Технологическая карта интегрированного урока русского языка, литературы и истории по теме "Русь и Золотая Орда. Политическая, экономическая зависимость и культурное влияние Золотой Орды на Русь" в 6-м классе в соответствии с требованиями ФГОС ООО

Разделы: История и обществознание, Русский язык, Литература


Педагогические задачи

Сформировать общее представление о взаимоотношениях Руси с ханами Золотой Орды; раскрыть последствия ордынского ига и его влияние на политическое, экономическое и культурное развитие Руси; способствовать формированию представлений учащихся о важных исторических событиях древней Руси, закреплению ощущения связи времен, подлинности описываемых в летописях и исторических источниках событий, содействовать развитию интереса к истории своего Отечества, к истории развития русского языка, литературы и культуры в целом. Создать яркое образное представление о периоде вассальной зависимости Русского государства от монголо-татар; о ярких страницах истории нашей Родины, о выдающихся личностях этого периода.

Тип урока

интегрированный

Планируемые образовательные результаты

Предметные результаты: иметь представление о событиях русской истории периода Золотой Орды  , видеть результаты политической, экономической зависимости и культурного влияния Золотой Орды на Русь; формировать собственное отношение к этому периоду развития русской истории и русского языка и литературы, знать пути и причины заимствования лексики в русский  язык из других языков мира.

Метапредметные результаты:

  • познавательные: ориентироваться в учебном материале, находить нужную информацию в различных источниках/ словарях, справочниках, в Интернете/; отвечать на вопросы учителя, обобщать учебный материал, делать выводы; умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачами коммуникации для выражения своих мыслей; планирование и регуляция своей деятельности.
  • регулятивные : рационально организовывать свое рабочее место, овладевать различными способами решения учебных задач, оценивать свои достижения на уроке.
  • коммуникативные: проявлять готовность вести диалог, участвовать в коллективном обсуждении, готовить развернутое устное монологическое высказывание по данной теме, подбирать нужные аргументы для подтверждения собственной позиции.

Личностные результаты: осознавать личностный смысл учения, проявлять готовность к саморазвитию и творческому самовыражению; анализировать и характеризовать эмоциональные состояния и чувства окружающих; осознавать эстетическую ценность русской литературы и языка; развитие  интереса  к истории страны, уважительное отношение  к культурным традициям других народов и друг к другу в многонациональном коллективе.

Методы и приемы обучения

Фронтальная беседа, индивидуальная работа/ выразительное чтение наизусть, пересказ/, элементы театрализации, опережающее задание / подбор и изготовление костюмов для инсценирования/, защита творческого проекта учащихся

Образовательные ресурсы

  • А.А.Данилов, Л.Г.Косулина История России. 6-9 классы. Программы общеобразовательныхучреждений, М.: Просвещение. 2009 г.
  • Е.В.Агибалова, Г.М.Донской История Средних веков 6 класс. Программы общеобразовательных учреждений, М.: Просвещение. 2009 г.
  • Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Уроки отечественной истории. 2006.
  • Толковые и этимологические словари.

Оборудование

Компьютер, экран, мультимедийный проектор; мультимедийная презентация к уроку, выставка исторических книг  и художественная выставка иллюстраций картин русских художников Васнецова, Кившенко, Корина, Ромадина об истории Древней Руси.

Демонстрационный материал

Карты “Киевская Русь”, “Борьба с иноземными захватчиками”, репродукция картины Сергея Иванова «Баскаки».
Раздаточный материал для групповой работы с историческими текстами.

Основные понятия

Татаро-монгольское иго, великий хан, баскак, ордынское владычество, ярлык на княжение, тюркские заимствования, художественное полотно, изобразительно-выразительные средства картины, композиция, художественный образ.

Организационная структура урока

Приложения

9.11.2018