Интеллектуальная игра «Что? Где? Когда?» для учащихся 8–9-х классов по теме «Жизнь и творчество А.С.Пушкина»

Разделы: Литература, Внеклассная работа


Форма проведения: Клуб Знатоков.

Место: кабинет истории.

Возраст детей: 14-15 лет.

Количество участников: 1 команда, 6 человек.

Продолжительность: 45 минут.

Тематика: жизнь и творчество А.С.Пушкина.

Цель: активизация познавательной деятельности учащихся.

Задачи:

  • формирование у учащихся чувства партнерства;
  • развивать дружеские отношения в детском и взрослом коллективе, связанные общим делом;
  • применять полученные ранее знания в нестандартных условиях;
  • расширение кругозора школьников;
  • стяжать любовь к русской классической литературе.

Оборудование: медиапроектор, презентация PowerPoint, экран, микрофоны, музыкальная аппаратура, кассеты, диски с песнями и музыкой; фото- и видеоаппаратура.

Принадлежности: игровое поле с номерами-секторами, конверты с заданиями, табло, часы, гонг, чёрный ящик и его содержимое, волчок "Скачущий всадник" или вертушка (внутри теннисные шарики с номерами и скрипичными ключами), призы, листы бумаги, ручки, карандаши

Оформление: игрушка совы, афиша, программа игры, пригласительные билеты, зал оформлен плакатами (детскими и покупными) с названием игры, по теме игры, шариками; цветные конверты.

Презентация.

На сцене находится стол для ведущего. За ведущим расположено табло для счёта игры.

Музыкальное оформление:

  • музыка из телевизионной передачи;
  • номер.

Ответственные: (кто выносит чёрный ящик – в белых перчатках, в цилиндре/шляпе), распорядитель зала, 1 ученик меняет табло на сцене.

Программа викторины

1. Сбор участников.

2. Краткие правила от ведущего.

3. Начало.

4. Ход игры.

5. Объявление результатов.

6. Награждение победителей.

7. Окончание игры.

Проходит по примеру телевизионной игры Что? Где? Когда?, которую придумал в 1975 году телеведущий Владимир Яковлевич Ворошилов. Сущность игры заключается в противостоянии команды Знатоков (игровой команды из шести человек) команде Телезрителей. Знатоки должны за одну минуту при помощи только собственного ума найти ответ на вопрос, присланный телезрителем. Как правило, игрокам задаются вопросы, ответить на которые можно с помощью общих знаний и логики. За каждый правильный ответ команда Знатоков получает одно очко, в случае неверного ответа очко начисляется команде Телезрителей. Игра ведётся до шести очков. Если во время оглашения ведущим вопроса знаток понял ответ на него, он может подать знак (обычно это кулак с отогнутым вверх большим пальцем), после чего капитан команды может сказать ведущему до начала непосредственно обсуждения вопроса, что ответ готов. Если ответ оказывается верным, вдобавок к баллу в пользу знатоков, у команды появляется возможность взять дополнительную минуту обсуждения. Количество минут зависит от количества досрочно данных верных ответов, и команда может взять больше одной дополнительной минуты подряд.

Правила игры Что? Где? Когда?

Играет команда из 6 участников. Ведущий читает вопрос. По сигналу начинается минута обсуждения, в течение которой команды должны придумать ответ. За 10 секунд до истечения минуты обсуждения раздается звуковой сигнал. Команда записывает свой вариант в заранее заготовленный бланк ответа, и по окончании минуты капитан команды сдает свой ответ ведущему. Через 10 секунд после истечения времени, отведенного на очередной вопрос, ответы не принимаются.

После розыгрыша каждого вопроса ведущий зачитывает варианты ответов и объявляет верный ответ.

Команда, ответив верно на вопрос, получает 1 балл; ответив не верно, или не ответив вовсе — 0 баллов, а 1 балл зарабатывает команда учителей.
Игра идет до 6 баллов.

За игру команда может получить максимум 6 баллов и минимум 0 баллов.

ХОД ИГРЫ

Организаторы мероприятия приглашают зрителей занять свои места в зале. Команда ожидает своей очереди немного в стороне. После объявления каждого члена команды приглашается в зал и усаживается за столом, последним объявляется капитан команды. Экран, медиапроектор. Игровой стол нужно поставить на середину класса, на него - игровое поле (волчок). Гостям предоставлено право выявить самого сильного игрока. На столе разложены конверты с номерами заданий. У ведущего находятся тексты заданий с ответами.

ВЕДУЩИЙ: – Здравствуйте, уважаемые гости!

Играет вступительная мелодия игры.

ВЕДУЩИЙ: – Мы рады приветствовать Вас в нашем клубе «Что? Где? Когда?».

– Сегодня состоится командная игра, где каждый может показать свой ум, находчивость, логику мышления. Нами выбрана непростая тема – Жизнь и творчество А.С.Пушкина.

