Сотрудничество педагогов с семьями воспитанников на основе партнерских отношений

Разделы: Работа с родителями


В статье раскрываются вопросы взаимодействия Дошкольного Образования гимназии и семьи. В статье рассматриваются особенности организации сотрудничества с семьей в подготовительной к школе группе посредством создания Творческого Клуба «Готовимся к школе вместе». В реализации проекта участвуют воспитатель, педагог-психолог, родители и дети. Главное направление деятельности – создание условий для формирования субъектной позиции всех участников образовательного процесса. Статья предназначена для воспитателей дошкольных образовательных организаций, менеджеров, заведующих ДОО, заместителей заведующих по воспитательной работе, студентов учебных педагогических заведений.

В общих положениях ФГОС Дошкольного Образования обращается особое внимание на важность создания в образовательной организации условий, в которых возможно будет осуществлять «содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным субъектом образовательных отношений и сотрудничество Организации с семьей». Одной из важнейших задач данного направления работы является «обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи, повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей».

Программа «От рождения до школы», положенная в основу общеобразовательной программы Дошкольного Образования МАОУК «Гимназия «Арт-Этюд» в свою очередь подчеркивает ценность семьи как уникального института воспитания и необходимость развития ответственных и плодотворных отношений с семьями воспитанников.

Участие в обучении и развитии детей имеет своей целью повышение психолого-педагогической компетентности родителей, их ответственности за воспитание, обогащение образовательного пространства и изначально ориентировано на заинтересованных родителей. Практика показывает, что количество таких родителей в каждой возрастной группе невелико. Следовательно, актуальным для каждого воспитателя является поиск сочетания таких способов взаимодействия с семьей, которые позволят развить субъектную позицию родителей в образовательном пространстве гимназии еще в процессе посещения детьми групп Дошкольного Образования. Изменение роли родителя в учебно-воспитательном процессе с заказчика образовательных услуг и постороннего наблюдателя на активного партнера позволяет родителям непрерывно участвовать в жизни ребенка. Создается детско-взрослая развивающаяся общность. Овладение родителями психолого-педагогическими знаниями и обогащение репертуара родителей новыми способами взаимодействия с педагогами и детьми предоставляет новые возможности развития личности родителя. Эти изменения не могут не сказаться на улучшении детско-родительских отношений. Не менее важным является создание условий для самопознания и самообразования родителей дошкольников и перехода их в позицию равноправного партнерства в образовательном взаимодействии с педагогами учебного заведения.

Основной проблемой, препятствующей решению данных задач, является несоответствие используемых педагогами привычных форм работы с семьей новым требованиям ФГОС Дошкольного Образования.

Необходимость изменения отношений между субъектами в образовательном пространстве продиктовала решение об организации разнообразных форм взаимодействия педагогов Гимназии и семьи. Цель деятельности - облегчить переход к партнерству между родителями (законными представителями) и педагогами Гимназии. Для достижения результата было организовано психолого-педагогическое сопровождение всех участников образовательного процесса - как педагогов, так и родителей. В Дошкольном Образовании гимназии был разработан и проведен комплекс мероприятий, позволяющий реконструировать существующую модель взаимодействия педагогов гимназии с семьей.

Основанием  деятельности в этом направлении стали теоретические положения и практические рекомендации Л.М.Клариной, Т.М.Дороновой, Е.П.Арнаутовой, Е.А.Носовой, И.М.Марковской, В.Н.Дружинина, А.А.Гуз, В.И.Подобед, Ю.Хамяляйнен, В.В.Чечет и М.М.Ярмолинской по обогащению форм сотрудничества с семьей. Фундаментальным стало положение Е.А.Носовой о том, что в современных условиях требуется разработка принципиально нового подхода, поиск новых форм и способов взаимодействия в работе с родителями.

На основании анализа проблемы методическим советом Дошкольного Образования МАОУК ОУ «Гимназия «Арт-Этюд» был разработан комплексный план деятельности.

