает.
Целый день гостей смешит.
Ну, а ночью сладко спит.

Повторяют слова и движения на слайде

V. Первичное закрепление
1. Раскрась бусы (синий, зелёный цвет)
Работа в парах.

Проверка.

Учащиеся раскрашивают бусинки
ма, мо, му, мы – синим цветом,
ми, ме – зелёным цветом.
2. Работа с «Азбукой»
Стр. 85-86.  Работа по группам (дифференцированная)
Загадка:
Говорит она беззвучно,
Но понятно и не скучно.
Ты беседуй чаще с ней
Будешь в десять раз умней.
Что это?
С какой книгой мы будем умнее?
В Азбуке нам надо выполнить такие задания. У кого на парте лежит синий кружок, те будут на стр.85 читать слова,
У кого зелёный – текст, а жёлтый – слоги.

 

 


Книга
С Азбукой
Учащиеся работают по заданию.
Хлопают, если дети читают правильно,
если неправильно – встают.

Проверка.

Проверим, кто из вас самый лучший слушатель, и кто внимательный слушатель.
Вопросы по тексту:
- О чём этот рассказ?
- Какие слова написали дети?

 

 

Москва, мир, мама.

- Что общего в этих словах? Один звук вначале слова.
- Чем отличаются слова? Твёрдым и мягким звуками.
- Как называется посёлок нашей малой Родины? Михайловка.
- Можем ли это слово отнести к данной группе слов? Да.
Напечатайте это слово. С какой буквы? С большой.

VI. Применение нового знания
1. Составления предложений из слов. (Работа в группах)
2. Составления текста.

1 гр. (купили, ему, буквами, кубики, с)
2 гр. (написал, мир, слово, Рома)
3 гр. (слова, составил, он)
4 гр. (в, классе, Рома, первом)
Из полученных предложений составьте текст.

Ему купили кубики с буквами. (2)
Рома написал слово мир.          (4)
Он составил слова.                    (3)
Рома в первом классе.               (1)

VII. Рефлексия учебной деятельности

- Какую цель ставили сегодня на уроке?
- С какой новой буквой познакомились?
У вас на партах лежит круг, разделённый на три части. Закрасьте ту часть, которая определяет ваше участие на уроке: было легко и интересно, было трудно, но интересно, было трудно и неинтересно.

Познакомиться с новой буквой.
С буквой б.

23.01.2019