– Уважаемые члены клуба и зрители! Во время игры вы внимательно должны следить за ходом обсуждения и в конце выбрать лучшего игрока.

– И так, в клуб приглашаются наши знатоки, или за игровой стол приглашаются …

Барабанная дробь, играет музыка.

ВЕДУЩИЙ: – А теперь я познакомлю Вас с правилами нашей игры! Вы видите на столе конверты.

– Игра идет до 6 очков.

– 13 сектор – вопрос от гостя.
 Гонг

Далее, собственно, начинается сама игра, в ходе которой игрокам задаются вопросы, дается время, после которого игроки отвечают на вопросы.

 Крутим волчок.

Играет музыка.

Основные вопросы

1. Вопрос от учителя истории. Супер-блиц (играет один игрок)

1.

«Властитель слабый и лукавый,
Плешивый щеголь, враг труда,
Нечаянно пригретый славой
Над нами царствовал тогда».

Это отрывок из произведения Пушкина «Евгений Онегин» (гл. 10). Какого императора Пушкин называет щеголем? (Александра I)

2. Какой царь возвратил А.С.Пушкина из ссылки в 1826 году? (Николай I)

3. Как звали князя, который принимает смерть от коня своего. (Олег, «Песнь о вещем Олеге»)

 1 минута на размышление.

ИГРОКИ: совещаются и дают свой ответ тот, кого называет капитан команды.

ВЕДУЩИЙ: – Уважаемые знатоки, ... называет правильный ответ.

ПОМОШНИКИ: выставляют на табло результаты команд.

2. Вопрос от учителя химии и информатики

Внимание! «Чёрный ящик»!

Все любят играть в компьютерные игры «Косынка», «Паук», «Солитер», «Червы». Они не выходили из головы героя «Пиковый дамы» и шевелились на его губах. Увидев молодую девушку, он говорил: «Как она стройна!.. Настоящая ….». У него спрашивали: «который час», он отвечал: «без трети минут …». Всякий пузатый мужчина напоминал ему …»

Какие три карты лежат в черном ящике? (Червонная тройка, семёрка пики, туз треф (крести) (3+7+11=21)

3. Вопрос от учителя начальных классов

«Ах! Умолчу ль о мамушке моей…» Кого имел в виду поэт? (Свою няню, Арину Родионовну Яковлеву)

4. Вопрос от учителя начальных классов

Внимание! «Чёрный ящик»!

Этот предмет очень часто используется героями сказок, в том числе и Пушкиным, для того, чтобы узнать правду о себе. Что за предмет находится в черном ящике? (зеркальце)

5. Вопрос от учителя географии

Что сделал главный герой повести «Капитанская дочка» Петруша Гринев из географической карты? (Воздушного змея)

6. Вопрос от учителя иностранного языка

Мы тотчас поладили, и хотя по контракту обязан он был учить меня по … и всем наукам, но он предпочел выучиться от меня кое-как болтать по-русски, - и потом каждый из нас занимался уже своим делом. Каким языкам должен быть учить Бопре Петра Гринева, главного героя повести «Капитанская дочка»? (по-французски и по-немецки).

7. Вопрос от директора школы

Знаете ли вы известный пушкинский афоризм о воспитании: «Мы все учились понемногу…»? (Чему-нибудь и как-нибудь)

8. Вопрос от учителя русского языка и литературы

Один из русских поэтов называл Пушкина своим наследником, а другой — «победителем-учеником». Кто эти поэты? (В.А.Жуковский и Г.Р.Державин)

9. Вопрос от учителя русского языка и литературы

По возвращении с Кавказа Пушкин пишет стих «Я вас любил…». Сколько в этом стихе слов с корнем -люб- ? (5)

10. Вопрос от учителя физики и математики

В семнадцатом примечании к «Евгению Онегину» Пушкин писал: «Смеем уверить, что в нашем романе время расчислено по календарю». Действительно, внимательно читая роман, можно легко установить, когда, в каком году и в каком месяце и даже какого числа проходили те или иные события в романе. Назовите точную дату дуэли (день недели, число, месяц) (понедельник, 27 января). (Да. Татьяны именины/ В субботу…).

11. Вопрос от учителя физической культуры

Какими тремя видами спорта занимался А.С.Пушкин в Лицее? (борьба, фехтование, лапта, гимнастика, верховая езда)

12. Вопрос от учителя изобразительного искусства

Какие картинки висели в жилище станционного смотрителя, как бы предсказывая бегство его дочери из родительского дома? (Истории блудного сына)

13 сектор

Вопрос от гостя

Заключение. Объявление результатов.

  • Победила команда знатоков или педагогов.
  • Награждение победителей.
  • Выбор лучшего игрока.

ВЕДУЩИЙ: – По мнению зрителей лучшим игроком оказался …

Самый оригинальный вопрос (выбирают члены команды).

Играет музыка.

ВЕДУЩИЙ: – Всем спасибо за участие в нашей игре. Объявляю конец игры. До новых встреч, друзья!

 Гонг

9.11.2018