В процессе деятельности использовались интерактивные, информационные, операционные, личностно-ориентированные технологии сотрудничества и саморазвития.

Для педагогов была организована методическая работа с целью обогащения их коммуникативных и организационных возможностей в вопросах реализации взаимодействия с семьями воспитанников, включающая развитие навыков использования нетрадиционных форм сотрудничества с семьей.

Работа включала в себя разнообразные формы образования и самообразования педагогов: тематический педсовет, групповые и индивидуальные консультации, практические занятия с элементами тренинга для педагогов, исследовательские, проектные, ролевые и деловые игры, самостоятельную проектную деятельность педагогов и презентацию их проектов по направлению сотрудничества с семьей.

Результатами стали:

- Повышение уровня профессиональной компетентности воспитателей, освоение ими методов диагностики, планирования и организации нетрадиционных форм взаимодействия с семьями воспитанников с учетом их потребностей;

- Освоение воспитателями и педагогами навыков делового общения, контроля и самоконтроля в совместной деятельности;

- Внедрение в практику сотрудничества воспитателей и родителей новых форм взаимодействия с семьей.

Воспитатели начали активнее применять различные форматы консультаций для родителей, вовлечение родителей в образовательную деятельность, совместные проекты, организовывать  выставки семейных работ, совместные экскурсии, дни добрых дел, изготовление семейных и групповых альбомов, организацию  фотовыставок, семейных развлечений и праздников, «Почтовый ящик», устные журналы, открытые просмотры занятий, педагогические гостиные, мини-библиотеки.

В подготовительной к школе группе было создано еще одно направление взаимодействия с семьями дошкольников – Творческий клуб «Готовимся к школе вместе» как форма организации психолого-педагогического сопровождения всей семьи в процессе перехода детей к новой ступени образования. Актуальность введения данной формы партнерского сотрудничества с семьей состоит в необходимости утверждать традиционные ценности, включающие бережное отношение к семье, пропаганду семейного образа жизни. Среди большинства родителей отмечается понимание важности той определенной роли, которую играет семья в развитии ребенка, в становлении его личности на пороге школьной жизни, формировании представлений обо всех явлениях действительности (в том числе непрерывном образовании),ценностных установок младшего члена семьи на всю его дальнейшую жизнь.

В реализации этого проекта участвовали педагог-психолог, воспитатель возрастной группы, родители и воспитанники Дошкольного Образования гимназии. В течение учебного года в вечернее время ежемесячно проводились развивающие и творческие занятия со всей семьей. Дети и родители занимались одновременно. Участвуя в образовательно-воспитательной деятельности, родители являлись не только источниками информации для ребенка, оказывали реальную помощь и поддержку ребенку, но и становились непосредственными участниками образовательного процесса, обогащали свой педагогический опыт, испытывали чувство сопричастности и удовлетворения от своих успехов и успехов ребенка. Таким образом, были созданы условия для повышения компетентности  родителей, включающей развитие способности познания своего ребенка и себя как родителя, раскрытие возможностей развития ребенка в условиях Дошкольного Образования гимназии, возможностей и способов педагогического самообразования, определение задач развития ребенка и родителя.

Основной идеей для выбора тем совместной творческой деятельности явилось сохранение ценностей семьи и оказание психолого-педагогической поддержки детям и родителям в процессе подготовки к школьному обучению. Ситуация неопределенности в момент перехода с одной образовательной ступени на другую провоцирует рост ситуативной тревожности как у детей, так и у родителей. Переход от игры, как основного вида деятельности, к обучению у некоторого количества детей вызывает негативную эмоциональную реакцию, а у родителей – растерянность и неуверенность. Поэтому мы считаем, что сегодня надо говорить не столько о готовности ребенка, сколько о готовности семьи к началу регулярной образовательной деятельности ребенка. Готовность к школе является результатом достижения ребенком к моменту школьного обучения оптимального уровня развития, обеспечивающего высокую успешность школьного обучения. Поскольку готовность к школе является результатом продуманной, целенаправленной воспитательно-образовательной работы, проводимой в семье и дошкольной образовательной организации, мы пришли к выводу о необходимости создания общего образовательного пространства Дошкольного Образования и семьи. В этом пространстве на дошкольном этапе образования, на наш взгляд, особенно важным является развитие у родителей навыков поддержки образовательных усилий ребенка и формирование адекватных психологических и педагогических установок родителей.

В процессе совместной исследовательской деятельности и обсуждения различных трактовок понятий «Готовность ребенка к школе» и «Готовность родителей к обучению ребенка в школе» основополагающим были выбраны два определения. «Готовность ребенка к школьному обучению - это интегральная характеристика достигнутого ребенком к моменту поступления в школу уровня интеллектуального, нравственно-волевого, личностного и физического развития. Готовый к школе ребенок активно принимает новую позицию школьника, успешно выполняет новые требования к деятельности и поведению, демонстрирует высокую продуктивность обучения». «Готовность родителей к обучению в школе - совокупность компетенций родителей по проектированию и реализации образовательного маршрута ребенка без ущерба для его развития».

Готовность родителей к обучению ребенка в школе также является многокомпонентным образованием. По данным исследования И.А.Хоменко, в работе с родителями необходимо учитывать четыре составляющих готовности родителей к обучению их детей в школе. Автором выделены психологическая, материальная, социально-юридическая и педагогическая составляющие. В каждой составляющей определены позиции: знания, осознание и владение. Особое внимание в нашей работе было уделено психологической и педагогической составляющим.

Психологическая готовность родителей подразумевает:

- знание ими основных законов обучения и развития человека, методов диагностики психологических проблем детей, критериев психологической готовности детей к обучению;

- осознание своих особенностей, комплексов, установок, амбиций в вопросах обучения ребенка;

- владение методами релаксации и саморегуляции, способами установки эмоциональной связи с ребенком, методами разрешения конфликтных ситуаций.

Материальная готовность родителей предполагает:

- знание ими основных материально-технических потребностей учебного процесса, характеристик безопасных (полезных) товаров для детей;

- осознание своих реальных материальных возможностей;

- умение оптимально подобрать и приобрести необходимый инвентарь для ребенка, ориентироваться в существующих товарах и услугах, распоряжаться бюджетом и планировать на перспективу, организовывать быт ребенка – ученика.

Социально-юридическая готовность родителей означает:

- знание основных законов, касающихся здоровья, обучения и соблюдения прав ребенка, ресурсных центров помощи семье и ребенка;

- осознание уровня ответственности за жизнь, здоровье и образование своего ребенка;

- владение навыками поиска необходимой информации и навыками по отстаиванию своих прав и прав ребенка.

Педагогическая готовность родителей включает в себя:

- знания требований и возможностей системы образования, особенностей ребенка и уровня его развития, критериев выбора школы и учителя, способов развития ребенка и сохранения его здоровья;

- осознание роли родителей в образовании и развитии ребенка, образовательных запросов и ценностей;

- умение организовывать процесс обучения и развития ребенка, ориентироваться в информационных источниках и самообразовываться.

И.А.Хоменко предлагает развивать следующие слагаемые педагогической компетентности родителей:

- умение ставить образовательные задачи;

- владение основными приемами их реализации;

- умение анализировать свой опыт;

- умение прогнозировать результаты;

- умение создавать обстановку доверия, психологической безопасности и равноправного сотрудничества;

- умение учитывать потребности ребенка;

- устойчивое психо-эмоциональное состояние;

- адекватная самооценка;

- спокойствие и уверенность;

- применение оригинальных приемов в воспитании ребенка.

В нашей работе основной акцент был поставлен на умение создавать обстановку доверия, психологической безопасности и равноправного партнерства, умение сохранять устойчивое психо-эмоциональное состояние, спокойствие и уверенность, а также умение учитывать потребности ребенка.

Поскольку занятия имели целью как развитие системы знаний, так и формирование навыков взаимодействия, познания и самопознания, их система в Творческом клубе «Готовимся к школе вместе» включала различные форматы встреч, как групповую, так и индивидуальную работу.

Групповые формы для детей и взрослых (совместные занятия): занятия с элементами тренинга и арт-терапии, КВНы, литературная гостиная, экскурсии в школу, библиотеку и школьный класс, прогулки, подвижные, деловые и ролевые игры с предварительным изготовлением атрибутов. Особый интерес вызывал у родителей просмотр видеозаписей интервью с детьми по темам предстоящего обучения в школе.

Групповые формы работы с детьми: развивающие занятия художественно-творческой деятельности с элементами арт-терапии, подвижные, сюжетные, ролевые, театрализованные, дидактические игры, диагностические игры и упражнения.

Индивидуальные формы работы с детьми: диагностика особенностей развития эмоционально-личностной и коммуникативной сферы детей и уровня их психологической готовности к обучению в школе, интервьюирование, игровые и коррекционные занятия.

Индивидуальные формы работы с взрослыми включали в себя консультации психолога, диагностику взаимодействия в семье, семейные консультации, в которых принимали участие и педагог, и психолог.

Мониторинг эффективности новых форм сотрудничества с семьей показал положительную динамику по всем направлениям развития взаимодействия педагогов гимназии с семьей:

- рост степени удовлетворенности педагогов и родителей, включенных в процесс сотрудничества до 96%;

- повышение уровня психолого-педагогической компетентности воспитателя и родителей с 18 до 63% по результатам самодиагностики;

- рост активности родителей в образовательном пространстве группы и гимназии до 97%;

- снижение уровня ситуативной тревожности дошкольников и их родителей до уровня нормы.

В начале нашей общей деятельности большинство родителей отмечали (по результатам самодиагностики) что имеют отрывочные, фрагментарные знания по воспитанию детей, используют традиционный стиль воспитания, часто не задумываются о последствиях своих воспитательных стратегий, действуют наобум, в зависимости от своего настроения и часто не уверены в себе. Таким образом, можно было констатировать педагогическую некомпетентность и воспитательную несостоятельность родителей. К концу учебного года ситуация изменилась. Подтвердили результаты работы и педагоги начального образования гимназии. Они отмечают, что родителей, посещавших занятия Клуба, отличают спокойствие и уверенность, знание психологических (возрастных и индивидуальных) особенностей своего ребенка, адекватная оценка его способностей и возможностей в образовательном процессе. Эти родители легко вступают в партнерские отношения с педагогом, способны к совместной с педагогом деятельности по постановке воспитательных и образовательных задач для своего ребенка. Они достаточно адекватно оценивают свои возможности, способны на конструктивный диалог со всеми участниками образовательного пространства гимназии. Эти родители осознают, что они сами являются основным  образовательным ресурсом для ребенка: их интересы, уровень компетентности, профессиональные и личные связи помогают простроить индивидуальный образовательный маршрут ребенка.

Можно сделать вывод, что в процессе сотрудничества педагогов и родителей удалось объединить усилия семьи и Дошкольного Образования гимназии для развития и воспитания детей; создать атмосферу партнерства и взаимопонимания между взрослыми и детьми, в которой каждый участник смог проявить себя как активный субъект образовательного процесса.

Список литературы

1. Марковская И.М. Тренинг взаимодействия родителей с детьми. – СПб.: ООО Издательство «Речь», 2000.

2. Носова Е.А. Формирование активной позиции родителей в педагогическом образовании. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2009.

3. Середа Е.И. Тренинги решения семейных проблем: Практическое руководство. – СПб.: Речь, 2008.

4. Хоменко И.А. Проектирование образовательного маршрута семьи.// Народное образование. – 2011.-№8. – С.266-270.

5. Хоменко И.А. Детская и родительская – чья готовность к школе важнее.// Народное образование. - 2010 - №6. – С.247-253.